Организация и проведение активных занятий с родителями по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"
материал

Опыт работы с родителями с использованием технологии "Активные занятия" по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_roditelyami_.docx128.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Организация и проведение активных занятий с родителями по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Автор: воспитатель

Дебирова

Минара

Такабудиновна

г. Нефтеюганск 2018г.

На протяжении последних лет во многих семьях материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных устоев и образцов поведения на основе подражания.

Педагоги должны помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, традиции, созданные предками, и что, в первую очередь, родители ответственны за духовно-нравственное воспитание детей.  

В нашей группе ведется большая работа по повышению компетенций родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания. Реализуя ООП, руководствуясь методическими рекомендациями А.В. Камкина, И.А.Кузьмина к программе «Истоковедение. Воспитание на социокультурном опыте» в течение трех лет мы проводим активные занятия с родителями и с детьми, которые направлены на приобщение их к ценностям, идеалам и традициям нашего Отечества, на то, чтобы помочь родителям найти верные ориентиры в воспитании детей, вернуть их к традициям семейного воспитания.

Задачи программы следующие (слайд):

Группа

Задачи

Младшая

- знакомство родителей с задачами ООП по духовно- нравственному воспитанию на год;

- оказание помощи родителям в освоении содержания категорий «Слово», «Образ», «Книга»;

- формирование традиции душеполезного семейного чтения.

Средняя

- знакомство родителей с задачами ООП по духовно- нравственному воспитанию на год;
- приобщение родителей к социокультурным категориям «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души», направленных на глубокое осмысление ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- оказание помощи родителям в формировании «круга семейного чтения».

Старшая

- знакомство родителей с задачами ООП по духовно- нравственному воспитанию на год;
- знакомство и осмысление родителями духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;
- развитие мотивации на взаимодействие всех участников образовательного процесса»;
- развитие социокультурного опыта взрослых и детей;
- укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.

В каждой группе с родителями проводилось по пять активных занятий.

А теперь позвольте мне представить вам небольшой наш опыт работы по нескольким темам.

 Работу с родителями мы начали с анкетирования, направленного на выяснения их отношения к проблемам духовно- нравственного воспитания.

( Приложение №1)

Анализируя ответы родителей, я сделала выводы:

- 100% родителей согласны, что основы нравственности и этики закладываются в раннем детстве,

- у 50% родителей не хватает опыта и знаний в развитии духовно-нравственных качеств ребенка,

- 85% родителей видят связь нравственных качеств ребенка и его отношений со сверстниками,

- 96% родителям не безразлично мнение окружающих об их ребенке.

Таким образом, 50% родителей наших воспитанников необходима была педагогическая поддержка в вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка. Мы определили для себя, что будем осуществлять эту работу путем консультирования родителей по данным вопросам, организации активных занятий с родителями и привлечения их к участию в проектной деятельности.

В начале года я подготовила для родителей консультации «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка», «Традиции и обряды имянаречения в России», чтобы родители расширили свои представления о значении семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания, о традициях имянаречения.

 Консультации мы разместили на сайте учреждения, скинули на электронную почту тем родителям, которые поделились с нами адресом, и вложили в папку- передвижку, которую родители передавали друг другу, чтобы познакомиться с ее содержанием.

Первое «активное занятие», которое мы провели с родителями – это занятие на тему «Имя моего ребенка», которое по ООП открывает систему «активных занятий» с родителями по программе «Моя семья». В ходе разработки сценария этого занятия я руководствовалась рекомендациями А.В. Камкина, И.А.Кузьмина. Задачи решались следующие:

-знакомство родителей с программой «Истоки»;

- оказание помощи родителям в освоении содержания категории «Слово»;

-формирование у родителей уважительного отношения к традиции имянаречения.

Во вводной части занятия я познакомила родителей с программой «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», с ее целями и задачами, чтобы родители осознали, что на протяжении четырех лет нам вместе предстоит решать задачи духовно- нравственного воспитания, которые являются частью образовательной программы нашего учреждения; представила им комплект книг для развития детей 3-4 лет, чтобы они пользовались ими, когда необходимо будет организовать работу по нашим рекомендациям с ребенком в семье по передаче ему накопленного социокультурного опыта.

Текст из книги: «Слово к родителям» помог мне перейти к следующему этапу занятия и  оказать помощь родителям в освоении содержания категории «Слово»; формировать у родителей уважительное отношение к традиции имянаречения.

В ресурсном круге я предложила родителям ответить на два вопроса: «Как и почему именно это имя выбрали для Вас Ваши родители?» и «Как и почему именно это имя Вы выбрали для своего ребенка?». Некоторые родители на занятии были не многословны, то есть я не смогла вызвать их интерес к предложенной теме путем предложенной консультации, или они не хотели открывать свои секреты, или, я думаю, что кому-то просто нечего было сказать, потому что к выбору имени родители не относились серьезно. Но некоторые родители, действительно, поделились ценным опытом имянаречения: при выборе имени ребенку придерживались Святцев, либо традиций, заведенных в их семье, например, у кого- то бабушки и дедушки давали имя первенцу своих сыновей, либо родители давали имя ребенку в честь бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, которые были честными, трудолюбивыми, уважаемыми людьми и такие традиции были заведены в их семье. Несколько родителей отметили, что когда выбирали имя ребенку, то придерживались мусульманских традиций – мужские имена   выбирали из имен-эпитетов Аллаха и имен его пророков, девочек называли именами, которые упоминаются в Коране или обладали красивыми нежным звучанием. Двое родителей отметили, что назвали ребенка понравившимся именем - Роман и Вадим - отдавая дань моде.  Я тоже рассказала родителям о том, как происходило имянаречение моих дочерей, следуя мусульманским традициям.

