Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."
статья (младшая группа) на тему

Шапошникова Екатерина Владимировна

Статья предлагает материал об особенностях развития речи дошкольников раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапошникова Е.В.

ГБДОУ детский сад №41 Красносельского района

                                                                                                                            Санкт-Петербург

Тема выступления: Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Её социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.

Особенности :

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

  • Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
  • Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

  • Возникает описательная речь;
  • Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
  • Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
  • Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

ФГОС ДО определяет 5 образовательных областей, одна из которых «Речевое развитие».

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это - внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановке мы используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. В раннем возрасте общение является основной формой воспитания.

Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания.

Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах). Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. п.

Список литературы

1.ФГОС ДО

2.М.М. Алексеева ,Б.И. Яшина  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.;Издательский центр "Академия»2000год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с 1 сентября 2013 года дошкольное образование...

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал по речевому развитию детей раннего возраста....

Статья " Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС "

      Развитие речи в дошкольников является многоаспектным процессом.Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающим...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

Речь человека – это не только способ общения друг с другом. Это психологический портрет человека. По речи можно узнать культуру человека, какими знаниями обладает, насколько он образован. ...

Статья на тему "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС"

Особое внимание хочется уделить речевому развитию, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями стабильно высок. Чаще и чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого р...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Речевое развитие детей дошкольник...