Проект "В мире волшебных превращений"
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Онипченко Ольга Николаевна

 

«Как делают бумагу»

 

 Воспитатель обращает внимание детей на шум, доносящийся из раздевальной комнаты, предлагаю посмотреть, что там происходит. Оказывается, возле шкафчиков у модели дерева стоит Незнайка и смотрит наверх. На ветке берёзы висит осиное гнездо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmire_prirody.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Как делают бумагу»

 Воспитатель обращает внимание детей на шум, доносящийся из раздевальной комнаты, предлагаю посмотреть, что там происходит. Оказывается, возле шкафчиков у модели дерева стоит Незнайка и смотрит наверх. На ветке берёзы висит осиное гнездо.

Незнайка: Добрый день ребята! Я Незнайка, спал спокойно дома ни кого не трогал. И вдруг, услышал сильный шум. Он доносился с верхней ветки берёзы (показывает на шар, висящий на дереве).

Ребята, вы не знаете, что это такое?

Дети: это, осиное гнездо.

Незнайка: удивляется, кто же построил осам такой замечательный дом в иде шарика? Может это вы, ребята постарались?

Дети: замечательные строители – сами осы.

Незнайка: «Но ведь у них нет рук, как у вас? Не говоря о таких замечательных руках как у меня (не соглашается Незнайка).

И потом, из чего же они его строили? Незаметно чтобы в их доме были ветки или листья».

  Оказывается осиное гнездо сделано из…бумаги. Но разве оно похоже на бумагу? Ведь она белая, гладкая. А осиное гнездо серо-коричневое. Где же насекомые берут материал? Как это они удивительно, производят сами?

Воспитатель:  рассказывает, как осы своими крепкими зубами делают бумагу: «Крепкими челюстями они пережёвывают кусочки старой древесины, превращая её в мягкую, влажную массу, которая называется пульпой. Потом осы её выплёвывают и разглаживают лапками, делая из неё тонкий листок, он высыхает - осиная бумага готова!

Почему же древесина превратилась в бумагу?

Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза-это вещество, которое можно найти во всех растениях: деревьях, хлопке,  рисе, кукурузных стеблях.

Незнайка спрашивает у ребят,  хватит ли людям растений, чтобы сделать нужное количество бумаги? Не может ли так случится, что все деревья в лесу срубят для того, чтобы получить нужную продукцию?  И как же люди пережёвывают древесину, для того чтобы получить  бумагу?  Это сколько же времени нужно жевать ветки, чтобы сделать всего один лист?

Воспитатель: давайте рассмотрим схему производства бумаги и рассказываю  о процессе её получения:

«Бумагу делают на специальных комбинатах, Они так и называются-целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Брёвна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят  в машине-дробилке. Крошку, которая получилась перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она и идёт на изготовление бумаги.

                            «Какой бывает бумага»

Задачи: научить детей отличать вещи, сделанные из разной бумаги, определять её качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства ( впитывает воду, мнётся, режется, горит и т. д.)

Оборудование и материал: «ящик ощущений, писчая бумага, ножницы, спиртовка, ёмкости с водой.

Дошкольники по очереди трогают бумагу, лежащую  в «ящике ощущений», определяют её на ощупь и описывают её свойства. Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребёнок даёт одно определение бумажного листа, который держит в руках (тонкий, гладкий , белый). Воспитатель предлагает: смять бумагу, разорвать её, потянуть за края в разные стороны (непрочная), разрезать, положить в миску с водой. Взрослый показывает, как бумага горит ( заодно напоминает о правилах безопасности).

Итог эксперимента: называют свойства бумаги, рассматривают вещи сделанные из этого материала

Подробно об изготовлении бумаги мы, узнавали, прочитав книгу Б.В. Зубкова  «Книжка про книжку»  

            «Экспериментируем с бумагой»:

 Задачи: познакомить дошкольников с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связанно с использованием данного материала.

Материал: салфетки, писчая, обёрточная, чертёжная бумага, ножницы, ёмкости с водой.

Ход эксперимента:  дети рассматривают разные виды бумаги, трогают её. Что общего у всех видов бумаги? Чем они отличаются?  Дети сами предлагают способы проверки  свойств бумаги.