      Затем я отметила, что для маленького ребенка важно и необходимо как можно чаще слышать свое имя, чувствовать внимание и любовь со стороны своих родителей.  По моему предложению, родители озвучили, как они ласково называют своего ребенка в семье. Родители отметили, что чаще называют своего ребенка уменьшительным именем, производным от основного имени -Анжелочка, Ромочка. Одна из мам сказала, что имя ее сына – Абубакр - не имеет уменьшительного имени, так как в мусульманстве это не принято, так как от этого меняется значение имени. Но в тоже время она признает, что необходимо называть ребенка «солнышко», «радостью». Бурное обсуждение вызвало высказывание одной мамы о том, что когда она очень сердита на сына, то называет его по имени и отчеству, как бы показывая свое настроение, и сын это чувствует и адекватно реагирует на это имя - стремится совершать только добрые поступки, чтобы его так не называли. Некоторые родители посчитали, что так надо называть ребенка только тогда, когда он совершает очень значимые «взрослые» поступки и он должен стремиться к этому, чтобы заслужить это имя, а то останется на всю жизнь Ванькой или каким-нибудь «заинькой», а его надо готовить к успешным, значимым поступкам и делам.

В конце занятия я предложила родителям потешки, в которые можно вставлять имена детей и читать их дома, радуя детей своим вниманием.

Таким образом, на этом занятии большинство родителей приобрели неоценимый опыт имянаречения и отметили, что в будущем будут более серьезно относиться к традиции, будут побуждать своих детей соблюдать ее, что действительно  к выбору имени  следует подходить ответственно, ведь оно влияет на характер и судьбу человека, что имя  - это выражение родительской любви, и его непременно нужно произносить как можно чаще. Родители отметили, что глубже осознали значимость тех слов, которые означают их имена и имена  их детей. что они приобрели опыт передачи чувств путем обращения к своему ребенку и будут использовать не только производные ласковые имена от имени ребенка, но и будут как можно чаще называть своих детей ласково, используя другие слова, которые услышали сегодня в кругу от других родителей. Родители пообещали, что выучат предложенные мною потешки и будут читать их детям, чтобы они еще больше полюбили свое имя и прочувствовали, как их любят в семье.

В конце занятия я озвучила тему и задачи проекта «Ласковое имя».

Задачи:

  • Развивать у детей способность слышать СЛОВО, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.
  • Формировать у детей положительное отношение к своему имени и именам других детей.
  • Развивать у детей доверие к взрослому, формировать ощущение собственной значимости.

Все родители приняли активное участие в проекте: они изготовили совместно с детьми визитки, которые позволили ребенку на «активном занятии» с детьми по теме «Любимое имя» рассказать о том, как его ласково называют родители в семье. Родители с любовью изготовили «ангелочков» для своих детей из подручного материала, которых мы использовали в ходе составления рассказов о маме. Родители с детьми разучили потешки, которые мы в течение года очень часто использовали в работе с детьми. Родители помогли детям подготовить рассказы о своих любимых игрушках.

Следующей темой для «активного занятия» была тема «Доброе слово».  Мы  провели анкетирование (приложение 2), которое позволило выяснить, что:

- 75% родителей, чтобы добиться послушания детей, используют средства запугивания,

- 15% родителей для того, чтобы добиться выполнения детьми просьбы или требований,  используют средства давления на детей;

-65% родителей для развития самостоятельности используют сравнения. Анкетирование позволило мне организовать более плодотворную работу с родителями на занятии.

 В ресурсном круге я задала вопросы: «Какие добрые слова своих родителей вы помните? и как они помогли Вам в жизни?» Родители в ресурсном круге называли добрые ласковые слова своих родителей, которыми они называли их в детстве: дорогой, любимый, милый, солнышко мое; вспоминали слова поддержки, с которыми обращались к ним родители в школьные годы: у тебя все получится, ты молодец; слова-наставления, с которыми обращались к ним родители в юношестве и зрелом возрасте: будь вежлив, говори только правду, старайся и все получится, люби и тебя будут любить, уважай старших и помогай младшим.  Они  также отметили, что родители тем самым проявляли заботу и внимание, в общении были справедливы и это помогало им в трудных жизненных ситуациях, что они часто в такие моменты вспоминали слова родителей, ставили себя на их место, задавали себе вопрос: «А как бы мама (папа) поступила бы в этот момент?» Одна мама сказала, что в важных вопросах они с мужем всегда советуются со своими родителями и родителями мужа, и это помогает им принять правильное решение, и что еще они ни разу не пожалели об этом. Родители утверждали, что доброе отношение и любовь к себе, к родным, к окружающим людям, к животным они перенимали от своих родителей.

Это позволило сделать вывод о том, что Родительские слова помогают людям   достичь успехов в жизни, помогают стать достойными людьми. И что, не смотря на свою самостоятельную жизнь, мы до сих пор нуждаемся в добрых, ласковых, мудрых словах родителей.

Далее я подвела родителей к основной задаче занятия. «Вот и мы с вами сейчас - родители. Поделитесь опытом, какими добрыми словами Вы учите своих детей? Как доброе слово помогает вам в воспитании ваших детей?». В ресурсном круге родители отметили, что важно учить детей ласковыми, правдивыми, умными, искренними словами. Такие слова, по их утверждению, они используют часто и стараются чтобы дети перенимали их, следовали их примеру. Родители признавали, что если добрыми словами обращаться к ребенку, то он отвечает взаимностью, у них рождается взаимопонимание. Некоторые родители отметили, что чем строже и жестче выдвигаешь требования к ребенку, тем упрямее ребенок отстаивает свои позиции. Мама одной девочки призналась, что бывают моменты, когда ребенок отказывается убирать игрушки и ложиться спать, и никакие слова не помогают. Другая мама рассказала о том, как она научила своего ребенка убирать за собой игрушки -она  выполнила свое обещание и выбросила их, отметив, что  слова, не подкрепленные действием, не имеют силы.

