Рабочая программа по программе Детство старшая группа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рабочая прграмма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область

 «Речевое развитие»

(дисциплины: развитие речи, чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте)

Старшая  группа «А»

Количество детей – 29

        На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи ребенка. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий. К 6 годам у детей значительно увеличится запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появятся элементарные виды суждений об окружающем. Дети  будут пользоваться в своей речи не только простыми, но и   сложными предложениями самостоятельно выстраивают диалоги в игре, осваивая правила речевого этикета, используют эпитеты и сравнения. Пользуются прямой и косвенной речью

        Круг чтения детей 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

        Рабочая программа по речевому развитию составлена для детей старшей  группы, которую посещают 29 детей 5-6 лет.

Вся работа в группе строится с учетом возрастных особенностей воспитания и обучения детей , а также, с учетом лексических тем.                                          

        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Настоящая программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. «Детство», Т.А. Бабаевой,  Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный №30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04.12.2013№100-1241 «О введении ФГОС ДО В образовательных организациях РХ». Основной образовательной программы ДОУ.

Наименование программы

Обязательная часть

1

Примерная основная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой(СПб Детство – ПРЕСС 2014)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

О.С Ушакова Программа речевого развития дошкольников

Цель и задачи рабочей программы

«Развитие речи»

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество

детей.

2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и

способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе

общения.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного

взаимодействия.

4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях

социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи

сверстников.

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о

родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии

жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его

содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

«Чтение художественной литературы»

1. Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт

детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые

сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ

с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки

с метафорой, поэтические сказки).

2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать

настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность

поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.

3. Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его

содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

4. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о

родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии

жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой

выразительности).

5. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-

речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и

рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно

рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы,

загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами, участвовать в

театрализованной деятельности, самовыражаясь в процессе создания целостного образа

героя.

«Подготовка к обучению грамоте»

1.Закрепить знания детей о звуках, буквах, умение различать гласные и согласные звуки и буквы, умение делить слово на слоги;

2.Развивать умение согласовывать движение руки с прочитыванием слога, слова; воспитывать интерес к началам грамоты, желание узнать и познакомиться с новыми знаниями о звуках и буквах.

Требования к содержанию рабочей программы

Программа по речевому развитию включает в себя занятия по развитию речи,  чтению художественной литературы и подготовкой к обучению грамоте. НОД осуществляется 3 раза в неделю в 1 половину дня, продолжительностью 25 мин. Подготовка к обучению грамоте чередуется с чтением художественной литературы.

Продолжительность учебного года 40 недель, 36 недель  непосредственно – образовательной деятельности, 4 недели каникулы.

Общее количество НОД развития речи в год-72 занятия

Общее количество НОД  по ознакомлению с художественной литературой -18, по подготовке к обучению грамоты -18. Итого -36

Тема

Цель

Количество занятий

1

Пересказ литературного произведения

Развивать связную монологическую речь

11

2

Составление рассказов по картине и серии картинок, по игрушке и предметам

Учить составлять рассказ по картине, серии картинок, развивать монологическую речь

 18

3

Творческое рассказывание

Развивать  творческое воображение, монологическую речь

 12

4

Заучивание наизусть

Учить детей выразительно читать наизусть; формировать эстетическое восприятие, активизировать словарь детей.

14

5

Беседы и рассказ воспитателя

Уточнить и расширить знания детей о Дне Победы и о Российской Армии. Обобщить и углубить представления детей о временах года, о труде взрослых

13

1-2 неделя сентября и 3-4 неделя мая

Мониторинг

Итого 72

Ознакомление с художественной

литературой

Учить эмоционально воспринимать художественные произведения, понимать их содержание

16

Подготовка к обучению грамоте

Формирование навыков звуко-слухового анализа и синтеза

16

1-2 неделя сентября и 3-4 неделя мая

Мониторинг

4

Всего

36

Планируемые результаты освоения Программы

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.

Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.

С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.

Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.

Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.

Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.

Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях.

«Чтение художественной литературы»

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками.

Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством

Допускает отдельные грамматические ошибки.

Имеются существенные недостатки звукопроизношения.

Речь невыразительна.

Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

Ребенок не может назвать любимых литературных произведений.

Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.

Диагностика уровня знаний  и умений детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Диагностическое обследование проводится с использованием методического пособия «Мониторинг в детском саду» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.

Способы проверки знаний, умений и навыков.

       Низкий. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна.

      Средний. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет  при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений  не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется и пользуется формой речи-доказательства с помощью взросло. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Реализует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

      Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

График проверки: 1-2 неделя сентября- вводная диагностика;  3-4 мая- итоговая диагностика.

