Инновационный проект "Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

«Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых смогут вырастить овощную культуру – огурцы - от семени до плодов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 7 «Солнышко»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

инновационный проект

 «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!»

срок реализации 2017 - 2018 учебный год

Направление:

 «Использование новых образовательных технологий в

образовательном процессе»

Подготовили:

воспитатели МБДОУ

«Детский сад № 7 «Солнышко»

Закупина Татьяна Викторовна,

 Литовченко Анастасия Сергеевна

  1. Содержательная часть инновационного проекта.

Проект «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении 6 месяцев.

Актуальность проблемы.

Дети дошкольного возраста еще недостаточно имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей.

Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашем регионе, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт - это вырастить самому. 

Инновационность проекта «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых смогут вырастить овощную культуру – огурцы - от семени до плодов.

Цель проекта. Формирование представлений об овощной огуречной культуре.

Задачи проекта.

1. Познакомить с историей развития овощной огуречной культуры.

2. Расширить и систематизировать знания детей о данной овощной культуре.

3. Научить детей ухаживать за огуречной культурой.

4. Научить наблюдать за изменениями в развитии и роста огуречных растений.

5. Углубить знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Научить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.

Продолжительность инновационного проекта.

Проект  «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» рассчитан на 6 месяцев – с ноября 2017 года по апрель 2018 года.

Первый этап – подготовительный. С ноября 2017 года по декабрь 2017 года. Подготовка материалом и оборудования для реализации проекта, изучение знаний детей об огуречной культуре.

Второй этап – практический. Реализуется с декабря 2017 года. Будут проводиться мероприятия согласно плана (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, экскурсия в специализированный магазин, творческая деятельность, и др.).

Третий этап – заключительный. Апрель 2018 года - выставка детских работ, создание фотоальбома, презентация проекта.

Методы реализации инновационного проекта.

В проекте «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» используются методы обучения: наглядные, словесные, практические.

- Беседы: «Что такое «Огород на окне», «Растения – это жизнь»,  «Семена».

- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

- Экскурсия в магазин.

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Посев огурца», «Рост и развитие растений», «Земля, какая она?», «Вода и росток», «Солнце и растения».

- Рисование.

- Наблюдения: «Прорастание семени огурца», «Растут ли наши растения?»,  «условия, необходимые для полноценного развития», «Формированием цветка и плода огурца».

- Ведение дневника наблюдения с фиксированием результатов.

- Обработка и оформление материалов проекта, фотографий.

Ожидаемые результаты.

После реализации инновационного проекта «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» мы планируем получить следующие результаты:

- сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;

- овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощной культуры (огурец);

- при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;

- отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов - сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий - надавить, взвесить, посмотреть в лупу, погладить.

- в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы «почему?», «зачем?», «откуда?»;

- устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях;

- умеют обследовать объекты, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;

- передают свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.

Краткий анализ теоритических источников по проблеме инновационного проекта.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. 

В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [7] .

Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И. Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью» [4].

Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н. Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:

- целостность живого, являющуюся следствием взаимодействия структуры и функций и важнейшим условием существования живого организма;

- системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству, представленных в росте, развитии и размножении живых существ; приспособленность живого к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;

- детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живое при этом должно рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

- системную организованность живого: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности [4].

Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.

Все эти авторы отмечают, экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность, нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Описание форм внедрения результатов инновационного проекта в практику.

Результаты внедрения инновационного проекта «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» найдут своё отражение в следующих мероприятиях:

- открытые мероприятия (НОД, мастер-классы и др.);

- выступления на педсовете по теме инновационного проекта;

- демонстрация опыта - организация тематической выставки, оформление стенда, фотовыставки.

Описание возможных рисков и мер по их устранению.

Возможным риском может стать недостаточный  уровень теоритических и практических знаний воспитателей и родителей, недостаточное количество дидактического и методического материала, недостаток знаний агрономического характера и практических умений.

Меры по устранению возможных рисков заключаются в организации методического и практического сопровождения проекта (изучение специализированной литературы, консультации специалистов).

  1. Описание промежуточного результата, полученного в ходе реализации инновационного проекта.

В данный период времени (ноябрь 2017 г.) окончен подготовительный этап проекта:

- закуплены семена, грунт для выращивания овощных культур, специальные лотки, горшочки для посева семян,  инвентарь для ухода за растениями в специализированном магазине,

- подобраны художественная и научно-популярная литература, демонстрационный материал,

- изучены начальные знания детей старшей группы об огуречной культуре.