Сказанное родителями в ресурсном кругу я обобщила и обратилась к ним:

«Как и все в мире, семья начинается со слова. Чаще всего – слово это: «люблю…». Но смысл его различен: «люблю – жалею», «люблю – благоговею», «люблю – боготворю», «люблю – надеюсь», «люблю – желаю», «люблю – обещаю», «люблю – жертвую», «люблю – клянусь в верности». С первого слова «люблю», полного сокровенным, неповторимым слиянием звуков и смыслов, начинается семейное строительство.

Жизнь человека тоже начинается со слова. Вот перед матерью он, маленький, беззащитный живой комочек, плоть от плоти ее, часть ее души. Он живой, как природа; он безъязыкий, как она; он издает звуки-настроения. И вот – чудо! – первое слово матери, ласковое, доброе, исполненное любви: «сыночек мой» или «доченька». И навстречу этому слову вдруг появляется улыбка младенца. Именно с этого первого слова, еще не понимаемого, но ощущаемого им, начинается вочеловечивание, воплощение человеческого в природном, чудо превращения во со-знание, со-чувствование и духовное со-присутствие в мире, без которого нет и не может быть истинно человеческого бытия. В основе благополучия и счастья лежит все то же: слово, слово соединяющее, укрепляющее добрый род, доб-ро…» Это значит: «идти к добру – идти к народу».

Далее я организовала работу в парах, родители из предложенных вариантов родительских слов выбирали и подчеркивали те, которые должны дать положительный воспитательный результат: (слайд)

Ласковое, задушевное, благодарное, молитвенное, равнодушное, правдивое, мудрое, покаяние и прощение, обидное, искреннее.  

Далее я отметила, что даря ласковые слова ребенку, мы растим в нем нежность, задушевные слова рождают в ребенке умение сопереживать, искренне радоваться; благодарное – быть благодарным; молитвенное – чувство защищенности, правдивое – быть честным, мудрое – видеть мир многогранным; слова покаяния и прощения – терпимости к людям, умение осознавать свои ошибки и прощать чужие; искренние – быть открытым, настоящим. (На слайде: Слово — полководец человечьей силы. Слово ласковое — мастер дивных див. (В. В. Маяковский).

 Подводя итоги занятия я отметила, что мы, родители, должны обязательно помнить насколько важны и необходимы для детей наши слова, какую важную роль в воспитании и развитии ребенка они играют.

В заключении я предложила родителям сказать друг другу добрые слова -пожелания. Родители пожелали друг другу добра, любви, счастья, мира, удачи и т.д.

Я предложила родителям для ознакомления консультацию «Какие фразы не стоит говорить ребенку?», в которой представлены примерные фразы родителей, не способствующие положительному результату в воспитании ребенка, и приведены советы для родителей по организации эффективного взаимодействия с детьми.

Заинтересовав родителей данной темой, мы предложили родителям фиксировать добрые поступки детей на фото или в рисунках и приносить их в группу, чтобы в конце недели ребенок мог рассказать о том, какой добрый поступок он совершил. Из собранного материала мы создали коллаж «Добрые слова - добрые поступки, добрые поступки - добрые слова.» и выставили его  приемной.

Таким образом, подводя итоги работы с родителями за год в младшей группе, мы отметили, что родители стали больше интересоваться достижениями своих детей, большее количество родителей стали принимать активное участие в образовательном процессе. Они активно участвовали в сборе сказок разных народов. Библиотека пополнилась азербайджанской, лезгинской, башкирской и аварской сказками. Родители принесли нам аудиозаписи колыбельных песен для слушания в группе. Родители и дети стали более внимательными, заботливыми в отношениях.

В средней группе мы продолжили работу по духовно- нравственному воспитанию. Наиболее плодотворной была работа по теме «Дружная семья». Для того чтобы выявить микроклимат каждой семьи и узнать, какие увлечения и традиции в семьях соблюдаются, я провела анкетирование (Приложение 3). В анкетировании приняли участие 23 родителя. Анализ анкет показал, что:

-70% родителей не могли дать четкого определения «семейным ценностям»;

-у 63% родителей отсутствуют семейные увлечения,

 - 96% семей ежедневно собираются за ужином, в выходные дни стараются выходить из дома на прогулку или в гости.

- у 73%  родителей  дети играют в игры  самостоятельно,

- у 30% родителей нет четких представлений о способах укрепления семейных отношений.

Родителям были предложены консультации «Что такое семейные ценности», «Роль отца в семье», «Роль матери в семье».

 Мы провели «активное занятие» «Добрая семья». Цель: показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Задачи:

1.Продолжать знакомить с программой «Социокультурные истоки».

 2.Присоединить родителей к отечественным традициям семьи, помочь приобрести социокультурный опыт внутрисемейных отношений.

          В начале активного занятия, я познакомила родителей с содержанием программы, с категориями, которые мы будем осваивать в течение года: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души», направленными на глубокое осмысление ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека. Представила им комплект книг для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово».

В основной части занятия после озвучивания темы занятия и прочтения текста «Слово к родителям» из книги «Дружная семья», я организовала работу в ресурсному кругу. Родители ответили на вопросы: «Что такое семья и какую семью можно считать дружной? Считаете ли вы свою семью дружной? почему?»

