Волшебные превращения
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Воротникова Любовь Петровна

Цель: Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования и применения моделей и схем.                                                    

Задачи:

1.Закрепить знания о свойствах воды .

2. Упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему                                                                                              

3 .Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

4.  Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

 5 Обогащать словарный запас детей;

 6.  Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnye_prevrashcheniya.docx82.32 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебные превращения.

Цель: Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования и применения моделей и схем.                                                     Задачи:

1.Закрепить знания о свойствах воды .

2. Упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему                                                                                               3 .Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

4.  Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

 5 Обогащать словарный запас детей;

 6.  Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Оборудование: Схемы, ёмкости  со снегом и льдом, ложечки, тарелочки салфетки.

Ребята, к нам на занятие пришёл гном- Капелька, он приглашает в свою лабораторию,а чтобы  узнать чем мы будем заниматься, нужно отгадать загадки, которые приготовили для вас его друзья – капельки. Показ слайд шоу.

Ребята, как вы думаете  о чем мы сегодня будем говорить? (О воде)  Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). – (Умываться, поливать и купать комнатные растения, стирать бельё, мыть полы, посуду, готовить на кухне обед.

Давайте , глядя на схему вспомнимсвойстваводы: какого цвета вода? (бесцветная, прозрачная)

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, И так вода не имеет формы

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? (Нет. Но она принимает вкус того вещества, которое было добавлено в воду). (На доске: схемы )

А сейчас мы с вами отправимся в  лабораторию.

-Гномик – капелька  прочитает  волшебное заклинание, польёт  на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки.                                                                                                                      Ну-ка, лейка, лей, лей!                                                                                                              Для ребяток не жалей!

В капельки   пусть превратятся,

От души повеселятся!

(Проводится игра «Ходят капельки по кругу)

А теперь проходите в нашу лабораторию. Сегодня будем продолжать делать опыты . Дети рассаживаются за столы. Ребята, вспомните, какое время года сейчас? Какие  признаки зимы вы знаете? Сегодня   мы с вами много нового узнаем о снеге и льде .

А Гномик-капелька предлагает вспомнить правила поведения в лаборатории -  

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Внимательно следите за результатами опыта.

-аккуратно пользуйся льдом и снегом                                                                               - своевременно поддерживай порядок на рабочем столе

- уметь слушать и слышать друг друга,

Ребята, возьмите в ладошку маленькую щепотку снега и подышите на него. Во что превратился снег?

Дети выполняют задание, отвечают на вопрос.

-Значит, снег – это …

Ответы детей (замерзшая вода).

А теперь возьмите кусочек  льда. Какие руки стали (Мокрые)  Почему они стали мокрыми?

-Да, ребята, вода может находиться в нескольких состояниях. Мы с вами уже проводили исследования с водой в жидком состоянии. А сегодня опять будем изучать это вещество, только теперь оно предстанет перед нами в виде снега и льда.

-Ребята, а ваши ладони не замерзли? Давайте погреем их немножко.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика) .Раз, два, три, четыре, пять(Загибаем пальчики по одному)Мы во двор пришли гулять.("Идём" по столу указательным и средним пальчикамБабу снежную лепили,("Лепим" комочек двумя ладонями)Птичек крошками кормили,(Крошащие движения всеми пальцами)С горки мы потом катались,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А ещё в снегу валялись.(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)Все в снегу домой пришли(Отряхиваем ладошки)Съели суп и спать легли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

-Согрелись ваши ручки?

Ребята, капельки хотят поиграть с вами в прятки. Давайте поищем  капельки, кто видит  где они спрятались? Ребята ,  как вы думаете а в снегу они могли спрятаться?

Давайте спасем капельки из ледяного плена? Подумайте , как можно спасти?

А сейчас мы проведем  эксперимент.  Одну капельку поставим  на батарею, своим теплом, горячей водой.

Скажите, где растаял быстрее лед? Почему?

А сейчас посмотрите на схему,  и скажите что обозначает этот знак?.