Мы получили следующие результаты:

- не знают, как выглядят семена огурца - 88%,

- не видели, как растут огурцы - 77%,

- не знают технологию выращивания огуречной культуры -77%,

- не знают, как цветет огурец - 88%,

- не знают, как правильно снять огурец с куста  - 88%.

Таким образом, созданы необходимые условия для реализации практического и заключительного этапов инновационного проекта с воспитанниками старшей группы «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!».

  1. Финансово-экономическое обоснование необходимых затрат на реализацию инновационного проекта.

№ п/п

Статьи расходов

Всего (руб.)

1

Семена

45,00

2

Грунт для выращивания овощных культур

430,00

3

Специальные лотки

350,00

4

Горшочки для рассады

85,00

5

Инвентарь для ухода за растениями

518,00

6

Художественная и научно-популярная литература для детей

2 950,00

7

Демонстрационный материал

1 750,00

Итого

6 128,00

  1. Библиографический список.
  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой/А.П. Букин - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.
  2. Ганичкина О.А. «Огурцы»/АО «Молодая гвардия», 1992.                    
  3. Довженко В.Р., Довженко А.В. «Секреты целебных растений»/Твое здоровье, 1990.
  4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
  5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: 2004.
  7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте./ Т.А Серебрякова. - Н.Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
  8. Слатов И.В. «Зеленая аптека»/И.З. Слатов,  Южно-Сахалинск, 1991.

План мероприятий инновационного проекта

«Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!»

Вид деятельности

Мероприятия

Задачи

НОД

«Рост и развитие растений»

Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям

НОД

«Огород на окне»

Расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру,  экологическое мышление в процессе наблюдений

НОД

«Семена»

Расширить представление детей о разнообразии семян.  Поддерживать интерес к исследовательской деятельности

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них

Экскурсия в магазин

Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями

Эксперименталь-ная

деятельность

«Посев огурца»

Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян

Наблюдение за прорастанием семени огурца

Учить детей замечать изменения, которые происходят  у прорастающих семян

НОД

«Рост и развитие растений»

Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям

Экспериментально-опытное занятие

«Какая земля»

Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Экспериментально-опытное занятие

«Вода и росток»

Выявить, насколько вода необходима для роста растения

Экспериментально-опытное занятие

«Солнце и растения»

Определить роль солнца в жизни растений

Рисование

«Весёлый огурчик»

Научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы)

Наблюдение

«Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений

Наблюдения

«Формированием цветка и плода»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Презентация опыта работы

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце

Создать  альбом

«Стихи, загадки, поговорки об огурце», представить  полученные знания

Наблюдения

- Наблюдение за прорастанием семян огурцов.

Часть семян положим на несколько дней в намоченную водой марлю. Часть посеем сухими. Наличие влаги и её отсутствие покажут, что семена во влажной среде дадут ростки на 3-4 день. А сухие только через 6-7 дней, при условии, что почва будет влажной.

- Наблюдение за проросшими ростками.

Посадим по 4-5 зерен в каждый стакан. Через неделю-две после того, как ростки в стаканах проклюнутся, проводится пикировка. Слабые удаляются – в каждом стаканчике должен остаться один или два ростка.

- Наблюдение за ростом огурцов и условиями, необходимыми для полноценного развития.

Огурцы – влаголюбивая культура. Но поливать их следует очень осторожно. Поливаем из лейки теплой водой (25-30) 1 раз в 1-2 дня, рыхлим землю грабельками после полива. Один раз в неделю измеряем линейкой ростки. На ростках появились цветы, а через некоторое время долгожданные плоды.

