Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»
методическая разработка

Умарова Ижайбат Имамудиновна

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то из вне, это результат активной деятельности самого ребенка.

Основой процесса обучения  в «Истоках» являются активные формы работы. Активные занятия - высокоинтенсивные истоковские технологии, которые являются одной из основных форм активного воспитания и развития ребенка. Это ресурсный круг, работа в паре, ресурсный круг с делегированием.

Методика активных форм обучения предусматривает:

  1. Активное участие всей группы детей в практических занятиях, что позволяет взаиморазвиваться при условии правильной организации деятельности.
  2. При этом каждый индивидуум имеет возможность посредством обратной связи получить объективную оценку социокультурного развития.
  3. Субъектами процесса обучения являются педагог и ребенок.
  4. В едином социокультурном контексте появляется иное видение, переосмысление, прочувствование, мотивация к самоутверждению, изменяется социокультурная основа личности и группы.
  5. Активные формы позволяют педагогу избегать монологичности, назидательности и построить совместную деятельность на деятельное общение (общение на уровне «взрослый – взрослый», в позиции «рядом»).

Задача педагога – создать условия для присвоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей, организовать деятельность таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом.

Активные формы обучения – важная составляющая часть занятия. В «Истоках» создана система активных форм обучения. Каждое последующее активное занятие логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень как в содержательном плане, так и в плане развития способностей детей.

Это шаг, ступенька в приобретении опыта. Важным является то, что механизм образования социокультурного опыта действует в активных формах обучения как от педагога к ребенку, так и от ребенка к ребенку. Идет подлинный обмен ценностями детей и взрослых с различным жизненным опытом, а не навязывание знаний и оценок взрослого.

Реализация системы активных форм обучения позволяет детям:

  1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта.
  2. Освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха.
  3. Научить управлять своей деятельностью.

Активные формы обучения оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние детей и педагогов. Испытываемый ими эмоциональный подъем, ощущение сопричастности общему делу позволяет снизить чувство напряженности, тревоги, беспокойства, повышают интеллектуальную активность.

Активнее занятия включают в себя наличие следующих аспектов:

1. Содержательный – дается система заданий, направленная на прочувствование, переосмысление с/к опыта каждого участника.

2. Психологический – развиваются основные психические функции ребенка: восприятие, мышление, чувства, формируется мотивация на совершение доброго поступка

3. Коммуникативный – формируются навыки общения на аналоговом уровне (умение понять другого, принять его позицию, умение грамотно вести разговор со сверстниками и взрослыми (последовательность работы, ее усложнение заложены в описании работы в паре,  в ресурсном круге).

4. Социокультурный – получение значимых результатов для каждого, выход на общечеловеческие ценности и категории.

5. Управленческий – умение управлять своими знаниями, развитие способности структурировать время, умение управлять своим поведением.

Типы активных форм обучения (АФО)

С детьми:

- разновидности ресурсного круга;

- работа в паре;

С родителями:

- работа в тройке;

- работа в четверке.

Активные формы обучения имеют этапы проведения:

- подготовительный;

- основной (индивидуальная работа, работа в паре, группе);

- рефлексия.

Подготовительный этап – этап присоединения, создание атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивации детей на предстоящую работу.

На этом этапе более активен педагог. Работа строится в форме беседы, диалога, используется музыкальное оформление, визуальный ряд, продуман интерьер, знаки внимания. Следует помнить, что в речи воспитателя должны звучать фразы, направленные на всех детей, что позволяет присоединиться к восприятию любого ребенка.

Основной этап. Активность передается воспитанникам. Роль педагога - направляющая, поддерживающая, корректирующая. Педагог наблюдает за самостоятельной работой детей на индивидуальном этапе, анализирует успехи и неудачи в общении ребят. Важно контролировать ситуацию общения в группе, вовремя прийти на помощь, подвести к компромиссу, взаимной обоюдной уступке, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.

Особенно в самом начале использования активных форм обучения, когда идет освоения азов общения, от педагога требуется максимум терпения, спокойствия, доброжелательности.

Заключительный этап (рефлексия). Идет анализ и оценка педагогом и детьми результатов работы, осваивается методика анализа и самоанализа деятельности.

При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Подчеркивается важность совместной работы группы. Постоянная систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Рекомендуется контролировать время работы. Активное занятие может продолжаться 8-15 минут (алгоритм работы подробно описан в методике проведения активного занятия).

Ресурсный круг – активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что убрать коммуникативный барьер.

Освоение технологии данного ресурсного круга идет постепенно в течение первого года развития детей.

Условия для успешного проведения ресурсного круга:

- Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории.

- Комфортная обстановка.

- Найти такой угол зрения в разговоре, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца учащихся.

- Любое мнение должно быть выслушано, принято.

Ресурсный круг.

Этапы работы. Значение каждого из них.

1. Подготовительный этап. Присоединение.

2. Основной этап. Задается вопрос ресурсного круга.

3. Рефлексия.

Особенности проведения.

1. Количество участников 10-12 (подгруппа детей или взрослых).

2. Начинает отвечать на вопрос воспитатель или ребенок (зависит от степени подготовленности детей). Воспитатель задает вопрос, в конце делает обобщение.

3. Разговор идет по кругу по часовой стрелке, слово передается касанием предплечья партнера слева или с передачей по кругу предмета, подходящего по смыслу занятия: кукла, солнечный лучик, солнышко, «золотое яичко», книга, «волшебный клубочек», семейная реликвия и т.д.