Затем проводится серия опытов:

--дети складывают разные виды бумаги (салфеточная складывается легче, её можно сложить большое количество раз, чем другие виды; чертёжная сгибается с трудом);

--кусочки бумаги  мнут (какую смять легче? Сравнить что получилось );

--кусочки бумаги опускают в миску с водой (какая намокает быстрее? );

--даётся задание разорвать квадратики из разной бумаги ( в каком случае нужно приложить большие усилия?);

--бумагу разрезают ножницами;

--нужно подбросить квадратики одинакового размера (какой падает быстрее и почему?);

--следует подуть на небольшие кусочки разной бумаги.

 Составление карты опасностей.

Дети уже хорошо знакомы со свойствами бумаги.

Педагог предлагает каждому из них придумать и смастерить бумажного человечка, дать ему имя. Связанное с материалом, из которого он сделан. Представим. Что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать персонажу, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку?  А перепрыгнуть через костёр как Снегурочка?

Для составления карты опасностей берём лист ватмана.

 Дети смотрят на лист ватмана и вспоминают её свойства. Почему мы взяли именно ватман, а не салфетку? Рисуем на листе различные «сказочные» препятствия, с которым может столкнуться бумажный человечек. Возможно он окажется на берегу озера или у большой лужи; возможно попадёт в бурю, под дождь; возможно будет вынужден перебираться через горы; не исключено, что на его пути окажется костёр.

Задача- ребёнка провести  своего человечка по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему ( при этом нужно вспомнить свойства бумаги). Можно ли сказать о нашем герое, что он « в огне не горит и в воде не тонет»?

Физкультминутка.  

Работа в центах детской активности

Центр грамоты:

Цель: Закрепить с детьми некоторые согласные звуки, продолжать учить детей делить слова на слоги, из слогов составлять слова, находить ударный гласный звук в слове, запоминать графический образ согласной буквы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

1.Соедени стрелками половинки слов;

ГА,  ГУ, ГА, КНИ, СА, ВА, БЫ, ЗОН,  ГА, ГОН, БУ, МА, ГА,  ТЕТ, РА, ДИ

КНИГА…      БУМАГА

2.Какой звук ты слышишь чаще всего? Поставь ударение.

  Какое свойство имеет бумага сходное с поведением

  мышонка? (шуршание)

  Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».    

3.Какие звуки поселились в домике буквы Д?

 Дятел лечит древний дуб,

 Добрый дятел дубу люб (поставь ударение)

Итог: Мы научились соединять стрелками слоги в слова, находить в тексте слова с заданным звуком, ставить ударение. Знаем, что древесину применяют при изготовлении бумаги.

Центр математики

Цель:  Продолжать знакомить  детей со свойствами бумаги, развивать воображение, закрепить признаки сходства и отличия. Учить составлять рассказы по картинкам, придумывать вопросы, заполнять схемы и дописывать равенства, находить пропущенное число, видеть закономерность. Дать детям возможность представит, что если бы не было бумаги на планете Земля, смогли бы мы быть грамотными и пойти в школу!  Какую роль выполняет бумага в нашей жизни?

1. Игра «Найди бумагу» (цвет, форма, величина)

2. Составь по картинкам рассказы. Придумай вопросы. Заполни схемы и допиши равенства.

3. Вставь пропущенное число:

5+ =6           - 2   =5          + 7 = 8

  - 3 =3        7  -     =3          -3   = 5

6 -   =4            + 6 =7       8 -     =2

4. Каких предметов больше, а каких – меньше?

    На сколько? И т.д.

 Итог: Мы знаем, что если не будет бумаги на планете Земля,  у нас не будет тетрадок, книг, альбомов, картинок. И многих других предметов, мы не сможем подготовиться и пойти в школу. Поэтому бумагу надо беречь. Мы научились решать примеры, находить каких предметов больше, меньше и на сколько, находить и вставлять пропущенные числа.

 

                       «Что можно сделать из бумаги»

Задачи: изучить свойства бумаги, освоить технику изготовления предметов из папье-маше.