Некоторые родители отметили, что семья – это ячейка общества, или просто перечисляли всех членов семьи, другие отмечали, что семья– это целый  мир, то чем они  живут, для чего  живут и перечисляли совместные дела, которые укрепляют семью. Мамы, которые воспитывают детей без пап, обязательно вспоминали бабушек и дедушек, которые им помогают. Но все родители пришли к выводу, что дружной семью делают отношения между папой и мамой, между родителями и детьми. Что в основе их отношений должны быть любовь, забота, доброта, доверие, верность, взаимопонимание, уважение и приводили примеры, которые подтверждали проявление этих отношений.

Далее я предложила родителям выполнить задание:

Запишите номера тех пословиц, которые возможно применить к семье, в соответствующие графы,

О роли мужа, отца в семье

О роли жены и матери в семье

Об отношении мужа и жены в семье

О воспитании детейв семье

Пословицы:

1.        Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

2.        Любовь да совет, так и горя нет.

3.        У кого детки, у того и заботы.

4.        Жену с мужем Бог разбирает.

5.        Детям не порча игрушка, а порча – худая прислужка.

6.        Подумаю с подушкой, а после спрошусь с женушкой.

7.        У доброго батьки  добры и дитятьки.

8.        Худое дело, коли жена не велела.

9.        Муж- голова, а жена- душа.

10.        Три друга: отец да мать, да верная жена.

11.        Непослушным детям Бог счастья не дает.

12.        За мужнину жену есть кому вступиться.

13.        С лица не воду пить, умела бы пироги печь.

14.        Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю длину вытянулся, так не научишь.

15.        Красота приглядится, а щи не прихлебаются.

16.        Не тот отец, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, добру научил.

17.        Промеж мужа и жены нитки не продернешь.

18.        Муж да жена одна душа.

19.        Не наряд жену красит, домостройство.

20.        За мужниной головой не сижу сиротой.

21.        Муж того возом не навозит, что жена горшком наносит.

22.        Детки хороши – отцу –матери венец, худы- отцу матери конец.

23.        У кого детей много, тот не забыт от Бога.

24.        С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

25.        Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит.

26.        Не ищи красоты, ищи доброты.

27.        Худо мужу тому, у кого жена большая в дому.

28.        Жену выбирай не глазами, а ушами.

29.        Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

30.        Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.

31.        Материнская молитва со дна моря вынимает.

После отведенного для выполнения задания времени, пары представляли результат своей работы. Другие пары выражали свое согласие или предлагали другой вариант. Некоторые пословицы вызвали у родителей затруднение в осмыслении: «Жену с мужем бог разбирает», «Муж того возом не навозит, что жена горшком наносит». Но родители оживленно включились в обсуждения. Так же были затруднения в определении категорий для пословиц, которые позволили родителям глубже погрузиться в  такие понятия как: роль мужа и отца в семье, роли жены и матери в семье, об отношениях мужа и жены, о роли родителей в воспитании детей. Я предложила родителям каждую пословицу  заменить одним понятием. Вот какие понятия у нас получились: любовь, взаимопонимание, согласие, доверие, уважение, женская мудрость, отцовская доброта, забота, разумное воспитание, родительское благословение, женская хозяйственность, послушание, супружеская поддержка   и т.д. Выполнив задание родители пришли к выводу, что наши предки хорошо знали ценности семейных отношений, берегли их, передавали их своим детям. Что и нам нужно соблюдать семейные традиции, порядки, обычаи, передаваемые нам от наших предков. Некоторым родителям так понравились эти пословицы, что они пожелали взять их с собой, чтоб ознакомить их с другими членами семьи.

В заключительном этапе занятия я задала родителям вопрос:

 - А как книга помогает вам  формировать отношения в семье, сделать их  более теплыми?  

Родители охотно поделились своим опытом. Некоторые родители отметили,  для того чтобы воспитать в детях такие качества как: дружба, взаимовыручка, отвага, добро, любовь, уважение, необходимо читать детям такие  сказки как: «Гуси-лебеди», «Заяц-хвастун», «Хаврошечка», «Яблоко», «Морозко», «Три поросенка».  А некоторые родители отметили, что их дети только играют в компьютерные игры и не проявляют интереса к книгам. Я указала им на то, что любовь к книгам необходимо обязательно воспитывать с раннего детства, так как это важно и необходимо для духовно- нравственного воспитания детей. Если детям не пели колыбельные, не читали потешки, сказки, не водили хороводы, то они и не хотят книги читать.

В конце занятия я предложила родителям для ознакомления памятку «Как воспитать семейные ценности», где я привела несколько примеров о том, как обычный досуг сделать традицией, способной сплотить всю семью (приложение 4)

Вместе с родителями мы пришли к выводу о том, что каждому ребенку важно и необходимо иметь дружную семью, где он чувствовал бы  заботу, внимание, любовь, уважение родных. Чтобы сделать свои семьи такими, они будут больше читать и общаться с детьми, контролировать свои поступки и межличностные отношения, чаще друг друга обнимать, благодарить, так как родители – пример своим детям, они будут в речи использовать больше позитивных, добрых слов, а вместо нотаций они будут стараться употреблять пословицу, подходящую для той или иной ситуации. Родители отметили, что самое важное в их отношениях сегодня - это проводить как можно больше времени с ребенком в совместных занятиях.

Следующее занятие, о котором мне хочется вам рассказать, это занятие – «В добрый путь».

На слайде слова песни «Дорога добра» слова Юрия Антина:

Спроси у жизни строгой,  какой идти дорогой.  

Куда по свету белому отправиться с утра?

