Рабочая программа по программе Детство старшая группа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рабочая прграмма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Познавательное развитие»

(дисциплина: математическое развитие и сенсорная культура)

 

Количество детей-29.

К пяти годам  дети обладают довольно большим запасом об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и  экспериментировать.  Дети хорошо знают цвета, могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Формирование элементарных математических представлений является одной из главных линий умственного развития дошкольника. У детей возрастает интерес к счету, обобщению предметов по свойствам, более детальному и углубленному изучению предметов        

        Настоящая программа разработана на основе. Примерная образовательная программа дошкольного образования. «Детство», Т.А. Бабаевой,  Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный №30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04.12.2013№100-1241 «О введении ФГОС ДО в  образовательных организациях РХ».

Программа рассчитана для работы с детьми 5-6 лет в старшей группе. Группу посещают 29 детей

Наименование программы

Обязательная часть

Примерная основная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой(СПб Детство – ПРЕСС 2014)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Новикова В. П.  Математика в детском саду

         

ЦЕЛЬЮ программы является создание условий для  развития элементарных математических представлений у детей   5- 6 лет.

ЗАДАЧИ.

- развивать умение овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- формировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

-Учить использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов

Требования к содержанию рабочей программы

Продолжительность учебного года 40 недель, 36 недель  непосредственно – образовательной деятельности, 4 недели каникулы.

НОД с детьми осуществляется  1 раз в неделю в первой половине дня продолжительностью 25 минут.

Разделы программы

Количество

Количество и счёт  

7

Геометрические фигуры к

7

Измерения

7

Ориентировка по времени

5

Ориентировка в пространстве

3

Деление целого на части

3

1-2 неделя сентября и 2-4 неделя мая мониторинг

Итого 36 занятий

Планируемые результаты освоения

Программы

Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе

выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько

же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое).

Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено

целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.

Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения

количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера,

фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать

числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из

двух меньших.

Для того чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить педагогический анализ 2 раза в год (вводный - в сентябре и итоговый - в мае). Это позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Диагностическое обследование проводится методом наблюдения.

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной с взрослым деятельности. Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур, затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Хорошо считает до

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации. Отлично считает до 5,  устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если… уберем, добавим?..». Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

Описание образовательной деятельности

Разделы

программы

Задачи

Количество

и

счёт

   

   Учить понимать отношения между числами в пределах 10

   Учить отгадывать математические загадки.

   Учить порядковому счёту в пределах 10, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счёту?».

   Закреплять умение считать в пределах 10, пользуясь правильными приёмами счёта (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).

Геометрические

фигуры

 Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, трапеция, четырехугольник

  Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

  Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

  Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметах, символических изображениях предметов.

Величина

  Учить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).

  Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, ещё поменьше, самый маленький; высокий, пониже, ещё пониже, самый низкий; длинный, покороче, ещё короче, самый короткий; широкий, поуже, ещё поуже, самый узкий; толстый, потоньше, ещё потоньше, самый тонкий).

  Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка

по

времени

   Закрепить умение различать и правильно называть части суток, познакомить с временными понятиями: месяц, неделя   Закрепить умение различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

   Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.

   Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.

   Учить различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка

в

пространстве

  Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать материал правой рукой слева направо.

  Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.

   Учить ориентироваться на листе бумаги.

Логические

задачи

  Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Основными формами предшествующей работы и работы

по закреплению полученных знаний, умений и навыков являются:

- наблюдения на прогулке за живой и неживой природой;

- наблюдения из окна;

- рассматривание окружающей обстановки в групповой приемной, спальной и туалетной комнатах;

- подвижные, развивающие, настольно-печатные игры;

- конструирование;

- рассматривание предметных, сюжетных картинок, книжных иллюстраций.

Образовательно-воспитательная работа с детьми осуществляется в первой половине дня в форме подгрупповых занятий.

Продолжительность занятий  25  минут.

Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю.

Общее количество занятий в год – 36

Описание методического обеспечения.

1. ТСО (магнитофон, мультимедиа).

2. Учебно-наглядные пособия (рабочая тетрадь Е. В. Колесникова «Я считаю до пяти», методическое пособие к рабочей тетради, демонстрационный и раздаточный материал).

3. Оборудование (магнитная доска, мягкие игрушки, тарелочки для раздаточного материала, указка, фломастеры, цветные карандаши).

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Все мероприятия, праздники, события проходят в соответствии с годовым планом МБДОУ ЦРР № 10 «Щелкунчик» и возрастными особенностями детей старшей группы.

