РППС В ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Васильева Светлана Александровна
Развивающая предметно пространственная среда в средней группе с учётом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР «Детский сад №67 »

Проект

Создание развивающей предметно - пространственной среды

в средней группе.

«На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

                                                                                                       

                                                                                                                                       1070999-Happy-Black-Female-Teacher-Holding-A-Pop-Up-Story-Book-With-A-Castle

                       

                                                                   

                                                                                       

                                    Авторы:

Васильева Светлана  Александровна

2017год

                                                                                               Нет такой стороны воспитания, на которую

                                                                                               обстановка не оказывала бы влияния,

                                                                                               нет способности, которая не находилась бы

                                                                                               в прямой зависимости от непосредственно                

                                                                                               окружающего ребенка конкретного мира…

                                                                                                        Тот, кому удастся создать такую            

                                                                                                обстановку облегчит свой труд в высшей

                                                                                                степени. Среди нее ребенок будет жить –

                                                                                                развиваться  собственной самодовлеющей  

                                                                                                жизнью  его духовный рост будет

                                                                                                совершенствоваться   из самого себя, от      

                                                                                                                                природы…

введение

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности.

 Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе 

Актуальность проекта

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДОУ были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.  Развивающая предметно-пространственная среда  стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, поэтому должна быть организована в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей ребенка.  Ребенок полноценно развивается в игре, поэтому так важно создать для него соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе.  Проанализировав  среду в нашей группе я выявила ряд проблем:

  1.  развивающая предметно-пространственная среда не обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной программы детского сада;
  2. не в полной мере обеспечен доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих основные виды деятельности.

 

Цель проекта:

Создание предметно-развивающей среды комфортной и благоприятной  для полноценного развития детей  в соответствии с ФГОС.

                                            Задачи:

1. Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе.

2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников  

4. Систематизировать оборудование и методический материал по видам деятельности.

5.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Ожидаемые результаты:

Создание   комфортной, здоровьесберегающей,эстетичной,развивающей,разнообразной предметно-пространственной среды, соответствующей уровню технологического развития общества и потребностям современных детей в условиях ДОУ в нашей группе.

1.Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. Воспитанники активно используют РППС в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Продукт проекта:

1.В группе создана Развивающая  предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО.

  2. Создан примерный перечень материалов и пособий, необходимых для создания развивающей                                                                      предметно-пространственной среды группы.

Аннотация проекта.

Проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, который поможет в работе над созданием развивающей предметно-пространственной среды  в соответствии с требованиями ФГОС. В помощь педагогам разработан примерный перечень игровых зон группы с учетом вкусов и потребностей детей

  Этапы реализации проекта

                                 Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев.  С  марта по август 2017г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Подготовительный

Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта. Презентация проекта в МБДОУ.

март2017г.

2

Основной

Проведение мероприятий в рамках проекта по реализации поставленных задач.

Апрель 2017 – август2017г.

3

Завершающий

Подведение итогов реализации проекта, оценка его эффективности.

август 2017 г.

План мероприятий

п/п

Название мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Организационный

1

Анализ состояния  данной развивающей среды

Март

воспитатели

Васильева.С.А.

2

Разработка целей и задач проекта

Март

воспитатели

Васильева.С.А.

3

Подбор методической литературы

Март

воспитатели

Васильева.С.А.

4

Изучение интернет. ресурсов.

Март

воспитатели

Васильева.С.А.

5

Разработка плана мероприятий для реализации проекта

Март

воспитатели

Васильева.С.А.

6

Презентация проекта в ДОУ

Март

воспитатели

Васильева.С.А.

Основной

1

Составление плана по распределению игровых зон в группе

Апрель

воспитатели

Васильева.С.А.

2

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий для насыщения игровых уголков

Апрель

Воспитатели

Родители

Васильева.С.А.

Родители

3

Выступление на родительском собрании

Апрель

воспитатели

Васильева.С.А.

4

Привлечение родителей к изготовлению материала для игровой зоны

Май - июнь

воспитатели

Васильева.С.А.

5

Приобретение  атрибутов и пособий в активную зону

Июнь-июль

Воспитатели

Родители

Васильева.С.А.