Идти за солнцем следом, хоть этот путь неведом

Иди мой друг всегда, иди дорогою добра.

Задачи на слайде:

  1. Освоение родителями социокультурной категории «Родные просторы».
  2. Развитие единого контекста в группе.
  3. Способствовать осмыслению значения доброго примера семьи в воспитании детей.

Проведя анкетирование, я выяснила, что не все родители серьезно подходят к вопросам воспитания детей  (приложение 5):

-  65% родителей признали , что в их семьях не соблюдается  режим дня,

- 15% родителей признали, что в их семьях случаются конфликты в присутствии детей,

- 45% родителей не определили роли семьи в воспитании детей.

Поэтому я подготовила для родителей статью «О семье» И.А. Ильина, которая помогла бы им осознать значимость семьи для ребенка, а затем пригласила их на активное занятие.

Эпиграфом активного занятия стали слова А. Чепурова (на слайде).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!

Занятие я начала с повествования притчи «Мудрец и бабочка» (на слайде): Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее” Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”), которая позволило родителям осмыслить значение слов мудреца «Все в твоих руках».  

После этого я предложила родителям взять в руки по бусинке, зажать ее в ладонях, закрыв глаза и улыбнувшись, и подумать  о том, что доброго, хорошего есть в их душе, о том, за какие качества они себя любят, ценят, уважают. Родители отметили, что ценят в себе добро, честность, трудолюбие, умение быть заботливым, ответственным. Я отметила, что качества, про которые они сказали, не врожденные, их нужно воспитывать. И у каждого человека есть свой путь, и ребенку необходимо помочь выбрать правильный путь в жизни.

Эти слова помогли мне организовать работу в ресурсном круге.  Я задала вопрос: «Какую роль, по вашему мнению, играет семья в формировании положительного жизненного опыта у детей?» Родители отметили, что ребенок нуждается в любви, заботе, внимании родителей. Мама должна дарить тепло и ласку своему малышу. В папе малыш должен видеть пример мужества и мудрости, что родители должны прививать ребенку важные качества, которые способствовали бы  его личностному росту.  Я подвела итог: «Родной дом для каждого из нас начало всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, благодаря которым он приобретает положительный опыт поведения. Желание ребенка подражать взрослому, получить его одобрение и поддержку помогает ему в выборе жизненных ориентиров. Слова В. А. Сухомлинского на слайде: «Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств  своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». В жизни каждого человека есть множество добрых дорог. Эти дороги приводят к совершению добрых поступков.

Затем я предложила родителем поработать в паре и выбрать из числа предложенных утверждений те, которые они считают правильными:

  • в семье формируется характер  растущего человека;
  • в семье ребенок начинает ощущать свою неповторимость и уникальность;
  • крепкая семья – первооснова могущественного государства;
  • семья позволяет  человеку обрести истинное счастье;
  • в семье ребенок осваивает духовный опыт предшествующих поколений;
  • семья дает человеку чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне;
  • жизнь и традиции семьи определяет будущую судьбу человека.

Родители признали  все варианты правильными .  

В заключение я напомнила родителям слова И.А. Ильина: Никакие «детские сады», «детские дома», «приюты» и тому подобные фальшивые замены семьи никогда не дадут ребенку самого необходимого; ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде – таинственной связью кровной любви… Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.

В конце занятия я предложила им памятку «Правила общения в семье».

В средней группе также были предложены для ознакомления родителям консультации: «Воспитание сказкой», «Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Воспитание добротой», «Русская мудрость о воспитании».

Я уверена, что благодаря тому, что с родителями в течение года проводилась работа в системе, то и родители принимали активное участие в экологических акциях: «Покорми птиц зимой», «Скворушка», в совместных мероприятиях- музыкально-игровых развлечениях, творческих выставках на темы: «День матери», «Новый год», «Мой папа – самый сильный», «8 Марта - Праздник бабушек и мам», «Мой дедушка - герой», «Дома для птиц», «Пасха».

В старшей группе плодотворной была работа по освоению социокультурной категории «Послушание».

Под моим руководством прошло активное занятие «Радость послушания», задачами которой (на слайде):

  1. Освоение социокультурной категории «Послушание».
  2. Развитие единого контекста в группе.
  3. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.

Было проведено анкетирование (приложение 8). Анализ анкет показал что:

- 65 % семей часто сталкиваются с проблемой не послушания,

-у 35% родителей - попустительское воспитание, они добиваются послушания подкупом либо манипулированием;

-у 45% - демократический стиль воспитания, они используют методы воспитания - объяснение, личный пример.

Родителям была предложена консультация «Воспитание послушания», чтобы позволить им увидеть свои ошибки в воспитании послушания и  предложить некоторые рекомендации.

Активное  занятие я начала со слов Николая Евгафовича Пестова «Послушание – это царица детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последуют в ребенке развитие всех душевных достоинств». Данная тема в наше время является спорной: должен ли ребенок слушаться или всего лишь прислушиваться? Часто можно услышать как плохо когда ребенок «удобный» для родителей, само понятие «послушание» трактуется как повиновение, покорность.

В ресурсном кругу родители были активны, отвечая на мои вопросы:

- Что значит, на ваш взгляд, быть послушным? Были ли вы послушными детьми?

 - Как Вы воспитываете  послушание у своего ребенка?

