Народный фольклор в эстетическом воспитании
учебно-методический материал на тему

Александрова Надежда Сергеевна
Народный фольклор в эстетическом воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya.docx63.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Введение

Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. Содержание образования, заключающееся в передаче знаний, умений, навыков постепенно утрачивает свое первостепенное значение. На первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Детское рисование и рисунок как «продукт» изобразительной деятельности являются одним из наиболее интересных личностных проявлений ребенка. На протяжении длительного времени детское рисование как процесс и рисунок как явление представляют собой объект изучения и исследования специалистов различных направлений: искусствоведов, психологов, педагогов, биологов, социологов и. т. д. Это объясняется, прежде всего тем, что детский рисунок и изобразительная деятельность, связанная с ним, являются ключом ко многим скрытым сторонам личности ребенка и как явление многогранное и многофункциональное рассматривается с разных точек зрения в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователем.

Детское изобразительное творчество понимается нами как один из способов освоения окружающей действительности, и соответственно детский рисунок также представляет собой адекватное отражение восприятия окружающего мира, имеющее некоторые особенности, связанные с возрастом.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) характеризуется повышением интереса детей к продуктивным видам деятельности, особенно к рисованию

( Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина,  Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, и др.) и представляет собой наиболее благоприятный период для развития художественно-творческих способностей.

В работе  придерживаюсь точки зрения исследователей, доказывающих необходимость определенного педагогического воздействия, обеспечивающего возникновение и развитие детского творчества. В понятие "педагогическое воздействие" вкладывается различное содержание в зависимости от научных взглядов авторов. В контексте  исследования под педагогическим воздействием понимается создание наиболее благоприятных условий для развития креативности детей, а также включение в практику работы таких форм и методов, которые обеспечили бы максимальное проявление творческой активности в художественной деятельности.

Одним из важнейших условий развития детского художественного творчества является знакомство детей с миром изобразительного искусства, восприятия народного фольклора в изобразительном искусстве детей.

Фольклор как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В нем воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире, где живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в фольклоре отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

   Детский рисунок как специфический способ отражения окружающей действительности может оказывать существенное влияние на повышение интереса детей к процессу изобразительной деятельности, содействовать нахождению ребенком различных способов воплощения замысла, расширить палитру средств художественной выразительности, что в результате будет способствовать обогащению содержательной стороны образа в творческих работах дошкольников.

1. Особенности народного фольклора в создании выразительного образа в рисунках старших дошкольников

Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит народному фольклору. Характерная особенность фольклора – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на осознание и чувства человека, воспитывают в нем определенные отношения к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством народного фольклора воспитывается умение видеть яркое, осознавать и воспринимать в художественных образах.

Народный фольклор, богат по своему идейному содержанию. И совершенный по художественной форме, формирует художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное, яркое.

В каждом герое народного фольклора мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, благодаря выражению его в художественных образах.

Фольклор пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого, более яркого понимания сказочных образов.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека.[15;5]

Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство рисования раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются новыми идеями.[15;11]

Иллюстрации в книгах - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации – одно из сильных средств воспитания. Яркие иллюстрации помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание.[15;12]

В дошкольных учреждениях детей знакомят с народным фольклором. Правда он используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Народные образы, созданные хорошим художником – иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников старшего возраста с художественной иллюстрацией будут способствовать:

- развитию сюжетных композиций в рисунках детей;

- эстетическому воспитанию дошкольника.

На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по “правильности” изображения, но и по выразительности образа, его художественности.

В отличие от образа в профессиональном искусстве, народный фольклорный герой, как образ, в детском рисунке требует иных критериев для оценки. Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование художественного образа происходит в условиях воспитания и обучения, то есть взрослый человек-педагог – играет очень большую роль.

Выше сказанное дает основание остановиться на некоторых важных аспектах изображения, характере образа в детском творчестве, специфике выразительно-изобразительных средств, особенности замысла. [13;130]

Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия народной книжной иллюстрации. Вот почему одним из важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения. Народный фольклор, как никогда, способствует этому.

Воспитание образного видения сюжетов литературных произведений в иллюстрациях стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка.

Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Например баба Яга в сказке, может быть дорисована с злыми глазами и клыками. Так ребенок воспроизвел то, что увидел на картинке, хотя этого может и не быть.

Образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой и т. д.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. [28;123]

2. Виды детского фольклора

Расширение фольклорного поля, новые методологические принципы, касающиеся самого понятия «фольклор», достижения современной отечественной и мировой науки о детстве (Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Маргарет Мид, Жан Пиаже, Э. Эриксон, М.В. Осорина и др.) внесло свои коррективы в представление об объеме, содержании и границах категории «детский фольклор». Сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор (это прежде всего «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию. 

Современное осмысление категории «детский фольклор» требует осознания его специфики, для выявления которой недостаточно рассмотрение детского фольклора лишь в русле народной традиции и народной педагогики. Для этого необходимо равноценное внимание к обоим словам (а за ними явлениям) понятия «детский фольклор».

Несомненно, детский фольклор – прежде всего фольклор, он принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.