Организация предметно - развивающей среды

В группе оформлен центр науки. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?»,

«Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для

развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд»,

«Логический домик», «Четвертый — лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».

Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников.

Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной

деятельности. Имеется счетный раздаточный и демонстрационный материал,

Игры на развитие внимания, мышления, памяти. Дидактический материал на развитие тактильных ощущений, усвоения временных представлений.

Список литературы

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под. Ред. Т.И. Бабаевой,  В.И. Логиновой.
  2.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2015
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.


Комплексно-тематическое планирование по дисциплине математическое развитие.

Неделя

Месяц

НОД

Задачи

Материал и оборудование

Интеграция

Литература

Примечание

Сентябрь

I неделя

Мониторинг

II неделя

Мониторинг

III неделя «Во саду ли в огороде»

Счет до 5

Упражнять в счете до 5. Сравнивание двух групп предметов. Ориентировка в пространстве с обозначением направления.

Мяч, три корзины, природный материал.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.5

IV неделя «Одежда»

Квадрат

Учить составлять квадрат из счетных палочек. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначая направления движения словами (вверх, вниз, вправо).

Наборы мелких игрушек, лист бумаги, коробка со счетными палочками.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.8

V неделя «Золотая осень»

Сравнение предметов по длине

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам, с помощью условной мерки. Сформировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета.

Мяч, квадрат 4 на 4, осенние листья.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.10

Октябрь

I неделя «Хлеб всему голова»

Четырехугольник

Познакомить детей с признаками четырехугольника. Учить ориентироваться в пространстве. Называть части суток.

Прямоугольники, квадраты, мяч, 3 стаканчика, камушек, песок.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.12

II неделя «Снова птицы в стаи собираются»

Составление предметов из треугольников

Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Ориентироваться на листе бумаги. Развивать воображение.

Два ватмана, треугольники разных размеров, обруч.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.17

III неделя «Деревья и кустарники»

Трапеция, ромб

Учить классифицировать фигуры по разным признакам. Познакомить с трапецией, ромбом. Упражняться в счете. Определять длину предмета на глаз.

Мяч, наборы геометрических фигур, карточка.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.20

IV неделя «Я вырасту здоровым»

Каникулы

РР, ФР, СКР, ХЭР

Ноябрь

I неделя «Водоемы»

Число и цифра 6

Познакомить с образованием числа 6. Соотносить числительные с предметами. Словами определять положение предмета (рядом, сбоку). Находить предметы четырехугольной формы.

Фишки, мяч, счетные палочки, разноцветные осенние листья.

РР, ФР, СКР, ХЭР

Новикова В., с.15

II неделя «Звери готовятся к зиме»

Далеко - близко

Учить делить квадрат на 4 части, путем его складывания по диагонали. Развивать представления о расстоянии (далеко - близко).

Два больших листа бумаги, мяч, квадраты определенного цвета разных размеров.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.32

III неделя «Домашние животные»

Число 7

Познакомить с образованием числа 7, учить считать в пределах 7. Упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.

Три обруча, 18 кубиков, мяч, счетные палочки.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.22

IV неделя «Профессии»

Деление целого на равные части

Учить делить целое на равные части, называя их (половина, одна вторая), закрепляя понимание, что часть меньше целого.

Три обруча, счетные палочки, карточка, квадрат, прямоугольники.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.40

Декабрь

I неделя «Пришла зима»

Календарь

Познакомить с календарем. Упражнять в счете до 7. Закреплять знания геометрических фигур.

Обручи, наборы различных календарей, набор геометрических фигур.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.45

II неделя «Страна в которой я живу»

Число 8

Познакомить с образованием числа 8. Уметь считать в пределах 8. Закреплять временное представление (утро, день, вечер).

Цветные счетные палочки.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.27

III неделя «Транспорт»

Неделя

Познакомить с названием дней недели. Закреплять знания детей о частях суток, упражнять в счете до 8, умение показывать часть, целое.

Отрывной календарь, счетные палочки, обруч, квадрат.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.48

IV неделя «Готовимся к новому году»

Число 9

Познакомить с образованием числа 9. Упражняться в счете в пределах 9. Закреплять умения детей сравнивать предметы по толщине.

Фишки, счетные палочки, цилиндры разной толщины.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.38

V неделя «Зимние забавы»

Каникулы

Январь

I неделя

Каникулы

РР, СКР, ХЭР, ФР

 II неделя «Русская изба»

Месяц

Учить называть последовательно дни недели. Познакомить с понятие месяц. Упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам. Закреплять счет в пределах 9.

