инновационный проект «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!»
проект (средняя группа) на тему

Проект «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении 6 месяцев.

Актуальность проблемы.

Дети дошкольного возраста еще недостаточно имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zakupina.docx127.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 7 «Солнышко»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

инновационный проект

 «Мы ребята молодцы, вырастили огурцы!»

срок реализации 2017-2018 учебный год

Направление:

 «Использование новых образовательных технологий в

образовательном процессе»

C:\Users\Пибубишка\Desktop\огурец.pngC:\Users\Пибубишка\Desktop\горшок.jpg

Подготовили воспитатели

Закупина Татьяна Викторовна;

 Литовченко Анастасия Сергеевна.

  1. Содержательная часть инновационного проекта.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении 5 месяцев. В проекте используются методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте представлено перспективное планирование по теме.

Актуальность проблемы:

Дети дошкольного возраста еще недостаточно имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей.

Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашем регионе, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт - это вырастить самому. 

1.2. Цель проекта: формирование представлений об овощной огуречной культуре.

1.3. Задачи проекта:

1. Познакомить с историей развития овощной огуречной культуры.

2. Расширить и систематизировать знания детей о данной овощной культуре.

3. Научить детей ухаживать за огуречной культурой.

4. Научить наблюдать за изменениями в развитии и роста огуречных растений.

5. Углубить знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Научить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.

Продолжительность 6 месяцев.

1.4.Методы:

Беседы:

- «Что такое «Огород на окне»,

- «Растения – это жизнь»,

- «Семена»,

- «Рассматривание книг, иллюстраций о растениях»,

- «Экскурсия в магазин».

 Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Посев огурца»,

- «Наблюдение за прорастанием семени огурца»

- «Рост и развитие растений»,

- «Земля, какая она?»,

-«Вода и росток»,

-«Солнце и растения»,

-«Рисование»,

 -Наблюдения «Растут ли наши растения?»

- Наблюдение  « За формированием цветка и плода»

- Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Наблюдения

- Наблюдение за прорастанием семян огурцов.

Часть семян положим на несколько дней в намоченную водой марлю. Часть посеем сухими. Наличие влаги и её отсутствие покажут, что семена во влажной среде дадут ростки на 3-4 день. А сухие только через 6-7 дней, при условии, что почва будет влажной.

- Наблюдение за проросшими ростками.

Посадим по 4-5 зерен в каждый стакан. Через неделю-две после того, как ростки в стаканах проклюнутся, проводится пикировка. Слабые удаляются – в каждом стаканчике должен остаться один или два ростка.

- Наблюдение за ростом огурцов и условиями, необходимыми для полноценного развития.

Огурцы – влаголюбивая культура. Но поливать их следует очень осторожно. Поливаем из лейки теплой водой (25-30) 1 раз в 1-2 дня, рыхлим землю грабельками после полива. Один раз в неделю измеряем линейкой ростки. На ростках появились цветы, а через некоторое время долгожданные плоды.

Ведение дневника наблюдения с фиксированием результатов

1.5.Ожидаемые результаты

Сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;

овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощной культуры (огурец);

при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;

отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов - сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий - надавить, взвесить, посмотреть в лупу, погладить.

в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?»;

устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;

передают свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.

1.6. Краткий анализ теоритических источников по проблеме инновационного проекта

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире [4]. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

……….

1.7.Описание форм внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций.

Результаты внедрения инновационного проекта «Мы ребята молодцы. вырастили огурцы » найдут своё отражение в следующих мероприятиях:

- открытые мероприятия (НОД, мастер-классы и др.);

- выступления на педсовете по данной теме;

- демонстрация опыта - организация тематической выставки, оформление стенда, фотовыставки.

1.8. Описание возможных рисков и мер по их устранению.

Возможным риском может стать недостаточный  уровень теоритических и практических знаний воспитателей и родителей, недостаточное количество дидактического и методического материала.

Меры по устранению возможных рисков заключаются в организации методического и практического сопровождения проекта (изучение специализированной литературы, консультации специалистов).

  1. Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта.

Проект реализуется с ноября 2017 года по апрель 2018 года.