-Правильно. При помощи органа зрения мы можем изучить цвет вещества..

Какого цвета снег? А какого цвета лед? Какие знаки мы поставим рядом со снегом? (Белый). А рядом со льдом? (Бесцветный)

Давайте спасем капельки из ледяного плена? Подумайте , как можно спасти?

- А что означает этот знак? Что можно узнать о веществе при помощи носа?

-Правильно. Понюхаем снег, потом лед. Что вы скажете о запахе этих веществ? 

-Действительно, запаха у этих веществ нет. Какие знаки мы поставим в клеточке у носа напротив снега? (крестик)

-А напротив льда? (крестик)  

-Ребята, а какой снег на вкус? А можно его попробовать, почему?

-А лед имеет вкус? Какие значки поставим?

-А сейчас, ребята, возьмите ложки и сделайте в снегу ямку. Получилось? Теперь ложечкой перемешайте снег.

Попробуйте сделать то же самое со льдом.

-Можно сделать ямку во льду? 

-А перемешать его ложечкой.

-Как вы думаете, Почему? .

-Это говорит о том, что снег рыхлый, а лед крепкий. Прочный. (Схема)Ребята, а если лед тонкий  уронить его он разобьется, потому что лед хрупкийРебята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки?

-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?

Давайте вспомним, в каких ситуациях ребята, да и взрослые очень радуются ровному, скользкому льду.  (Катание на коньках)-Действительно, лед может принести людям и пользу, и радость, надо просто правильно им пользоваться.

-А как вы думаете, есть ли польза от снега?

-Под снегом скрываются маленькие ростки травы. Снег не дает им замерзнуть в сильные морозы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.

Ребята, давайте теперь давайте расскажем гномику  все, что мы узнали о снеге и льде.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед – это замерзшая вода.Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята ,а у гномика  остались капельки, давайте поможем им найти своих сестер в  нашей группе.

(Дети в группе находятместа  где может  находиться  вода и приклеивают маленькую капельку.Например: в уголке природы; около мойки в подсобном помещении; в игровом уголке; в туалетной комнате и т.д.)

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли ? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду

Как вы думаете, если воду снова заморозить, превратиться ли она в  лед?

Давайте проверим. Нальем в  формочки воды ,  добавим краски и выставим на холод. Завтра посмотрим, во что превратится талая вода.

Вы очень порадовали Капельку- гномика своим трудолюбием и любознательностью. И он, как всегда, награждает самых активных сюрпризами. Сегодня все ребята были активными и все получают подарки.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с Гномиком.

1,2,3,Повернись и в ребенка превратись.

Что вы узнали нового? Что вас удивило больше всего? Вам понравилосьнаблюдать за снегом и льдом?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №9»

Конспект

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе        по теме    « Волшебные превращения»

http://alfa-biz.ru/images/catalog/big/9e96dec5fcc311e35a76194152fd62a2.jpg

                                                                                         

Составила:  Воротникова Любовь Петровна

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебное превращение"

Интегрированное занятие (музыка + изо)...

Волшебные превращения

спортивное развлечение для детей младшей группы...

Проект "В мире волшебных превращений"

«Как делают бумагу»  Воспитатель обращает внимание детей на шум, доносящийся из раздевальной комнаты, предлагаю посмотреть, что там происходит. Оказывается, возле шкафчиков у модели де...

Волшебные превращения воды (проект)

Проект разработан с учетом ФГТ (интегрирование с другими образовательными областями), предназначен для работы с детьми с ОНР (подготовительная группа)....

Развлечение для старших дошкольников. Дефиле мод: "Волшебные превращения".

Дефиле мод: "Волшебные превращения". Все костюмы выполнены из бросового материала....

Тематический день "Волшебные превращения".

Сценарий организации тематического дня в детском саду «День волшебных превращений» для детей средней группы.Тема: «Мы маленькие волшебники».Участники проекта: дети среднего  дошкольного воз...