Материал: старая бумага, клей, кисточки, тарелочка.

Порядок изготовления: отрываем от бумаги мелкие кусочки, обильно намазываем тарелочку клеем и приклеиваем к ней первый слой бумаги. Получившийся слой снова покрываем клеем и накладываем на него следующий слой газеты (старой бумаги) и так несколько раз. Важно следить, чтобы между кусочками бумаги не было пробелов. Готовую тарелочку дети раскрашивают на занятии изобразительной деятельности.

   Изготовление  бумажной мозаики «Серый барашек»

Задачи: закрепить представления детей о свойствах бумаги, познакомить с разновидностями бумаги, учить работать в коллективе.

Материал: мягкая, старая, серая бумага, рисунок барашка с не закрашенной шубкой, клей, ножницы.

Порядок изготовления

 Загадывание загадки:  «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?»

«По горам, по долам ходит шуба да кафтан», - предлагаю рассмотреть рисунок барашка. Дети должны не просто назвать животное, но и объяснить по каким признакам они его узнали. Это домашнее животное или дикое? Что делают из его шерсти?

Воспитатель: объясняю, что дети будут «одевать» его в шубку.  И  предлагаю рассмотреть рисунок с изображением животного, у которого отсутствует шерсть ( на рисунке внутри контура-не  закрашенное место).

Шубку барашку можно  «сшить» из старой, ненужной бумаги. Какие её свойства при этом будут использоваться?  (режется, мнётся, рвётся, намокает).  Бумагу разрываем на кусочки, которые сминают в шарики. Намазываем кусочки клеем и приклеиваем их на изображение барашка.

Помимо описанных выше вариантов работы с бумагой, в рамках проекта, мы также знакомимся и успешно занимаемся искусством оригами, конструируем из бумаги, делаем бумажные поделки, в том числе из уже использованного материала, рисуем на бумаге разного типа

Центр изобразительного искусства

Цель: Формировать умение детей работать с разной бумагой, развивать ручные умения, умению путём складывания (оригами) создавать различные фигурки.

     1.  Оригами «Кораблик»

2.  Аппликация «Снеговик»

3.  Рисование на тему «Волшебный лес»

4.  «Бумажная фея» (ватман, цветная бумага, гофрированная бумага)

5.  Цветы (гофрированная бумага, салфетки)

6. Солнышко (цветная бумага)

     7.  Аппликация из цветных салфеток с рисунком.

     8.  Тарелочки из папье-маше.

    9.   Изготовление бумажной мозаики «Серый барашек»

Итог:  В этом центре у нас родилась бумажная фея и много, много всего интересного, научились делать поделки из собственной бумаги, знаем, что такое папье-маше. И что можно сделать из него.

Центр строительства

Цель: Развивать самостоятельность и инициативу  в осуществлении строительного замысла, выполнять постройки согласованно.

  1. Строительство замка для бумажной феи.
  2.  Макет леса и его обитателей.
  3. Строительство завода для изготовления бумаги.
  4. Строим целый  сказочный город для сказочных жителей.
  5.  Строительство моста для сказочного городка.

Итог: Мы научились строить разные красивые, сказочные дома, сооружения, построили замок для бумажной феи.

В процессе проживания долгосрочного проекта:

«В мире волшебных превращений», мы нашли взаимосвязь и общий интерес преемственности со школой. Дети нашего подшефного класса пришли к нам в гости, в тот момент, когда мы затронули тему: «Оранжевое настроение», наша тема заинтересовала детей, и они решили её продолжить.

В результате чего, у ребят появился интереснейший проект по данной теме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебное превращение"

Интегрированное занятие (музыка + изо)...

Волшебные превращения

спортивное развлечение для детей младшей группы...

Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и художественному конструированию "Волшебное превращение головастика в лягушку"

Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и художественному конструированию "Волшебное превращение головастика в лягушку" для среднего дошкольного возраста...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

ООД по ознакомлению с окружающим миром "Волшебные превращения капельки" ( вторая младшая группа)

Цель: Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования. Развивать представления о свойствах воды...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Волшебные превращения»

Cоздать условия для познавательно – речевого развития дошкольников и творческих способностей....