На данное время окончен подготовительный этап:

- подобрали литературу

- рассмотрели семена

- разгадывали загадки

- читали стихи

- рассмотрели иллюстраций об огурцах

- купили семена, землю, специальные лотки, горшки для посева семян в специализированном магазине.

Проведен опрос детей старшей группы о знаниях, об огуречной культуре мы получили следующие результаты:

- не знают, как выглядят семена огурца - 88%

- не видели, как растут огурцы - 77%

- не знают технологию выращивания огуречной культуры -77%

- не знают, как цветет огурец - 88%

- не знают, как правильно снять огурец с куста  - 88%

Второй этап практический:

Реализуется с декабря 2017 года. Будут проводиться мероприятия перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, экскурсия в специализированный магазин, творческая деятельность, и др.).

Третий этап заключительный:

Апрель 2018 года - выставка детских работ, создание фотоальбома, презентация проекта.

План мероприятий

Вид деятельности

Мероприятия

Цель

Ответствен

ные

НОД

Рост и развитие растений

обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.

Воспитатели

НОД

Огород на окне

расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру,  экологическое мышление в процессе наблюдений

Воспитатели

НОД

Семена (Приложение 1)

Расширить представление детей о разнообразии семян.  Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитатели

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Воспитатели

Экскурсия в магазин

Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями

Воспитатели

Экспериментальная

деятельность 

Посев огурца

Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян

Воспитатели

Наблюдение за прорастанием семени огурца

Учить детей замечать изменения, которые происходят  у прорастающих семян.

Воспитатели

НОД

Рост и развитие растений (Приложение 2)

Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.

Воспитатели

Экспериментально-опытное занятие

 «Какая земля»

Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Воспитатели

Экспериментально-опытное занятие

 

Вода и росток

Выявить насколько вода необходима для роста растения

Воспитатели

Экспериментально- опытное занятие

Солнце и растения

Определить роль солнца в жизни растений

Воспитатели

Художественно- Эстетическое развитие

Рисование

Научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы)

Воспитатели

Наблюдение

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии

растений

Воспитатели

Наблюдения

Растут ли наши растения?

Воспитатели

Наблюдения

За формированием цветка и плода

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений

Воспитатели

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Создание презентации опыта работы

Воспитатели

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце

Создание альбома

«Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление  полученных знаний  

Воспитатели

 Обзор литературы:

1. В.Р. Довженко, А.В.Довженко «Секреты целебных растений»/ Твое здоровье, 1990 г.

2. Слатов И.В. «Зеленая аптека»/ИЗ Слатов  Южно-Сахалинск, 1991 г.

3. Ганичкина О.А. «Огурцы»/ АО «Молодая гвардия», 1992 г.                        

4. П. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:

Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

популярные статьи из Интернета

Приложение 3

Особенности произрастания огуречной культуры

Огурец - однолетнее травянистое растение семейства тыквенных. Стебель его округлый, округло-граненый или граненый, обычно стелющийся, но при помощи усиков (видоизмененных боковых побегов) способен обвивать опоры и принимать вертикальное положение. Благодаря этой биологической особенности огурец в теплицах выращивают на вертикальной шпалере, что позволяет эффективно использовать не только площадь, но и кубатуру культивационного помещения. В условиях детского сада в роли шпалеры будет выступать натянутая нить. При прорастании семени сначала образуется первичный стержневой корень, достигающий толщины 5-8 мм. Корневая система огурца слабо регенерирует, т. е. восстанавливает утраченные части, поэтому необходимо максимально сохранять ее целостность при выращивании огурца рассадой. В этих целях мы будем применять только горшечный способ.  При посеве семян огурца недопустимо прореживать, выдергивая лишние растения [1].Следует выщипывать их наземную часть или обрезать, чтобы не повредить корни рядом расположенных растений. Нельзя глубоко рыхлить почву. Для усиления мощности корневой системы можно использовать биологическую особенность самого растения - способность развивать придаточные корни, которые формируются из пазухи каждого листа при присыпке влажной теплой почвой. Поверхность придаточных корней может в несколько раз превышать основную корневую систему. В результате непрерывного роста стебля и формирования придаточных корней огурец может длительное время расти и плодоносить. На стебле поочередно расположены цельные пятиугольной формы лопастные листья от светло-зеленой до темно-зеленой окраски, с двусторонним пушением. В пазухах листьев формируются боковые побеги, усики (видоизмененные побеги), придаточные корни и цветки [2]. Цветение скороспелых сортов начинается через 30-40, позднеспелых - через 50-60 дней после появления всходов. Огурец - растение раздельнополое, имеет мужские и женские цветки, но в основном однодомное, т. е. все цветки располагаются на одном растении. В пазухе одного листа формируются только мужские или только женские цветки. Женские цветки располагаются чаще одиночно, реже по 2 и более, мужские - по 5-7 штук, образуя соцветие - щиток. У большинства сортов в нормальных условиях сначала зацветают мужские цветки, а через 5-7 дней - женские. Однако иногда зацветают одновременно и те и другие цветки.