4. Ребенок может не отвечать, имеет право промолчать. Если такое происходит, воспитатель, зная индивидуальные особенности ребенка, спрашивает него до занятия или после.

5. Поскольку занятия реализуют потребность детей на получение положительного опыта, всегда на истоковских занятиях используется положительный опыт, который позволяет ребенку самоутвердиться. Нельзя делать замечания, если ребенок ответил неточно – продолжить ресурсный круг, не акцентируя на этом внимание.

Работа в ресурсном круге с делегированием.

1. Подготовительный этап. Присоединение, проговаривание слов, настраивающих на тему разговора.

2. Основной этап:

а) Диалог детей и родителей.

б) Делегирование ответа детям. Дети по кругу, слева направо высказывают свои суждения (при необходимости детям помогают родители).

3. Рефлексия.

Что почувствовали во время проведения разговора?

Подведение итогов работы.

Работа в паре.

Этапы:

1. Индивидуальный этап работы.

2. Работа в паре (обсуждение).

3. Экспертная оценка.

4. Рефлексия.

Отличие от обычной работы в паре.

Технологии универсальны. Их можно использовать в любом разделе программы: на занятиях по математике, познавательному развитию, изодеятельности на музыкальных занятиях, что способствует развитию целостного восприятия: вижу, слышу, чувствую.

 (Система активных занятий предполагает взаимосвязь между собой, акцент на положительное развитие ребенка (лестница вверх) Отсутствие одной из ступенек – нет целостности в приращении с/к опыта.)

При работе в паре используется следующая схема общения:

- Дети работают самостоятельно, выполняя задание.

- Первые дети сообщают свой выбор напарнику.

- Второй внимательно слушает и выражает свое согласие или не согласие, знакомит со своим решением.

- Далее дети пытаются прийти к единому решению; если необходимо, объясняют свой выбор.

Педагог внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает достойные положительные моменты. За минуту предупреждает о своевременном завершении работы в паре.

Вариант обсуждения результатов работы в паре:

- заслушивается мнение любой пары, выявляются те, кто согласен с данным решением;

- обращается внимание на начальную фразу выступления «Мы посоветовались и решили…», так как это общее решение;

- заслушивается объяснение детей имеющих иной выбор;

- оценивается совместный результат работы в паре.

Рефлексия – выяснение мнения детей о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению. Педагог подводит итоги работы, отмечает детей, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение.

Так начинает осваиваться алгоритм работы в паре, которая  является подготовительным этапом к групповой работе.

В данной форме наиболее значимо освоение детьми этапов работы, понятийного аппарата, что позволяет научиться присоединяться друг к другу, слушать и слышать друг друга.

Для более быстрого освоения можно предложить в помощь детям фразы, позволяющие эффективно общаться: «Я думаю…», «Я решил, что…», «Я думаю иначе…», «Я согласен и тоже считаю, что…», «Я с тобой не согласен, потому что…».

Роль педагога – внимательно следить за ходом общения и вовремя оказать  помощь, направить в нужное русло, анализировать ход общения. На начальном этапе целесообразно показать образец рассуждения педагога в паре с одним из детей. Дети убеждаются, что прийти к согласию не просто, необходимо акцентировать внимание на положительных моментах в работе.

Необходимо напоминать, что общаться друг с другом нужно спокойно, не обижая человека, а помогая ему, слушая с интересом, молча, сопереживая без слов.

Работа в четверках.

Четверка – базовая группа. Работа с родителями предусматривает общение в четверках. Для начала может присутствовать этап работы в паре с целью более плавного перехода к групповой работе. В идеале в четверке работают дети в различным ведущим восприятием (аудиалист, визуал, кинестетик), лидер, тот у которого в равной степени развита не одна модальность. Однако на первых порах можно формировать четверки по психологической совместимости родителей. Работа в четверке – наиболее продуктивный и интересный вид активного занятия.

Работой четверки руководит лидер. Роль лидера заключается в организации общения, представления мнения четверки всем присутствующим или выборе в своей группе того, кто может выступать.

В начале работы в четверках педагог из числа родителей готовит лидера заранее, объясняет ему технологию, роль. На роль лидера выбирается родитель, имеющий успех в коммуникации, хорошо воспринимаемый родителями группы.

Рекомендуется постепенно проводить смену лидеров, чтобы в этой роли попробовали себя и другие родители.

Правила общения в группе:

- внимательно слушать говорящего, поддерживать его молча;

- постараться смотреть на говорящего, чтобы лучше понять его;

- говорить ясно, четко, кратко, помнить, что высказаться хотят все;

- не перебивать говорящего;

- быть доброжелательным, уважать мнения других;

- в группе нет друзей и недругов, все равные партнеры;

- наш успех в содружестве, в соединении усилий;

- если не хочешь говорить или выполнять какое–нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака (прикосновение к следующему, передача предмета без слов);

- любое мнение может быть вос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле»....

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки" .Категория - «Вера».Тема - «Защитники Отечества».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера».Тема - «Защитники Отечества»....

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания»....

Методические рекомендации «Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»

Работа  воспитателя  в рамках  программы «Социокультурные истоки»  всегда  начинается  с создания  в  группе  предметно – пространственно...

Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»

Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....

Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.

Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....