Описание образовательной деятельности.

Представления, умения, навыки

Развитие связной речи. Обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Участвовать в коллективных  в разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого обращения. Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения. Знать способы установления речевых контактов с детьми и взрослыми.

Дети овладевают  умениями:

- пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица героев;

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; использовать разнообразные средства выразительности;

- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; выстраивая свой рассказ, придерживаться структуры сюжетного повествования.

- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

- проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов;

- в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

- уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

- осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование.

      Развитие словаря. Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Продолжать осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета, формы, размера и других признаков объекта.

      Самостоятельно пользоваться необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называть их.

      Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы. Понимать причины объединения в одну группу предметов – посуды, одежды и т.        

Описание образовательной деятельности.

 Сопутствующие формы: экскурсии, наблюдения, словесные и дидактические игры.

Межпредметные связи: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Содержательность и связность речи (диалога и монолога);

- Развитие речевого творчества, выразительности речи;

- Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

- Подготовка к обучению чтению;

- Формирование культуры речи.

Описание методического обеспечения.

- Наборы предметных картинок по лексическим темам.

- Дидактические игры по разделу формирование лексико-грамматических средств языка «Чья голова, чей хвост?», «Четвертый лишний» и т.д.

- Картины  из серии «Дикие животные», худ-ка И. Левитана «Золотая осень» и др.

- Модели, схемы,  мнемотаблицы для развития связной речи.

- Тексты художественных произведений.

- ТСО: магнитофон, компьютер,  

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Традиционные события, праздники, мероприятия проводятся в соответствии с годовым планом МБДОУ ЦРР детский сад № 10 «Щелкунчик» в соответствии с возрастными особенностями детей старшей группы при активном участии родителей. Еженедельно, после  работы над лексической темой, в группе проводятся итоговые мероприятия (викторины, КВНи т.д.)

Организация предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда  создана в соответствии с возрастными особенностями детей.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. В группе эстетически оформлен речевой центр, наполнение которого отражает все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребёнка - работа над грамматическим строем речи;- развитие связной речи;- воспитание звуковой культуры;- подготовка к обучению и обучение грамоте;- развитие мелкой моторики и знакомство с художественной литературой.

 Оборудование и наполнение речевой зоны способствует закреплению правильного речевого выдоха и формированию умения контролировать силу и длительность воздушной струи; формированию фонематического восприятия и слуха; развитию артикуляционного аппарата; закреплению  навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков; закреплению навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте; активизации словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий; развитию связной речи и  мелкой моторики.

В речевом центре расположены дидактические игры, способствующие овладению чтением, книги с крупным шрифтом,  настольно-печатные игры с буквами, ребусами, альбомы по лексическим темам, иллюстрированные книги детских авторов, соответственно программе, детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы и т.п.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда -основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Учитывая принцип интеграции образовательных областей для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Список литературы

  1. Развитие речи Конспекты  занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год
  2. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: Лапп Е.А. -Сфера.- 2006.
  3. Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.
  5. Пожиленко ЕА Волшебный мир звуков и слов Москва Владос 2003


Комплексно-тематическое планирование дисциплина: чтение художественной литературы

Неделя

Месяц

НОД

Задачи

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Материал и оборудование

Интеграция

Литература

Сентябрь

I неделя

Мониторинг

II неделя

Мониторинг

III неделя «Во саду ли в огороде»

Рассказывание детям о Чуковском. Чтение сказки «Бармалей»

Вызвать у детей интерес к произведениям К. Чуковского. Развивать речь, внимание. Воспитывать интерес к детским произведениям.

Организовать выставку книг К. Чуковского.

Портрет К. Чуковского, иллюстрации к сказке.

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко.

V неделя «Золотая осень»

«У природы нет плохой погоды»

Учить эмоционально воспринимать стихи. Развивать поэтический слух. Воспитывать любовь к родной природе.

Музыка «Времена года».

ПР, СКР, ФР, РР

Волчкова Стр.21

Октябрь

I неделя «Хлеб всему голова»

 

Рассказывание сказки «Колосок»

Учить детей давать характеристики героям и их поступкам. Развивать речь, память. трудолюбие. Воспитывать трудолюбие.

Беседы о хлебе. Чтение сказки «Колосок»

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т.Р.

III неделя «Деревья и кустарники»

Чтение рассказа В. Зотова «Лиственница»

Учить детей воспринимать повествовательное произведение. Развивать внимание, речь. Воспитывать любовь к родной природе.

ПР, СКР, ФР,РР

Зотов В. «Лесная мозаика»

IV неделя «Я вырасту здоровым»

Каникулы

Ноябрь

II неделя «Звери готовятся к зиме»

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Развивать речь, мышление, наблюдательность. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

.