Более раннее цветение женских цветков чаще наблюдается при пониженных температурах и хороших условиях питания растений. Прорастание семян начинается при 12-13° С, формирование листьев и плодов при 15-16° С. При повышении температуры до 25° С прорастание семян ускоряется и всходы появляются на 4-5-й день, а при 17-20° С - на 10-й. При продолжительной температуре 8-10° С нарушаются жизненные функции растения, а понижение до 3-4° С в течение 3-4 дней вызывает гибель; аналогичное наблюдается при кратковременных заморозках-1...-1,5°С. Жизнедеятельность растения останавливается при 36-42° С. Среднесуточная температура почвы должна быть близкой к температуре воздуха или ниже ее не более, чем на 1,5-2° С. При снижении температуры почвы до 12-15° С корневая система теряет способность поглощать воду, наступает так называемая физиологическая сухость, т. е. такое состояние, когда вода в почве есть, а механизм ее подачи в листья не работает. Такое явление может быть после длительной пасмурной погоды, когда пониженная температура почвы является иногда причиной усыхания листьев и гибели растений из-за недостатка воды в листьях даже при избытке в грунте. Освещение. Огурец - светолюбивое растение, реагирующее на изменение освещения [3].Наиболее высокие урожаи можно получить при хорошей освещенности, поэтому под огурец мы будем отводить солнечные места на подоконнике. Замечена тесная взаимосвязь между количеством солнечных дней и урожайностью. Огурец - растение короткого дня, т. е. при искусственном сокращении продолжительности светового дня до 12 ч (затеняя растения в утренние и вечерние часы) в течение 15-20 дней при выращивании рассады можно ускорить появление женских цветков, а следовательно, созревание плодов и увеличить раннюю и общую урожайность. Для выращивания огурца необходима повышенная влажность почвы и воздуха, поэтому для получения хорошего урожая даже в комнатных условиях следует растение хорошо поливать [4].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Все ребята молодцы -смелые бойцы" развлечение в средней группе

Спортивное развлечение, посвящённое празднику Дню Защитника Отечества....

План - конспект НОД "Мы - ребята-молодцы, наши мышцы - силачи"

Здоровье нации в наших руках: на хрупких плечах воспитателей.Первостепенная задача детского сада - помочь родителям воспитать здоровых детей.Привычку быть здоровым надо формировать с раннего детства.М...

Проект в подготовительной группе "Мы ребята молодцы, посадили огурцы"

Материалы, представленные в проекте, можно использовать для занятий по экологическому воспитанию детей старшей и подготовительной групп....

«Ну-ка, смелые бойцы, мы ребята - молодцы!»

сценарий развлечения для детей 3-5 лет...

Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества для детей подготовительной группы « Мы ребята молодцы – молодые удальцы»

Материал и оборудование: 1. Подбирается фонограмма военного марша, минусовки к песням (по желанию педагога), флажки и султанчики для перестроения. 2. Для игр: мел, по два пакета, флажк...

Инновационный проект "Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!"

laquo;Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых смогут вырастить овощную культуру – огурцы - от семени до...

Сценарий музыкально-спортивного развлечения, посвященного «Дню защитника Отечества» «Мы - ребята-молодцы!» (для детей 4-5 лет)

Сценарий музыкально-спортивного развлечения, посвященного«Дню защитника Отечества»средняя группа...