Родительский комитет

6

Организация уголка уединения в спокойной зоне

Июнь-июль

воспитатели

Васильева.С.А.

7

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Июнь-июль

Воспитатели

Родители

Васильева.С.А.

Родители

8

 Размещение мебели с учетом определения зон и уголков в группе

Июль -август

воспитатели

Васильева.С.А.

9

Эффективное размещение мебели в рабочей зоне

Июль-август

воспитатели

Васильева.С.А.

Завершающий

Самостоятельный анализ развивающей среды

Август

воспитатели

Васильева.С.А.

Опрос родителей

Август

воспитатели

Васильева.С.А.

Оценка эффективности проекта

Август

воспитатели

Васильева.С.А.

Ресурсное обеспечение проекта

    Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-                  методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

  1.  Федеральный  закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года №30384).
  3. постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13 №  1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  5. Устав МБДОУ.

 Организационные ресурсы:

  • Педагоги-авторы по реализации проекта
  • Заведующий, старший воспитатель
  • Родители
  • Дети

                                              Информационные ресурсы

     -Презентация

   - Наглядная информация для родителей

                                          Программно-методические ресурсы:

Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)-3-е изд. , испр. И доп. –М МОЗАЙКА=СИНТЕЗ=2015г.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Марич Е.М.»Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.-М. Федеральный институт развития образования, 2014г. -96 с.

                                                       

                                                           

                                    Кадровые ресурсы:

  Воспитатели группы

  Родители воспитанников

 Заведующий МБДОУ

                                                 Материально-технические ресурсы:

Материальные: пользование интернетом, бумага печатная, приобретение методической литературы по данной  теме, выписка периодических изданий.

Нематериальные:  активность педагогов, активность инициативных родителей.

                    Оценка эффективности реализации проекта
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно – ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом.

  • Провести самооценку РППС в группе с помощью шкал ECERS- R
  • Участие в конкурсе «Лучшая РППС в группе в соответствии с ФГОС
  • Анкетирование родителей



                                               
Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления

1.Недостаточное финансирование проекта

1.Привлечение внебюджетных средств (спонсорской помощи, средств родителей)

2.Отсутствие заинтересованности и помощи со стороны родителей

2.Информированность родителей, привлечение к участию в совместных мероприятиях, открытость деятельности по реализации проекта

Дальнейшее развитие проекта

Проект должен помочь разработать систему работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Организация работы по реализации приведет к  сотрудничеству педагогов и родителей группы.

В дальнейшей работе мы планируем  и дальше создавать РППС  в группе в соответствии с ФГОС   

Родители будут принимать активное участие в жизни группы по организации РППС .

                                                                     Литература

  1. .Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г
  2. .Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
  3.  .Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГОС,.  Серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. – М.: Сфера.
  4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007
  5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009  
  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003

      7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы        построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. – СПб., 2007.

      8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.  

      9. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГОС. СПб, Приложения.

     10. ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в соответствии с приказом  МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2

     11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.

Анкета для родителей :

           Ответы:

           Полностью согласен

           Скорее да, чем нет

           Скорее нет, чем да

           Полностью не согласен

           Затрудняюсь ответить

Вопросы:

Достаточно ли детский сад оснащен игровыми материалами, игрушками ?

Достаточно ли сад оборудован мультемедийной ,компьютерной техникой ?

Достаточно ли сад оборудован спортивным инвентарем?

 Я как родитель доволен условиями  группового помещения ?   

 Я как родитель доволен условиями прогулочного участка ?

Достаточно ли оснащено групповое помещение игровыми материалами, игрушками ?

Достаточно ли оснащен прогулочный участок игровыми материалами, игрушками ?

Оформление музыкального и спортивного зала эстетично ?

Оформление фойе, лестниц эстетично?

http://900igr.net/datai/pedagogika/Otkrytoe-zanjatie/0026-010-Rekomendatsii.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

ФИРО разместило на своем сайте рекомендации к составлению ООП и к организации РППС

Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы внедрения ФГОС ДО, первые примерные образовательные программы для дошкольных организаций должны быть уже утверждены...Читать тему на форуме:...

Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО

В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Назначение и цели организации РППС ДОО

Назначение и цели организации РППС ДОО...

РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...