Вместе с тем в детском фольклоре, если говорить о нем в контексте народной традиции, есть свои особенности. Детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребенка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребенка.

Детский фольклор не знает моножанров, требующих особой эпической памяти.

Изучение исполнительства в детском фольклоре в свете теории информации привело С.Лойтер к выводу об особенностях контактной связи, когда сам факт произнесения текста совершается не в обстановке исполнитель/слушатель, а в разнообразных формах игровой активности детей, повторяющих из поколения в поколение одни и те же формы творчества. В атмосфере живого, естественного общения детей каждый акт исполнения, произнесения текста благодаря «подхватыванию» (термин В.Е. Гусева), включенности в игру становится актом воспроизведения и передачи, когда возникает обратная связь. И тогда на основе традиционной модели происходит рождение, исполнение или воссоздание текста. Так специфически обнаруживают себя в детском фольклоре отдельные закономерности фольклорного творчества.

В постановке и подходах к проблеме специфики плодотворной и важной представляется получившая развитие в последние годы концепция о детях как субэтносе. Дети как самостоятельный субэтнос в рамках различных этносов мира оказываются носителями, хранителями и создателями своей субкультуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира.

Фольклор делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.

К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот.

 К несказочной прозе относятся: предание, легенда, былинка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники).

Изобразительная деятельность с использованием народного фольклора на любой стадии развития ребенка является фиксацией опыта реальной или воображаемой ролевой игры в форме изобразительного рассказа. В этом смысле между детским рисунком и профессиональным искусством нет противоречия. 

Детский фольклор находится на стадии восприятия иллюстрации. Для выхода из состояния инволюции необходимо:

 1) преодоление операционно-технического разрыва между детским изобразительным фольклором и проекционным реализмом, определение невыявленных в онтогенезе переходных стадий изобразительной деятельности и соответствующих им способов действий и операций;

2) формирование мотивов творческого развития, мотивов, содержания и смысла изобразительной деятельности нового, более высокого уровня. 

3. Особенности отбора фольклорных произведений для рисования детей 5-6 лет

Основная цель рисования с использованием народного фольклора – научить ребенка передавать свои впечатления о сюжетных героях.

Возможность установления смысловых связей между различными сюжетными композициями развивается у ребенка постепенно. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся глаными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.

Итак, общими задачами обучения рисованию с использованием народного фольклора в детском саду являются следующие:

  • Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
  • Научить передавать взаимодействия между объектами;
  • Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные(например, “Колобок катится по дорожке”, “идет снег, засыпал всю землю” и др.). но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм. [17]

Что касается определения тем изображения, то здесь педегогу следует руководствоваться следующими принципами:

  • Первый принцип отбора тем — учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.
  • Второй принцип отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг — отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.

Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения — учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта — следует одновременно руководствоваться и вторым принципом — отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно.

  • Третий принцип для отбора содержания — учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения.
  • Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений
  • Пятый принцип — учет сезонных явлений, местного окружения — природного и социального, социальных явлений и т. п.
  • Шестой принцип — по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявления дошкольников.[9]

Задачи рисования с использованием народного фольклора не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Выделяются следующие задачи обучения:

  • Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
  • Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
  • Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи.
  • Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
  • Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов с незначительными дополнениями — в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображения одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне — в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображения тех предметов, что ближе — внизу листа, дальше — наверху; варьируя расположение изображений на листе, т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньшего размера – в старших группах;

б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (с средней, но в основном в старших группах).

  • Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.
  • Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
  • Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.)
  • Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественно творческого восприятия рисунков.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

  1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
  2. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения

Рисование фольклорного героя, как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. [24; 178 - 179]

4. Особенности передачи средств выразительности в рисунках старших дошкольников по народному фольклору

На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по “правильности” изображения, но и по выразительности образа, его художественности.

В отличие от образа в профессиональном искусстве, художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки. Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование художественного образа происходит в условиях воспитания и обучения, то есть взрослый человек-педагог – играет очень большую роль.

Выше сказанное дает основание остановиться на некоторых важных аспектах изображения, характере образа в детском творчестве, специфике выразительно-изобразительных средств, особенности замысла.[13; 130]

В. С. Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации.

В своей книге “Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта” В. С. Мухина природу детского рисования объясняет с точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей, о присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что “ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает”,[6; 108] не считаясь с действительным видом предметов.

Противоречивые высказывания предоставлялись Е. А. Флериной, Е. И. Игнатьевым, считая, что ребенок мало способен к абстракции и его изображения отражают подлинную реальность.[27; 20]

Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание, что индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

Рисунок, как определенный продукт детского творчества, оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность. Другие, рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков.

Н. А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.

Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности.

Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения сюжета и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.

Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия книжной фольклорной иллюстрации. Вот почему одним из важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения.

Воспитание образного видения сюжетов народного творчества в иллюстрациях стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка.

Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.