Листочки календаря, мяч, набор геометрических фигур.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.56

III неделя «Моя семья»

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться на листе бумаги. Сравнивать предметы по высоте.

Мяч, цветные счетные палочки, карточка.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.63

IV неделя «Животные севера»

Ориентировка во времени

Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, длине. Познакомить с названием следующего месяца. Закрепить знания детей о днях недели.

Набор карточек с кружками от 1-7, листочки календаря, счетные палочки.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.65

Февраль

I неделя «Животные юга»

Геометрические фигуры

Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине. Счет предметов до 9. Закреплять название геометрической фигуры четырехугольник.

Мяч, набор счетных палочек.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.70

II неделя «Комнатные растения»

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться на ограниченной площади. Употреблять слова ближе - дальше. Упражнять в счете до 9.

Две елочки, бумажные птички на ниточках, мешочки с песком.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.75

III неделя «Моя Хакасия»

Измерение жидкости

Упражнять в измерении жидкости с помощью условной мерки. Учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Банка, стакан, ложка, мяч, геометрические фигуры.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.67

IV неделя «Защитники Отечества»

Деление  целого на равные части

Упражнять в делении квадрата на равные части. Составлять предметы из треугольников. Ориентироваться в пространстве.

Квадраты разного цвета.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.85

Март

I неделя «Весна пришла»

Измерение протяженности

Упражняться в измерении протяженности с помощью условной мерки. Счет в пределах 9. Развивать логическое мышление.

Бумажные полоски разной длинны, мерка-карандаш, обручи.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.43

II неделя «Наши мамы»

Измерение сыпучих веществ

Упражняться в счете. Измерение количества крупы с помощью условной мерки. Учить названия недели по порядку.

Миски, крупа, ложка.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.51

III неделя «Рыбы»

Число и цифра 10

Познакомить детей с образованием числа 10. Учить считать в пределах 10. Учить составлять узоры из геометрических фигур. Развивать воображение.

Цветные счетные палочки, геометрические фигуры.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.55

IV неделя «Лес – это богатство»

Измерение жидкости

Упражняться в сравнивании объема жидкости с помощью измерения. Закреплять название частей суток. Повторить название геометрических фигур.

Фишки, карточка, стакан, банка, игрушки, мяч.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.83

V неделя «В гостях у сказки»

Каникулы

Апрель

I неделя «Кладовая Земли»

Ориентировка во времени

Упражняться в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы «сколько» счет в пределах 10, повторить название месяцев

Картинки, на которых по разному расположены предметы, листки календаря.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.72

II неделя «Космос»

Измерение протяженности

Упражняться в измерении протяженности, прямом и обратном счете, в сравнении предметов по длине путем наложения.

Полоски разного цвета, мерка, фишки.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.77

III неделя «Первоцветы»

Число и цифра 0

Познакомить с 0, упражняться в счете в пределах 10. Формировать представления о возрасте. Сравнивать предметы по высоте.

Счетные палочки, набор карточек с кружками, цифра 0.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.53

IV неделя «Животный мир весною»

Геометрические фигуры

Продолжать учить детей составлять фигуры из счетных палочек. Упражняться в счете до 10, в классификации предметов по разным признакам.

Счетные палочки, набор геометрических фигур.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.79

Май

I неделя «Насекомые»

Измерение сыпучих веществ

Закреплять умение измерять количество сыпучих веществ, в счете в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Чашка, ложка, стакан, геометрические фигуры

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.34

II неделя «День победы»

Повторение

Упражнять детей в измерении длинны с помощью условной мерки. Учить находить сходство и различие между предметами. Упражняться в счете до 10.

Предметы и цифры для счета, геометрические фигуры, различные мерки.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.88

III неделя «О спорт, ты мир»

Что? Где? Когда? (математическая викторина)

Закрепить пройденный материал.

Конверты с заданиями, табло, комплекты геометрических фигур.

РР, СКР, ХЭР, ФР

Новикова В., с.101

III неделя

Мониторинг

IV неделя

Мониторинг



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)...

Рабочая программа по программе Н. Е. Вераксы. Старшая группа 2018 - 2019 уч. год

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

Рабочая программа "Детство" - старшая группа.

Рабочая програма "Детство" для старшей группы....

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа) Срок реализацииТема Содержание работы...