Иллюстрации к сказке

ПР, СКР, ФР,

Бондаренко. Стр. 93

IV неделя «Профессии»

Знакомство с произведениями С. Михалкова. Чтение «Дядя Степа»

Познакомить детей с произведением С. Михалкова. Развивать слуховое восприятие. Вызвать желание ознакомится с другими произведениями писателя. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.

Чтение произведений поэта

Портрет С Михалкова, выставка его книг

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко с 101.

Декабрь

II неделя «Страна в которой я живу»

Чтение В. Осеевой «Отомстила»

Учить детей давать характеристики поступкам героев. Развивать речь, мышление. Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми.

Беседы с детьми на тему взаимоотношений.

Портрет В. Осеевой.

ПР, СКР, ФР,

Произведение В.Осеевой.

IV неделя «Готовимся к новому году»

Рассказывание русской народной сказки «Морозко»

Продолжать знакомить с русскими народными сказками. Развивать внимание, мышление. Формировать умение анализировать поступки героев. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Беседа по пословицам о доброте.

Иллюстрации к сказке.

ПР, СКР,

Произведение.

V неделя «Зимние забавы»

Каникулы

Январь

I неделя

Каникулы

 II неделя «Русская изба»

Чтение сказки П Бажова «Серебряное копытце»

Дать представление об авторских сказках, развивать мышление, воспитывать интерес к художественному наследию русского народа.

Рассматривание иллюстраций к авторским  сказкам.

ПР, СКР, ФР, РР

Сборник сказок П Бажова

IV неделя «Животные севера»

Малые фольклорные формы

Познакомить детей с формами фольклора русского народа, развивать поэтический слух, воспитывать интерес к малым фольклорным произведениям.

Слушаем частушки, чтение потешек, небылиц.

.

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с 354. Д В 1994 № 4

Февраль

II неделя «Комнатные растения»

Просмотр мультфильма  Н Носова «Барбос в гостях у Бобика»

Продолжать знакомить детей с авторскими сказками, давать характеристики героям произведения, развивать мышление, память, речь, воспитывать в детях интерес к авторской литературе

Беседы о домашних питомцах

Рассматривание авторских сказок

ПР, СКР, ФР, РР

 Е Золотова

IV неделя «Защитники Отечества»

Чтение А Барто «На заставе»

 Учить детей воспринимать и следить за развитием сюжета, развивать внимание, речь, воспитывать уважение к защитникам Отечества

Рассматривание подборок «Наша армия»

.

ПР, СКР, ФР, РР

Е Золотова

Март

II неделя «Наши мамы»

Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»

Познакомить детей с еще одним произведение русского фольклора, развивать внимание, воображение, воспитывать чувство сострадания

Работа с пословицами о семье.

Сказка «Хаврошечка»

ПР, СКР, ФР, РР

Ушакова Н с 124

IV неделя «Лес – это богатство»

Чтение нанайской сказки «Айога»

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений, развивать мышление, речь, воспитывать отрицательное отношение к лени

Работа с половицами о труде

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с 250

V неделя «В гостях у сказки»

Каникулы

Апрель

I неделя «Кладовая Земли»

Чтение рассказа Н Носова «Живая шляпа»

Учить понимать юмор ситуации, развивать речь, фантазию, воспитывать интерес к произведениям Н Носова

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с 150

III неделя «Первоцветы»

Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»

Продолжать учить детей осмысливать содержание и характеры персонажей, развивать мышление, речь, воспитывать интерес к зарубежной литературе

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко т с 375

Май

I неделя «Насекомые»

Чтение сказки Ш. Перро «Фея»

Учить воспринимать яркие образные средства сказочного повествования, развивать воображение, речь, воспитывать интерес к художественной литературе

Чтение сказок  Перро

Иллюстрации к сказке

ПР, СКР, РР, ФР

Бондаренко Т с 322

III неделя «О спорт, ты мир»

Литературная викторина

Закреплять умение давать характеристику произведению, узнавать и называть услышанное произведение, развивать внимание, память, воспитывать художественный вкус.

аудиозаписи и иллюстрации к произведениям

ПР, СКР, ФР, РР

III неделя

Мониторинг

IV неделя

Мониторинг



Комплексно-тематическое планирование по дисциплине развитие речи

Неделя

Месяц

НОД

Задачи

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Материал и оборудование

Интеграция

Литература

Сентябрь

I неделя

Мониторинг

II неделя

Мониторинг

III неделя «Во саду ли в огороде»

Составление описательного рассказа по плану «Овощи»

 

Учить связно, логично высказывать свою мысль, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать интерес к окружающему

Экскурсия на огород

Беседа по лексической теме «Овощи», чтение худ. произведений, заучивание, рассматривание иллюстраций.