Родители рассказали о том, что в детстве были послушными, родителям не приходилось на них повышать голос, достаточно было одного сурового взгляда отца или мамы. Баловаться позволяли у бабушки, когда собирались все внуки погостить, но все же дедушку они слушались, как главу семейства. Родители признают, что в их семье не позволительно было повышать голос на старших в семье, отвечать отказом на их требование, или еще как-то проявлять неуважение – это все было настолько естественным и искренним, потому как с детства пропитали устоявшиеся порядки в семье. «Отец практически не применял силу, в качестве наказания он запрещал нам играть на улице, поручал нам работу по дому» - сказал отец Мухаммеда. Родители поделились своими методами и средствами в воспитании послушания у своих детей,  такие  как: беседы, разъяснения, уговаривание, увещевание, требование. Но признали, что когда такие методы не помогают, то они кричат на детей. Одна мама признала, что использует манипуляцию «обиженной мамы».

В совместном обсуждении мы с родителями пришли к выводу: мы не применяем те методы и приемы в развитии послушания, которые применяли наши родители к нам.  А воспитывать детей стало труднее,так как мы не соблюдаем в своей семье те требования и порядки, которые складывались веками. Во время высоких технологий изменилась система ценностей, система отношений между людьми, деньги и дорогие вещи стали ценнее душевных качеств.

Далее я знакомила родителей с книгой для развития детей 5-6 лет «Радость послушания», обратила внимание на три пословицы, что даны были в ней:

  • Покорному дитяте все к стати.
  • Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  • Кого уважают, того и слушают.

В ходе обсуждения смысла этих пословиц, одна мама раскритиковала первую пословицу - «Покорному дитяте все к стати», сказав, что она не согласна с ней, что в ней учат рабскому послушанию. Другая мама сказала, что ее можно двояко трактовать: что оно с одной стороны часто использовалось в церкви и монастыре для покорности служителей, потому в мирной жизни ее не употребляют. С другой стороны покорность – слово устаревшее: «Покорная жена» – считалось ценным качеством для жены, а сейчас многие посчитают это оскорблением. Я предложила свою версию осмысления этой пословицы: У послушного ребенка все получается, все хорошо складывается.

Двое родителей предложили свои пословицы к этим трем. Одна даже прозвучала на киргизском языке, что в переводе означала примерно так: воспитывать ребенка нужно с пеленок. Я так же озвучила пословицу на своем национальном, лезгинском языке с тем же смыслом. Родители пришли к выводу, что эти пословицы и по сегодняшний день актуальны, ведь это народная мудрость и необходимо ценить и следовать советам и наблюдениям, переданным нам старшими поколениями.

Работая по книге, мы остановились на сказках. Родители отметили, что детям сказкой можно передать то, что невозможно объяснить словами, главное после ее прочтения, обсудить с ребенком ее смысл. А чтобы дома с ребенком правильно проводить обсуждения я предложила родителям памятку «Работа со сказкой» (раздать участникам).

В следующей части занятия была организована индивидуальная работа и работа в четверках. В ходе работы родителям необходимо было выбрать те качества, которые помогают взрослым развивать в детях послушание: любовь и уважение к ребенку, доверие опыту старших, интерес к внутреннему миру ребенка,  выдержка, уверенность, твердая воля, помощь в трудную минуту,

принуждение. Данное задание позволило родителям проанализировать свой опыт воспитания  и убедиться в правильности своих выводов.

В заключение встречи родители  пришли к выводу, что получили неоценимый опыт общения друг с другом, обогатились опытом воспитания послушания: что они теперь будут больше обнимать, целовать своих детей, хвалить за успехи, добрые поступки, уделять время для душевных бесед, для обсуждения хороших поступков, терпеливо выслушивать ребенка, интересоваться внутренним миром ребенка, поддерживать и стимулировать интересы ребенка, предоставлять им возможность чаще общаться с бабушками и дедушками. Также все отметили, что необходимо использовать многовековой опыт предков в воспитании: читать и разбирать суть сказок и пословиц.

В конце занятия я родителям предложила им выполнить домашнее задание: ознакомиться со статьей А.С. Макаренко «Об авторитете», которое позволит им понять, к какому типу авторитета относится их семья и выполнить прилагаемое к нему задание с другими членами в семьи дома.

Следующее занятие с родителями, о котором я расскажу - «Добрые друзья».

Задачи (на слайде):

  • Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Добрые друзья»
  • Способствовать осмыслению родителями духовно – нравственного контекста категории «Любовь» подвести к выводу о необходимости развития таланта любви у детей.
  • Продолжать развивать у родителей навык общения в микрогруппах, умение анализировать имеющийся опыт воспитания и представлять его другим семьям.

На слайде я предложила родителям ознакомиться со словами:

«Человек начинается с любви; чтобы понять человека нужно полюбить его» (Жан Гавер)

Занятие я начала словами неизвестного автора:

Любовь - есть великое чудо Души.
Она, как талант, достается не каждому.
Любовью пародию звать не спеши,
Она проявляется в жизни по-разному.
        Мне было важно услышать мнение родителей о том, что в их понимании «любовь», потому я задала вопрос: Как вы понимаете слово любовь?

Родители отметили, что в этом слове собраны такие важные понятия как: уважение, доверие, комфорт, благодарность, бескорыстность, терпение, верность, забота. Ведь любить - это значит доверять, заботиться, уважать, понимать, верить и т.д. Я обобщила слова родителей: Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между близкими человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них. Только человек, в котором живет любовь, способен любить и быть милосерден к людям, природе.

Далее я добавила: среди многочисленных талантов данных человеку Богом, главный талант — это талант любви. Как и любой талант, талант высокой светлой любви требует внимания и заботы, благоприятных условий для его развития. Затем я задала следующий вопрос: Как в вас ваши родители развивали талант любви? Родители отметили, что родители их в первую очередь были нежны и добры, понимали и принимали их такими, какие они есть, а когда и надо строги, жалели когда было больно, давали умные советы, заботились, прощали за шалости. Одна из родителей рассказала о самопожертвовании своих родителей, что в голодные времена родители недоедали сами, но кормили и одевали их.

