Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
статья по теме

Людмила Ивановна Морозова

Чтобы  знания стали частью внутренней культуры, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально радостными  от встречи с природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

как средство экологического воспитания

 дошкольников

      В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Он не может самостоятельно делать обобщения и анализ.  

            Поэтому ребенку следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями, т.к. формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.  И чтобы эти знания стали частью внутренней культуры, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально радостными  от встречи с природой.

      Очень успешно применяются дидактические игры с технологией ТРИЗ

     Технология ТРИЗ – это универсальный инструмент. Используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной. Происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Для младшего дошкольного возраста используются игры с яркими образами, хорошо знакомыми объектами и явлениями природы. В старшем дошкольном возрасте берутся объекты и проблемы в более сложном варианте.

       

 Например, предлагаем детям проблемные ситуации и логические задачи

*  Как вы считаете, лес может прожить без человека? А человек без леса?

    ( Лес может прожить без человека, а вот человеку без леса трудно. Лес дает нам чистый воздух, в лесу мы собираем грибы, ягоды, лес защищает наши поля от сухих ветров, лес дает нам древесину. Поэтому лес надо беречь всем: и взрослым, и детям. Лес – наше богатство!)

*  Коля с Витей играли на площадке детского сада. Вдруг они увидели, как на цветок села красивая бабочка. «Давай поймаем ее», - предложил Витя. – «Покажем всем ребятам, какая она красивая!» «Нельзя ловить бабочек », - сказал Коля. Кто из мальчиков был прав?

(Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же как и ловить птиц и зверей. Бабочка – очень красивое и полезное насекомое. Она ловит в воздухе комаров, мошек. Другие бабочки опыляют растения и этим самым приносят пользу)

*Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

*   Вчера я была возле речки и вот что увидела: два мальчика кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли поступили мальчики? Что бы сказала речка мальчикам?

(Если каждый будет кидать в речку все, что захочет, дно будет засоряться. В речке живет много растений, рыб, моллюсков. Без воды они погибнут. Из речки берут для разных нужд воду. Без воды не может жить человек, звери. Значит, необходимо беречь речки, озера, пруды).

*  Часто Рома с дедушкой  в лес. Любили они пить воду из лесного родника. Чистая, холодная, вкусная. А однажды пришли и увидели, завален родник сучьями, нападали листья, кто-то банку бросил. Рома сказал: «Дедушка, почему тут вода грязная? Не будем ее пить». А дедушка сказал… Что сказал Роме дедушка?

(Дедушка сказал Роме, что вода нужна в лесу не только человеку, но и птицам, насекомым, зверям. Все, кто живет в лесу – наши друзья, а друзьям надо помогать. Все люди, которые придут напиться к роднику, будут благодарить  нас, если мы расчистим его).

*  Нашел Алеша в траве гнездо пеночки с яичками. Маленькие яички ему понравились. Он хотел их взять домой.  пеночка кружилась над ним и кричала.

Что пыталась сказать Алеше птичка? Как правильно поступить Алеше?

 

* Сказка «Теремок» - нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес.  Что бы вы им посоветовали?  

            Существуют правила, которые сделают процесс обучения максимально эффективным:

  • На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  • Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание желательно сопровождать  наглядным материалом.

      Какие же игры бывают в ТРИЗ?  

    Картотека этой методики очень разнообразна.

Некоторые примеры

  Маша-растеряша".

Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, лейка с водой). Как же я теперь буду поливать цветы?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

«Хорошо – плохо»

 Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

    Воспитатель: Насекомых много – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что бабочки красивые, весело жужжат жучки. И т.д.

   Воспитатель: Насекомых много – это плохо. Почему?

Дети: Потому что много комаров не дают играть, кусают и т.д.

      В: Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становится тепло. Папа разведет костер, будет весело.
   В:
Огонь - это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
     В:
Листопад - это хорошо?
Д: Да! Земля становится красивой, листва шелестит под ногами.
    В
: Листья под ногами - плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылится или будет мокрая, если после дождя.

Игра «Что умеет делать?»  

Цель:учить выделять функцию объекта.

 Ход:Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него. Например:

В: Что может растение? 
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В:
Что может лед? 
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие
полезные функции у льда? 
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В:
Что может дождь?
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

Игра «А что еще?»,  «А кто еще?»

В: Солнце светит. А что еще светит? ( месяц, звезды, светлячок….) и т.д.

Игра «Теремок»

Цель:учить детей сравнивать различные объекты.

Ход:Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В:
Это я, снегирь. А ты кто?
Д:
А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей,
похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.
   
Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В:
Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В:
Я – речка Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.
               

"Мои друзья"

         Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
       В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.
         
Ход игры:
Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее. ( можно использовать модели)
    В: Мои друзья - это то, что умеет дышать.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы.
    В: Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки.
К ведущему подходят дети, взявшие образ реки, птицы, ветра.
(методика маленьких человечков). 
   В: Мои друзья - это то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое.
К ведущему подходят те дети, которые взяли на себя образ воды

     В: Мои друзья - это то, что умеет превращаться в газообразное состояние.
К воспитателю подходят дети, взявшие образ воды в чайнике, в самоваре.

Игра «Волшебные картинки»

 

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «Дорисуй картинку» ……

Что будет, если… 

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Береги живое

 Игровой дидактический материал                              

Цель:

  • Познакомить детей с ситуациями, которые могут встретиться им  в лесу.
  • Обратить внимание детей на то, что надо беречь окружающую нас природу.

Воспитатель показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена, почему это нельзя делать и к чему это приводит.

           С помощью этого наглядного игрового дидактического материала  мы учим правильному поведению на природе; закрепляем знания правил безопасного поведения за городом. Очень удобно, что к наглядному материалу в игре имеется литературный текст.

Во время использования методики ТРИЗ общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок  
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Итог____________________________

Для того, чтобы использование технологии  ТРИЗ было  действенным   нужно дать детям :

  • знания
  • малейший опыт
  • навыки и умения

ТРИЗ-педагогика призвана –

  • не  заменять основную программу,
  • а максимально увеличивать её эффективность

Технология  ТРИЗ позволяет

  • активизировать познавательный интерес к окружающей природе,
  • воспитывать осознанное бережное отношение к ней,
  • развивать мыслительные процессы.

Дразнилка 

Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: – лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

В: Кошка. Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

В: Снег. Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. В: Когда он может быть укрывалкой? Д: Когда его много – он укрывает землю, сохраняет тепло. В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.

В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? Д: спарялочка, исчезалка…

В: Помидор. Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище. Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. В: Подразните его в этот момент! Д: Украшалочка, украшалка.

«Давай поменяемся»

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться  клубком.

«Раз, два, три… ко мне беги!»

Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. ( модели)

Ход игры:

«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

«На что похоже».

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Ход игры:

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

В: На что похожа иголка?

Д: На колючки у ежика и кактуса.

Игра «Соедини нас»

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Например: газета – верблюд.

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

- Что написано в газете про верблюдов?

- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты:

Банка – река

Ножницы – дорога

Линейка – книга

                                   

Игра «Почему так произошло?»

1 вариант (со старшей группы)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

    Например:

1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

    Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1.Молоко выкипело.

2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.

2. Комната наполнилась дымом.

1.Котенок подошел к блюдечку.

2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.

                           

Игра «На что похоже?»

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

- На что похоже?

Дети предлагают свои варианты ответов.

  Например:

Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.

Игра «Дорисуй картинку»

Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».

Например:

Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.

Сообщение воспитателя на педсовете о роли дидактической игры в воспитании дошкольников....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...