Предметные картинки, Муляжи овощей

ПР, СКР, ФР, РР

Лапп с 39

Пересказ произведения Я. Тайц «По грибы»

Учить пересказывать текст самостоятельно, развивать память, речь, воспитывать честность

Рассматривание грибов на участке

Д/и «Угадай гриб по описанию»

Муляжи грибов, произведение.

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с 19

IV неделя «Одежда»

Беседа на тему «О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают

Уточнить представление детей о материалах из которых сделаны вещи, развивать мышление, речь, воспитывать уважение к людям труда

Д/И в игровом уголке

Рассматривание кусочков ткани и разной одежды.

Д/и «Узнай на ощупь»

ПР, СКР, ФР, РР

Лапп И с 140

Составление описательного рассказе об одежде

Учить составлять описательный рассказ, развивать внимание, речь, воспитывать интерес к окружающему миру

Д/И «Ателье»

Предметы одежды, символы

ПР, СКР, ФР

Лапп Е с 71

V неделя «Золотая осень»

Заучивание стихотворения  И. Мазнина «Осень»

Учить передавать интонацией задумчивость, грусть, развивать память, речь, воспитывать интерес к поэзии

Экскурсия в осенний парк

Чтение стихов об осени русских поэтов

Осенние листья собранные детьми. Оборудование для рисования.

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с103

Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса»

Познакомить детей с новой формой работы – интервью, развивать внимание, словарь, воспитывать интерес к животным

Рассматривание репродукций осеннего леса

Игрушки, микрофон

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с18

Октябрь

I неделя «Хлеб всему голова»

Беседа о хлебе

Уточнить и дополнить знания детей о том, какой путь проходить зерно, чтобы стать хлебом, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение к труду хлеборобов.

Экскурсия к хлебному магазину

Рассматривание картин по теме

Картины по теме

ПР, СКР, ФР, РР

Лапп с 41

Составление рассказа по серии картинок «Как хлеб на стол пришел»

Учить составлять рассказ по серии картинок, отражающим последовательность событий, развивать внимание, память, речь, воспитывать умение слушать

Опорные картинки «Продукты питания», символы

ПР, СКР, ФР

Лапп Е 129

II неделя «Снова птицы в стаи собираются»

Пересказ  стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Учить детей пересказывать стихотворение, развивать мышление, память, воспитывать заботу о зимующих птицах

Рассматривание птиц на кормушках

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц.

ПР, СКР, ФР, РР

Творческое рассказывание Почемучка

Учить составлять вопросительные предложения, развивать мышление, речь, воспитывать инициативность

ПР, СКР, ФР

Волчкова В с 30

III неделя «Деревья и кустарники»

Заучивание наизусть стихотворения И. Когана «Листки»

Учить понимать образность языка стихотворения, развивать поэтический слух, речь, воспитывать любовь к родной природе

Экскурсия вокруг детского сада

Наблюдение на прогулке за деревьями, беседы на тему «Времена года»

Иллюстрации осеннего леса

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с 83

Рассматривание  и беседа по картине И. Бродской «Опавшие листья»

Учить видеть красоту осеннего пейзажа, развивать внимание, речь, воспитывать интерес к явлениям природы

Наблюдение за листопадом на участке

Картины – иллюстрации осеннего леса

ПР, СКР, ФР

IV неделя «Я вырасту здоровым»

Каникулы

Ноябрь

I неделя «Водоемы»

Рассказывание по картине «Как речка замерзла»

Учить при описании картины указывать время и место действия, развивать наблюдательность, мышление, воспитывать интерес к явлениям природы

Экскурсия на Енисей.

Рассматривание карты мира.

Картина из серии «Времена года» «Зима»

ПР, СКР, ФР,

Ушакова О

С 185

Беседа о воде

Обобщить и дополнить знания детей о воде, развивать мышление, память, воспитывать бережное разумное использование воды

Экскурсия на Енисей

Опыты с водой

Банка,2 стакана с водой, соль

ПР, СКР, ФР,

Зенина Т с 11

II неделя «Звери готовятся к зиме»

Пересказ эскимоской сказки «Лиса и бычок»

Учить пересказу по ролям, развивать внимание память, воспитывать культуру общения.

Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций.

..