Затем я продолжила: Давайте представим, что душа человека - это плодородное поле. Если поле засеять добрыми семенами со временем на нем вырастут прекрасные растения. Если же поле не возделывать на нем вскоре вырастет много сорняков, которые заглушат добрые всходы.  

Затем я попросила родителей подумать над вопросом: Что в первую очередь необходимо, чтобы развить талант любви у ребенка? Затем предложила родителям объединиться в группы из 4х человек и дала варианты ответов:

- честность

-терпение

-справедливость

-трудолюбие

- напористость

- бескорыстие

- способность к состраданию

- умение быть благодарным

- послушание

-доброта

-беспринципность

-целомудрие

          Родители из списка не выбрали напористость и беспринципность, так как по их словам чрезмерная напористость – это давление, навязывание своего желания, хотя и признают, что были ситуации, когда приходилось быть напористыми с детьми. После слов родителей я перешла к обобщению: Итак, мы с вами пришли к выводу, что талант любви можно развить через развитие таких качеств в ребенке как: честность, терпение, справедливость, трудолюбие,  бескорыстие, способность к состраданию, умение быть благодарным, послушание, доброта, целомудрие. Семенами способными со временем дать добрый плод, можно считать примеры, образцы добрых дел, которые ребенок видит в семье, в детском саду, которые представлены в лучших произведениях русской народной и  классической литературы. Давно известно, что добрый пример – начало высокого доброго дела. Оставляет в чуткой детской душе яркий след, добрый пример помогает ребенку найти верные жизненные ориентиры, указывает путь в мир высших духовных ценностей.

В конце занятия я раздала родителям памятку «Нравственное воспитание детей» (приложение 9), которая напомнит, какие качества необходимо воспитать в ребенке и даст несколько советов по их воспитанию.

В январе я намерена подготовить консультацию для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» и памятку с советами «Воспитание ребенка в семье». В феврале месяце планирую провести активное занятие с родителями по теме «Верность родной земле» приуроченный к проекту «Защитники Оттечества».

Заключение: я считаю, что необходимо использовать данную форму работы с родителями, так как родители отмечают эффективность этих встреч. Эти встречи позволяют им отвлечься от рутинных забот, и задуматься о самом важном - о детях, посмотреть на воспитание с разных сторон, благодаря общению в ресурсном круге, возможности услышать мнение и опыт других родителей.

         Чтобы более качественно проводить эту работу с родителями необходимо проводить по 5 занятий в группе и собирать как можно больше родителей в круг. Для этого необходимо разрабатывать более тщательно анкеты, чтобы родители прочувствовали актуальность предложенных для обсуждения тем, готовить пригласительные для них , приглашать их на занятия с детьми, и тогда возможно будет чтобы сформировать у взрослых и детей единую систему социокультурных и духовно-нравственных ценностей, повысить педагогическую культуру родителей.

Приложение 1

Анкета

для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания детей

1.Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности? 

а) Да,              б) не ставлю  на первое место,                 в) нет

2. Согласны ли вы с тем, что в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы нравственности и этики?

а) да                                 б) не совсем так                        в) нет

3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, эстетического развития ребёнка?

а) да                                  б) частично                              в) нет

4. Испытываете ли вы желание услышать о своём ребёнке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»?

а) да                                   б) нет

6. Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребёнка с отношением к нему сверстников?

а) да                                   б) частично                             в) нет

Приложение 2

Анкета для родителей

Какие фразы приходилось Вам говорить ребенку, чтобы

  1. добиться послушания:  

а) «Не будешь слушаться – отдам тебя соседке»,

б) «Не будешь спать – тебя заберет серый волк»,

в) «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой»

г) другое________________________________________________________

  1.    успокоить его:

а) «Сейчас же успокойся!»

б) «Ну-ка! Быстро замолчал!»

в) «Стой нормально!»

г) другое_________________________________________________________

  1.   Добиться того, чтобы он  выполнил вашу просьбу:

а)  «Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала»,

б) «Кто тебя вообще спрашивает»,

г) другое_________________________________________________________

  1.    привить положительные качества:

а) «Ой, какой ты невоспитанный»,

б) «Ах ты жадина»,

в) «Я тебя такого вредного не буду любить»,

г) другое__________________________________________________________

  1.   воспитывать самостоятельность:

а) «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь»,

б) «Не лезь, я сама сделаю»,

г) другое___________________________________________________________

  1.   Развить способности, стремление к труду:

а) «Ваня уже оделся, а ты все еще копаешься»,

б) «У всех нормальные дети, а ты вечно…»,

в) «У Кати в комнате всегда порядок, а у тебя…»,

г) другое___________________________________________________________

Приложение 3

Анкета для родителей «Семейные ценности »

Уважаемые родители!  Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Какими Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими;  в) не очень хорошими.

2. Что такое на ваш взгляд семейные ценности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие семейные традиции существуют в Вашей семье?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(перечислите эти традиции)

6. Что в Вашей семье принято делать, собравшись вместе?

а) Решать  жизненные проблемы;

б) работать на приусадебном участке;

в) смотреть телепередачи и обсуждать их ;

г) обсуждать  успехи детей;

д) делиться впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

е) другое__________________________________________________

8. Какую деятельность ребенка Вы организуете в семье?

а) совместное чтение;                                                                

б) прогулки на природе;  

в) развивающие игры;                                                      

г) занятия спортом;

д) мой ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

е) другое _________________________________________________

9. Какой  труд объединяет вашу семью?