Особенности произрастания огуречной культуры

Огурец - однолетнее травянистое растение семейства тыквенных. Стебель его округлый, округло-граненый или граненый, обычно стелющийся, но при помощи усиков (видоизмененных боковых побегов) способен обвивать опоры и принимать вертикальное положение. Благодаря этой биологической особенности огурец в теплицах выращивают на вертикальной шпалере, что позволяет эффективно использовать не только площадь, но и кубатуру культивационного помещения. В условиях детского сада в роли шпалеры будет выступать натянутая нить. При прорастании семени сначала образуется первичный стержневой корень, достигающий толщины 5-8 мм. Корневая система огурца слабо регенерирует, т. е. восстанавливает утраченные части, поэтому необходимо максимально сохранять ее целостность при выращивании огурца рассадой. В этих целях мы будем применять только горшечный способ.  При посеве семян огурца недопустимо прореживать, выдергивая лишние растения. Следует выщипывать их наземную часть или обрезать, чтобы не повредить корни рядом расположенных растений. Нельзя глубоко рыхлить почву. Для усиления мощности корневой системы можно использовать биологическую особенность самого растения - способность развивать придаточные корни, которые формируются из пазухи каждого листа при присыпке влажной теплой почвой. Поверхность придаточных корней может в несколько раз превышать основную корневую систему. В результате непрерывного роста стебля и формирования придаточных корней огурец может длительное время расти и плодоносить. На стебле поочередно расположены цельные пятиугольной формы лопастные листья от светло-зеленой до темно-зеленой окраски, с двусторонним пушением. В пазухах листьев формируются боковые побеги, усики (видоизмененные побеги), придаточные корни и цветки. Цветение скороспелых сортов начинается через 30-40, позднеспелых - через 50-60 дней после появления всходов. Огурец - растение раздельнополое, имеет мужские и женские цветки, но в основном однодомное, т. е. все цветки располагаются на одном растении. В пазухе одного листа формируются только мужские или только женские цветки. Женские цветки располагаются чаще одиночно, реже по 2 и более, мужские - по 5-7 штук, образуя соцветие - щиток. У большинства сортов в нормальных условиях сначала зацветают мужские цветки, а через 5-7 дней - женские. Однако иногда зацветают одновременно и те и другие цветки.

Более раннее цветение женских цветков чаще наблюдается при пониженных температурах и хороших условиях питания растений. Прорастание семян начинается при 12-13° С, формирование листьев и плодов при 15-16° С. При повышении температуры до 25° С прорастание семян ускоряется и всходы появляются на 4-5-й день, а при 17-20° С - на 10-й. При продолжительной температуре 8-10° С нарушаются жизненные функции растения, а понижение до 3-4° С в течение 3-4 дней вызывает гибель; аналогичное наблюдается при кратковременных заморозках-1...-1,5°С. Жизнедеятельность растения останавливается при 36-42° С. Среднесуточная температура почвы должна быть близкой к температуре воздуха или ниже ее не более, чем на 1,5-2° С. При снижении температуры почвы до 12-15° С корневая система теряет способность поглощать воду, наступает так называемая физиологическая сухость, т. е. такое состояние, когда вода в почве есть, а механизм ее подачи в листья не работает. Такое явление может быть после длительной пасмурной погоды, когда пониженная температура почвы является иногда причиной усыхания листьев и гибели растений из-за недостатка воды в листьях даже при избытке в грунте. Освещение. Огурец - светолюбивое растение, реагирующее на изменение освещения. Наиболее высокие урожаи можно получить при хорошей освещенности, поэтому под огурец мы будем отводить солнечные места на подоконнике. Замечена тесная взаимосвязь между количеством солнечных дней и урожайностью. Огурец - растение короткого дня, т. е. при искусственном сокращении продолжительности светового дня до 12 ч (затеняя растения в утренние и вечерние часы) в течение 15-20 дней при выращивании рассады можно ускорить появление женских цветков, а следовательно, созревание плодов и увеличить раннюю и общую урожайность. Для выращивания огурца необходима повышенная влажность почвы и воздуха, поэтому для получения хорошего урожая даже в комнатных условиях следует растение хорошо поливать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Все ребята молодцы -смелые бойцы" развлечение в средней группе

Спортивное развлечение, посвящённое празднику Дню Защитника Отечества....

План - конспект НОД "Мы - ребята-молодцы, наши мышцы - силачи"

Здоровье нации в наших руках: на хрупких плечах воспитателей.Первостепенная задача детского сада - помочь родителям воспитать здоровых детей.Привычку быть здоровым надо формировать с раннего детства.М...

Проект в подготовительной группе "Мы ребята молодцы, посадили огурцы"

Материалы, представленные в проекте, можно использовать для занятий по экологическому воспитанию детей старшей и подготовительной групп....

«Ну-ка, смелые бойцы, мы ребята - молодцы!»

сценарий развлечения для детей 3-5 лет...

инновационный проект «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!»

Проект «Мы - ребята молодцы, вырастили огурцы!» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении 6 месяцев.Актуальность проблемы.Дети дошкольного возраста еще не...

Сценарий праздника ко Дню защитника Отечества для детей подготовительной группы « Мы ребята молодцы – молодые удальцы»

Материал и оборудование: 1. Подбирается фонограмма военного марша, минусовки к песням (по желанию педагога), флажки и султанчики для перестроения. 2. Для игр: мел, по два пакета, флажк...

Сценарий музыкально-спортивного развлечения, посвященного «Дню защитника Отечества» «Мы - ребята-молодцы!» (для детей 4-5 лет)

Сценарий музыкально-спортивного развлечения, посвященного«Дню защитника Отечества»средняя группа...