ПР, СКР, ФР, РР

Ушакова О с 69

Придумывание сказки на тему «Приключение Зайчонка»

Учить связно, непрерывно высказывать свои мысли, развивать внимание, Фантазию наблюдательность, речь, воспитывать интерес к окружающему миру

Работа с проспектами «Животный мир Хакасии»

Чтение сказок о животных

Игрушка зайчонка

ПР, СКР, ФР

Ушакова О  с257

III неделя «Домашние животные»

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, развивать внимание, речь, воспитывать бережное отношение к домашним питомцам

Беседа с детьми о домашних питомцах

Мяч, картина

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с 68 Иванишина О с 29

Заучивание наизусть  Народной песенки «Теленок»

Учить детей декламировать стихи, развивать память , речь, воспитывать культуру поведения перед аудиторией

Беседы о домашних животных

ПР, СКР, ФР

Хрестоматия с 219

IV неделя «Профессии»

Рассказывание по картине «Строим дом»

Учить самостоятельно, составлять рассказ по картине, развивать наблюдательность, речь, воспитывать творческий подход к работе

Игры со строительным материалом

Художественный материал на выбор детей.

ПР, СКР, ФР, РР

Ушакова О  с206

Беседа на тему  «Кто построил этот дом»

Уточнить и дополнить знания о строительных профессиях, Развивать внимание, мышление, речь, воспитывать уважение к людям труда

Рассматривание поселковых строений,

Наборы картин по теме

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с 43

Декабрь

I неделя «Пришла зима»

Пересказ рассказа Калининой Н.    « Про снежный колобок»

Учить последовательно передавать содержание рассказа, развивать память, внимание, речь, воспитывать инициативность

Экскурсия вокруг детского сада

Рассматривание репродукций русских художников с зимними пейзажами

Наборы картин «Зима»

ПР, СКР, ФР, РР

Ушакова О с 223

Заучивание наизусть стих. Сурикова           « Зима»

Учить декламировать стихи, развивать память, внимание, воспитывать интерес к явлениям в природе

Рассматривание иллюстраций по теме

Иллюстрации по теме, запись Вивальди «Зима»

ПР, СКР, ФР,

Бондаренко Т с 209

II неделя «Страна в которой я живу»

Составление рассказов на темы стихотворений

Учить рассказывать связно не отступая от темы ,развивать наблюдательность, речь, воспитывать творческий потенциал

Экскурсия по поселку

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов о России.

ПР, СКР, ФР, РР

Бондаренко Т с 121.

Придумывание рассказа на тему «Фантастическая страна»

Учить придумывать свой рассказ, развивать воображение, речь, воспитывать любовь к своей стране

Просмотр передач о России

ПР, СКР, ФР,

Бондаренко Т с 399

III неделя «Транспорт»

Беседа на тему «Автотранспорт»

Уточнить и расширить представление детей о транспорте. Развивать внимание, мышление. Воспитывать интерес к окружающей действительности.

Наблюдение за автомашинами на прогулке

Рассматривание иллюстраций с изображением разнообразного транспорта.

Наборы картин по теме

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с 96

Составление описательного рассказа по игрушке «Транспорт»

Учить логично выстраивать рассказ, развивать внимание, логику, речь, воспитывать интерес к окружающему миру

Игры с машинками в уголке

Игрушки машинок

ПР, СКР, ФР,

Лапп Е с 65

IV неделя «Готовимся к новому году»

Заучивание стих.С. Маршака «Песня о елке»

Учить детей запоминать и воспроизводить заученное, развивать внимание, память, воспитывать интерес к календарным праздникам

Рассматривание украшенной елки

Просмотр мультфильмов новогодней тематики

Картина с украшенной елкой.

ПР, СКР, ФР,

Ушакова О с 93

Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Учить придумывать сказки, развивать фантазию, речь, воспитывать доброту

Чтение стихов о Д Морозе

Игрушка Деда Мороза

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с 39

V неделя «Зимние забавы»

Каникулы

Январь

I неделя

Каникулы

 II неделя «Русская изба»

Рассказ из личного опыта «Игры зимой»

Учить детей составлять рассказ не отступая от заданной темы ,развивать мышление, речь, воспитывать интерес к народным играм

Игры-забавы  на участке

ПР, СКР, ФР,

Бондаренко Т с 195

Рассказывание по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному восприятию картины, развивать внимание, речь, воспитывать умение слушать товарищей.

Развлечения на спортивном участке

Картины по теме

ПР, СКР, ФР,

Бондаренко Т с 84

III неделя «Моя семья»

Пересказ отрывка из рассказа В. Воронковой «Ссора с бабушкой»

Учить подробно связно передавать текст, развивать память, речь, воспитывать любовь к ближним.  

Проектная деятельность «Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий.

ПР, СКР, ФР, РР

Волчкова В с126

Беседа на тему «Моя семья»

Обобщить и уточнить знания о родственных связях, развивать мышление, память, речь, воспитывать уважительное отношение к старшим.

