Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по теме "Семья"
    картотека (средняя группа) на тему

    Смолко Евгения Александровна

    Картотека дидактических игр по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_didakticheskih_igr.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр

    для средней группы по формированию представлений о семье

     «Кто главный?» 

    Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. 

    Материал«Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

    «Как зовут членов семьи».

    Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

    Ход игры:

    Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

    «Маленькие помощники». 

    Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. 

    Материал: ящик, мишка.

    Ход игры:

        К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

    Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

    Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

    «Ласковое слово».

    Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. 

    Материал: мяч.

    Ход игры:

          Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.

    «Клубочек волшебных слов».

    Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность. 

    Материал: клубочек из ниток.

    Ход игры:

        Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

        "Хорошо - плохо"

    Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.

    Ход игры:

         В: Помочь маме - хорошо. Почему?

    В: Ругаться с братом - плохо. Почему?

    То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

         "Давай поменяемся "

    Цель: Формировать представления о жизни семьи. 

    Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

    Ход игры:

    Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

    Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

    Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

    Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

    В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

    "Семья"

    Цель: Формирование у детей понятий о семье. 

    Ход игры:

    - Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?

    Воспитатель: - Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)

    Лунтик: - Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?

    (ответы детей)

    Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?

    Лунтик: - А что такое семья?

    Воспитатель: - Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья?

    Динамическая пауза (дети имитируют движения).

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — я,

    Вот и вся моя семья.

    Лунтик: - Что такое семья я понял!

    Воспитатель: - Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например«Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.

    Воспитатель: - Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!

    Лунтик: - Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!

    "Моя семья

    Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. 

    Ход игры:

         Давайте посмотрим на картинку и вспомним кто живет в семье.

    (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)

    У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружную семью.

    Кто у нас самый первый живет в домике?

    Да это дедушка. Найдите картинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.

    Славный дедушка родной

    Самый добрый дорогой

    Поселим дедушку в домик.

    Кто еще живет в домике?

    Да бабушка. Найдите картинку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне

    Как у нашей бабушки

    Хороши оладушки.

    Поселим бабушку в домик

    Кто еще живет в домике?

    Да папа, найдите картинку и покажите мне.

    Мой папа находчивый, умный и смелый

    Ему по плечу даже сложное дело

    Поселим папу в домик

    Кого нам еще надо найти?

    Правильно маму найдите ее на картинке и покажите мне

    Мама радость мама смех

    Наша мама лучше всех

    Поселим маму в наш домик

    Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик

    Вся наша дружная семья в домике?

    Давайте посмотрим на них и назовем.

    Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моя семья.

    «Составь семью» 

    Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

    Оборудование: фигурки членов семьи.

    Ход игры:

         - Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?

    - Как можно их всех назвать одним словом (семья)

    - Назовите членов своей семьи.

    - Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА«Моя семья»

    Этот пальчик - дедушка

    Этот пальчик - бабушка

    Этот пальчик – папочка

    Этот пальчик мамочка

    Это пальчик – я

    Вот и вся моя семья.

    А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки) так:

    Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после

    папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте,

    сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?

    "Собери семью"

    Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.

    Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки  с изображением обуви, одежды.

    Ход игры:

         Правила: "Есть в доме любом семейный альбом.

    Как в зеркале мы отражаемся в нём.

    Пускай не всегда мы красивы -

    Зато эти фото - правдивы.

    Хранится альбом в нашем доме,

    Семейные снимки хранятся в альбоме.

    1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

    2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

    "Наша дружная семья"

    Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

    Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

    Ход игры:

       Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?». Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

    Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

    Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

    Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

    Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

    Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

    Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

    Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

    По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

    "Моя семья"

    Цель: Формировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.

    Ход игры:

         Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

    Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

    Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

    Дидактические игры по региональному компоненту Картотека дидактических игр для детей 5-7 лет

    Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует ф...

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

    Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....