Фольклорные образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой и т. д.[9; 123 ]

Р. Мирошкина в своей работе “Формирование выразительности образа в детских рисунках” критически отмечает, что воспитатели часто игнорируют функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы, в результате чего происходит объединение содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность, перестают удовлетворять ребенка. Р. Мирошкина предлагает средство, способствующее улучшению выразительности детских рисунков – это рассматривание народных фольклорных героев, иллюстраций в книгах.

На основе психологических исследований Б. М. Теплова о необходимости сочетания компонентов художественной деятельности (процессов восприятия, исполнительства, творчества) и ее влияние на художественное развитие ребенка, обучение детей изображению графических форм на основе восприятия художественных средств книжной графики, возможно способствует созданию детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче формы предметов, благодаря эмоциональному отклику детей на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям необходимо овладеть способами восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного графического образа.[19; 28]

Ведь у пяти-шести летних детей особенна тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать образ, соответствующий его представлению о данном предмете. Показывать, как рисовать данный предмет ни в коем случае нельзя, ведь у детей уже достаточно умений (они знают, что такое пятно и линия), чтобы создать такой выразительный образ, о котором “иные взрослые художники могут только мечтать”.

Рисование на темы, предлагаемые воспитателем, не исчерпывает всех накопленных детьми впечатлений от окружающей жизни, литературных произведений, народных фольклорных героев, просмотренных спектаклей. Этих впечатлений очень много, и они находят отражение в рисунках по замыслу. Рисунки становятся разнообразнее, отражают более широкий круг явлений. По этому поводу Б. М. Маршак отмечает, что данный вид рисования вызывает осмысленное изображение пространства, связность отдельных предметов между собой. Умение наблюдать, видеть, анализировать, овладение способами изображения и техническими приемами в предметном рисовании (с натуры, по памяти) положительно влияет на выполнение сюжетных рисунков.

Когда дети осмысливают способ расположения предметов в пространстве, они проявляют инициативу в передаче сюжета. В процессе рисования дети свободно пользуются приемами закрашивания, усвоенными ими, выбирают цвета и оттенки.

Ограничение расположения изображений (неправильное руководство композиционной стороной рисунка) мешает развитию памяти, мышления, воображения, ведет к простому подражанию и, естественно, тормозит развитие творчества.

Выполнение сюжетного рисунка труднее тем, что здесь необходимо выразить отдельные сцены, события. Передать соотношение предметов, композиционно построить рисунок, связно и понятно передать содержание, самостоятельно найти приемы изображения на основе уже усвоенного.

Знание приемов изображения ряда предметов и способов расположения их в пространстве, умение подбирать цвета позволяют детям правильнее передавать задуманное в рисунке.

Мы считаем, что наиболее ярким и выразительным станет влияние взаимосвязи слухозрительных представлений на восприятие книжной иллюстрации, так как, для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен зрительно шаг за шагом проследить, рассматривая соответствующую картинку, что дает полное представление детям, основанное на целостном восприятии сюжета литературного произведения, и способствует воплощению изображения в рисунках детей.

Таким образом, развитие народного фольклора в рисунках детей старшего дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от книжной иллюстрации.

Заключение

 Народный фольклор, богат по своему идейному содержанию. И совершенный по художественной форме, формирует художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное, яркое. В каждом герое народного фольклора мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, благодаря выражению его в художественных образах. Фольклор пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого, более яркого понимания сказочных образов.

       Сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя классический детский фольклор (это прежде всего «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию. 

         Анализ содержания детских рисунков дает основание, что индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка. Рисунок, как определенный продукт детского творчества, оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность. Другие, рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков.

 Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия книжной фольклорной иллюстрации. Вот почему одним из важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения. Воспитание образного видения сюжетов народного творчества в иллюстрациях стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка. Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке. Фольклорные образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой и т. д.

 

                         

                       

 Список используемой литературы

  1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение- 2007-228с.
  2. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение- 2007-228с.
  3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. –М.: Педагогика, 2002г.-338с.
  4.  Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 2004-289с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С.-П., 1997-320с.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие –М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 272 с.
  8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.Просвещение, 1995.
  9.  Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
  10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М., 1999. – 344 с.
  11. Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги- М., Просвещение, 2001-125с.
  12. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре –М., 2002-268с.
  13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 – 213 с.
  14. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М., 2002- 175с
  15. Комарова Т.С.. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Уч. 1
  16.  Комарова Т.С, Детское изобразительное творчество. Дошкольное воспитание. – 2005. -№2
  17. Косминская и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». – М., «Просвещение», 1977 г.
  18. Лыкова И.А. – Художественный образ как общение. ЭЖ. «Педагогика искусства» №3 2008 г.
  19. Мирошина Р. Дошкольное воспитание,1988 №7.
  20.  Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 2009-156с
  21. . Новикова Г.П. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей”. АРКТИ, 2003 г.
  22.  Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987- 233с.
  23. Погодина С. Дошкольное воспитание, 2010 №5.
  24. Пралеска: Программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – с. 178-179
  25. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина – М., 1965.  
  26. Флерина Е.А. Дошкольное воспитание, 2002 год.
  27. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961-264с.

  1. Шорохов Е.В. Основы композиции. –М.: Просвещение, 1979-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...

Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...