Проекты «Моя семья»

Фото семьи

ПР, СКР, ФР,

Ушакова о С 127

IV неделя «Животные севера»

Заучивание наизусть стих П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»

Обогатить знания детей о животном мире, развивать память, слуховое восприятие, воспитывать интерес к творчеству П. Воронько.

Чтение стихов П Воронько.

ПР, СКР, ФР,

Ушакова О С 113

Рассказывание по картине «Северные олени»

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, Развивать эстетическое восприятие, воспитывать познавательный интерес.

Просмотр передач о жизни зверей на Севере

Ушакова О с 234

Февраль

I неделя «Животные юга»

Составление рассказа по набору игрушек

Учить детей составлять сюжетный рассказ по предложенным игрушкам, развивать воображение, речь, воспитывать эмоциональное отношение к образу

Чтение литературы о животных жарких стран

Картина из серии «Животные Жарких стран»

ПР, СКР, ФР,

Ушакова О с 255

Пересказ басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Учить повествовательно передавать басню, развивать мышление, память, речь, воспитывать интерес к басням.

Чтение басен И. Крылова

Иллюстрации к произведению

ПР, СКР, ФР

II неделя «Комнатные растения»

Составление рассказа из личного опыта «Наш уголок природы»      

Учить детей в рассказе передавать свои впечатления, развивать внимание, наблюдательность, речь, воспитывать желание трудиться в уголке природы.

Рассматривание комнатных растений

Рассматривание наборов открыток с цветами

ПР, СКР, ФР, РР

Ушшакова О с 218

Заучивание наизусть «Солнце в доме» Серовой

Закреплять умение читать стихи перед аудиторией, развивать память, речь, слуховое восприятие, воспитывать культуру восприятия чтения.

Наблюдение за восходом солнца из окна группы

Наборы картинок «Части суток»

ПР, СКР, ФР

III неделя «Моя Хакасия»

Составление описательного рассказа по серии картин «Новенькая»

Учить детей составлять рассказ по серии картинок, развивать мышление, речь, воспитывать чувство сопереживания.

Беседа о друзьях

Набор «Новенькая»

ПР, СКР, ФР,

Волчкова в с

Беседа о нашем поселке

Учить рассказывать о достопримечательных местах поселка, развивать память, внимание, речь, воспитывать желание узнать историю поселка.

Экскурсия в центр поселка

Рассматривание фотографий поселка

ПР, СКР, ФР

Ушакова О с 120

IV неделя «Защитники Отечества»

Беседа об армии

 Объяснить слыл выражения «Армия родная», развивать познавательный интерес, воспитывать уважение к защитникам отечества

Рассматривание подборок «Наша армия»

Подбор картин по теме

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с 117

Рассматривание картины В.  Васнецова «Богатыри»

Учить высказывать свое отношение к произведению, развивать мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к пролому страны.

Рассматривание репродукций к былинам

Чтение былин

ПР, ФР, СКР

Веракса Н с 27

Март

I неделя «Весна пришла»

Составление описательного рассказа по картине «Весна»

Учить  детей передавать в рассказе сюжет картины, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать интерес  к явлениям природы.

Экскурсия в весенний парк,

Чтение стихов о весне

Набор «Времена года» «Весна»

ПР, СКР, ФР,

Заучивание наизусть стих С. Маршака «Стихи о весне»

Учить запоминать стихи, развивать поэтический слух, память, воспитывать эмоциональный отклик на природные явления.

Экскурсия на экологическую тропу

Рассматривание репродукций русских художников по теме

ПР, СКР, ФР

Ушакова О с 113

II неделя «Наши мамы»

Составление рассказа из личного опыта «Мамочка любимая моя»

Учить использовать при описании прилагательные, развивать память, мышление, воспитывать бережное отношение к родным.

Рассматривание иллюстраций «Наши мамы»

Фотовыставка «Моя мама»

ПР, СКР, ФР,

Пересказ Рассказа К. Ушинского «Утренние лучи»

Закреплять навыки пересказа, развивать внимание, память, речь., воспитывать культуру общения между детьми.

Рассматривание иллюстраций «Части суток»

ПР,  СКР, ФР

III неделя «Рыбы»

Беседа на тему «Что мы знаем о рыбах»

Уточнить и пополнить знания детей о рыбах, развивать познавательный интерес, воспитывать желание ухаживать за рыбками в уголке природы.

Наблюдение за рыбками в аквариуме

Рассматривание подборок об обитателях водоема

Наборы по теме

ПР, СКР, ФР,

Волчкова Л с 123,330

Составление творческого рассказа по игрушке.