а) работа на даче;

б) уход за домашними животными;

в) общего труда нет, разные обязанности распределены между членами семьи;

г) другое __________________________________________________

_____________________________________________________________

10. В случае возникновения спорных ситуаций или конфликтов в семье, какие методы Вы используете для  их решения?

а) объяснение; б)бойкот;  в) компромисс;

б) угрозы, запугивание; д) применяю силу;   е) соглашаюсь;

в) другое___________________________________________________

________________________________________________________________

11. Какие увлечения у членов  Вашей семьи?

а) спорт;       б) музыка;       в) рыбалка;       г) компьютерные игры;  

д) домашние животные; е) художественное творчество (рисование, конструирование, лепка, аппликация)

ж) другое___________________________________________________

________________________________________________________________

12. Какие средства используете Вы для укрепления отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Приложение 4

Памятка для родителей

Как воспитать семейные ценности?

 Несколько полезных примеров по сохранению семейных ценностей

     Все хорошее и плохое закладывается в человеке с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им нормы поведения нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Традиции могут быть такими:

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всем большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную семью.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и доставляет массу впечатлений, воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

Приложение 5

Анкета для родителей

  1. Если у вас плохое настроение или вы сильно заняты делом, а ребенок требует к себе внимание, Вы:

а) просите обратиться к папе,

б) уединяетесь в комнате,

в) стараетесь справиться с эмоциями и уделяете ему внимание,

г) включаете ребенку мультфильмы, компьютерную игру, или отвлекаете его внимание другим гаджетом.

  1. Случается ли, что ребенок становится свидетелем  ваших ссор, конфликтов?

а) да, случается,

б) мы не ссоримся,

в) выясняем отношения в отсутствии детей,

г) другое_____________________________________________________

  1. Чтобы научить благодарить ребенка за ужин (завтрак, обед) Вы:

а) ему напоминаете об этом после каждой трапезы,

б) беседуете с ним на эту тему,

в) традиционно все члены семьи благодарят и он у них учится это делать

г) другое_____________________________________________________

  1. Чтоб приучить ребенка к труду, Вы:

а) ему постоянно напоминаете о его трудовых обязанностях,

б) беседуете с ним на эту тему,

в) привлекаете его к совместной трудовой деятельности,

г) другое_____________________________________________________

  1. Считаете ли вы необходимостью приучать ребенка к режиму?

а) да, но у нас не получается,

б) да, так как сами соблюдаем режим,

в) нет, не вижу в этом необходимости,

г) другое_____________________________________________________

  1. Учить ребенка проявлять заботу можно следующими способами:

а) читая и обсуждая с ним художественные произведения по этой теме,

б) ухаживая за животными, растениями,

в) проявляя заботу друг о друге, к старшим членам в семье.

  1. На ваш взгляд, как Ваша семья формирует положительный жизненный опыт у детей? ________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6

ПАМЯТКА

ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

http://xn--h1aazeq.xn--d1acj3b/images/semya.jpg

Основы нравственных отношений в семье.

  • Проявляйте  интерес к жизни и проблемам ребёнка – подражая, он очень скоро вернёт это Вам.
  • Будьте искренними -Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.
  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливыми к чужим недостаткам – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок вырастет и станет отзываться так же и о Вас.
  • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.

Правила общения в семье.

  • Начинайте утро с улыбки.
  • Не думайте о ребенке с тревогой.
  • Умейте «читать» ребёнка.
  • Не сравнивайте детей друг с другом.
  • Хвалите часто и от души.
  • Отделяйте поведение ребёнка от его сущности.
  • Испытывайте радость от совместной с ребёнком деятельности.
  • Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям ребёнка.
  • Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
  • Старайтесь не создавать таких ситуаций, в  которых ребёнок может проявить своё негативное поведение.
  • Как можно больше хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.

Приложение 7

Анкета для родителей

Какие фразы приходилось Вам говорить ребенку, чтобы

  1. добиться послушания:  

а) «Не будешь слушаться – отдам тебя соседке»,

б) «Не будешь спать – тебя заберет серый волк»,

в) «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой»

г) другое________________________________________________________

  1.    успокоить его:

а) «Сейчас же успокойся!»

б) «Ну-ка! Быстро замолчал!»

в) «Стой нормально!»

г) другое_________________________________________________________

  1.    выполнил вашу просьбу:

а)  «Мне без разницы, что ты там хочешь, делай, как я сказала»,

б) «Кто тебя вообще спрашивает»,

в) «Я сказала так, значит так»,

г) другое_________________________________________________________

  1.    привить положительные качества:

а) «Ой, какой ты невоспитанный»,

б) «Ах ты жадина»,

в) «Я тебя такого вредного не буду любить»,

г)другое__________________________________________________________

  1.   воспитать самостоятельность:

а) «Ну что же ты такой неловкий, вечно все ломаешь»,

б) «Не лезь, я сама сделаю»,

в) «Руки у тебя не тем концом вставлены»,

г) другое___________________________________________________________

  1.   Развить способности, стремление к труду:

а) «Ваня уже оделся, а ты все еще копаешься»,

б) «У всех нормальные дети, а ты вечно…»,

в) «У Кати в комнате всегда порядок, а у тебя…»,

г) другое___________________________________________________________

Приложение 8

Анкета для родителей «О способах воспитания»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на следующие вопросы

  1. Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Нет, изредка.

В. Никогда.

  1. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

  1. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

  1. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

  1. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

  1. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...

Сценарий активного занятия с родителями по программе «Воспитание на социокультурном опыте». Тема: «Радость послушания»

Цель активного занятия: Формировать единую систему духовно - нравственных ценностей в семье и в детском саду....

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...