Учить подробно описывать выбранную игрушку, развивать активный словарь, творческий подход, воспитывать интерес к окружающему миру.

Рассматривание подборок об обитателях водоема

Игрушки рыб

ПР, СКР, ФР

IV неделя «Лес – это богатство»

Заучивание наизусть Я. Акима «Песенка в лесу»

Учить интонационно передавать доброе отношение к лесу, развивать поэтический слух, память, воспитывать бережное отношение к природе

Экскурсия в парк

Рассматривание пейзажа русских художников

Картины весеннего леса

ПР, СКР, ФР,

Хрестоматия с 295

Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

Учить художественному видению пейзажной картины, развивать активный словарь, внимание, воспитывать интерес к населению Росии.

Рассматривание репродукций по теме

Репродукция Саврасова «Грачи прилетели»

ПР, СКР,

Волчкова В с 81

V неделя «В гостях у сказки»

Каникулы

Апрель

I неделя «Кладовая Земли»

Беседа «О чем могут рассказать вещи»

Уточнить знания детей о материалах, из которых сделаны вещи, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение к людям труда

Выставки изделий из различных материалов

Игры-эксперименты в уголке

ПР, СКР, ФР

В Волчкова с 140

Составлять рассказ по серии картин «Воздушный шар»

Учить понимать юмор ситуации, развивать воображение, речь, воспитывать творческий потенциал

Чтение статей по теме в детской энциклопедии

Набор картин

ПР, СКР, ФР, РР

II неделя «Космос»

 Пересказ  рассказа В. Бороздина «Ракета»

Учить добиваться последовательности в пересказе произведении, развивать внимание, мышление, воспитывать чувство гордости за достижения народа

Рассматривание энциклопедии «Космос»

Оборудование по теме

ПР, СКР, ФР,

Волчкова В с 138

Творческое рассказывание «Придумывание небылицы»

Познакомить с жанром небылицы, развивать творческое воображение, воспитывать чувство коллективизма

Чтение детских небылиц

ПР, ФР,ХЭР

Волчкова В с 58

III неделя «Первоцветы»

Первоцветы

беседа

Учить связно высказывать свои мысли, развивать логическое мышление, временную ориентацию, воспитывать бережное отношение к родной природе

Экскурсия на экологическую тропу

Рассматривание гербария «Первоцветы»

Слайды первоцветов, запись весенней мелодии

Рассматривание репродукций к былинам

Патриотическое воспитание с 77

Составление рассказа по картине «Весна»

Учить подробно описывать картину, развивать внимание, речь, воспитывать

Картина  «Весна»

ПР, СКР, ХЭР,

IV неделя «Животный мир весною»»

Заучивание стих. И. Гришашвили «Охраняй птиц»

Помочь понять смысл стихотворения, развивать память, речь, воспитывать бережное отношение к птицам.

Наблюдение за птицами на участке

Рассматривание энциклопедии «Животный мир»

ПР, СКР, ФР,

Пересказ сказки «Заяц и еж».

Учить обыгрывать прочитанную ситуацию, развивать мышление ,речь, воспитывать

Творческий потенциал детей.

Игры-эстафеты на участке

Чтение сказок братьев Гримм

Иллюстрации к произведению

ПР, ФР, СКР, ХЭР

Ушакова О с151

Май

I неделя «Насекомые»

Не обижайте муравья

Беседа.

Формировать представление о полезных и вредных насекомых, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Наблюдение за муравьями на участке

Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки»

Презентация «Насекомые»

ПР, СКР, РР, ФР

Патриотическое воспитание с 41

Придумывание сказки по предложенным предметам.

Учить работать коллективно, развивать мышление, воображение, речь, воспитывать чувство коллективизма.

Чтение авторских сказок

Наборы игрушек по выбору детей

ПР,СКР,ХЭР

II неделя «День победы»

Составление письма ветеранам.

Познакомить с приемами написания письма, развивать внимание, речь, воспитывать чувство благодарности к ветеранам.

Экскурсия к обелиску

Рассматривание альбома «День Победы»

Презентация «День Победы»

ПР, СКР, ФР,

Ушакова О с 154

Беседа «Их подвиг бессмертен».

Помочь понять великое значение Победы, развивать память, речь, воспитывать чувство признательности героям Войны.

Презентация «День Победы»

ПР, СКР, ХЭР

III неделя «О спорт, ты мир»

Заучивание считалок

Продолжать заучивать с детьми небольшие тексты, развивать память, речь, воспитывать интерес к подвижным играм

Игры на участке

ПР, СКР, ХЭР, ФР

Придумывание нового конца к старым сказкам.

Учить фантазировать, развивать мышление, внимание, речь, воспитывать творческий потенциал.

Чтение сказок

ПР, ХЭР, ФР,

III неделя

Мониторинг

IV неделя

Мониторинг

Комплексно-тематическое планирование по дисциплине подготовка к обучению грамоте.

Неделя

Месяц

НОД

Задачи

Материал и оборудование

Интеграция

Литература

Примечание

Сентябрь

I неделя

Мониторинг

II неделя

Мониторинг

IV неделя «Одежда»

В мире звуков

Формирование представления о звуках. Развитие слухового внимания.

Музыкальные инструменты, ширма, пиктограммы с эмоциональными состояниями людей.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.21

Октябрь

I неделя «Хлеб всему голова»

Знакомство со «словом»

Познакомить детей с термином «слово». Развивать слух, речь. Закреплять понятие звук.

Предметные картинки, звуковые замки красного, синего, зеленого цвета.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.24

III неделя «Деревья и кустарники»

Слова-действия

Дифференциация понятий «звук» «слово». Знакомство с понятие «слова-действия». Развитие речевого слуха.

Игрушки, картинки с изображением животных, символы слов – полоски.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.27

IV неделя «Я вырасту здоровым»

Каникулы

Ноябрь

I неделя «Водоемы»

Слова-признаки

Ознакомление со словами-признаками. Развитие речевого внимания, осязания.

Натуральные овощи, чудесный мешочек.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.30

III неделя «Домашние животные»

Знакомство с предложением

Ознакомление с понятием «предложение». Закрепление понятия «слово». Дифференциация понятий «слово», «предложение».

Предметные картинки (сад, лес, огород, звери).

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.32

Декабрь

I неделя «Пришла зима»

Гласный звук «А»

Характеристика звука «А» по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие слухового внимания.

Предметные картинки со звуком «А», символ звука «А», красный кружок.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.35

III неделя «Транспорт»

Гласный звук «У»

Характеристика звука «У» по акустическим и артикуляционным признакам. Выделение звука «У» из ряда гласных.  Развитие слухового внимания.

Игрушки по теме, символ звука «У», красный кружок.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.39

V неделя «Зимние забавы»

Каникулы

Январь

I неделя

Каникулы

III неделя «Моя семья»

Гласный звук «И»

Характеристика звука «И» по акустическим и артикуляционным признакам. Выделение звука «И» из ряда гласных.  Развитие слуховой и логической памяти. Закрепление понятий «длинные и короткие слова».

Куклы, картинки, платочек.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.43

Февраль

I неделя «Животные юга»

Гласный звук «О»

Характеристика звука «О» по акустическим и артикуляционным признакам. Выделение звука «О» из ряда гласных. Повторение гласных звуков. Развитие слуховой памяти, фонематических представлений.

Картинки животных, овощей, символ звука «О».

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.51

III неделя «Моя Хакасия»

Согласные звуки «м» «м'»

Характеристика по акустическим и артикуляционным признакам. Усвоение местоимений «мой», «моя», «моё». Актуализация глагольной лексики.

Набор мебели разной величины, игрушки к сказке «Три медведя», синий и зеленый кружки.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.60

Март

I неделя «Весна пришла»

Звук «л'»

Характеристика звука «л'». Усвоение грамматических категорий словообразования. Развитие зрительного восприятия.

Картина пейзажная, цветы, бабочки.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.63

III неделя «Рыбы»

Согласные звуки «б» «б'»

Характеристика звуков. Развитие внимания и памяти и фонематических представлений.

Предметные картинки с данным звуком, игрушки.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.76

V неделя «В гостях у сказки»

Каникулы

Апрель

II неделя «Космос»

Согласные звуки «п» «п'»

Характеристика звуков. Сравнение со звуками «б» «б'». Развитие воображения.

Игрушки, картинки на заданный звук. Музыкальные инструменты.

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.87

IV неделя «Животный мир весною»

Гласный звук «Ы»

Характеристика звука. Развитие фонематического восприятия. Активизация словаря.

Картинки с заданным звуком и иллюстрации к сказке К. Чуковского «Бармалей».

ФР, РР, СКР

Пожиленко Е., с.75

Май

II неделя «День победы»

Путешествие в страну знакомых звуков

Закрепление пройденного материала. Развитие слуха, восприятия.

Картинки, игрушки, фишки зеленого, красного, синего цвета.

ФР, РР, СКР

III неделя

Мониторинг

IV неделя

Мониторинг



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)...

Рабочая программа по программе Н. Е. Вераксы. Старшая группа 2018 - 2019 уч. год

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

Рабочая программа "Детство" - старшая группа.

Рабочая програма "Детство" для старшей группы....

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа)

Комплексно-тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». (старшая группа) Срок реализацииТема Содержание работы...