Методические рекомендации «Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»
учебно-методический материал

Шишлянникова Евгения Владимировна

Работа  воспитателя  в рамках  программы «Социокультурные истоки»  всегда  начинается  с создания  в  группе  предметно – пространственной развивающей  среды.  В  программе  дается  подробная  характеристика общих  принципов  создания  среды для развития  детей  дошкольного  возраста. 

В  данных методических рекомендациях  мы  предлагаем  вниманию педагогов  рекомендации по организации среды в группе детского сада, а также примеры такой организации. Вы  найдете  здесь  всевозможные  советы  относительно  конкретных  шагов  по созданию  образовательной  среды  в  группе, примеры  оформления макетов, уголков, информационных  стендов  и  т.п.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\аДМИН\Desktop\Социокультурные истоки\s1200.jfif

Нефтеюганское районное    муниципальное дошкольное бюджетное образовательное

учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

C:\Users\аДМИН\Desktop\колокол.png

Методические рекомендации

«Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»

Воспитатель: Шишлянникова Е.В.

г.п. Пойковский 2020

Автор: воспитатель НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Теремок» Шишлянникова Евгения Владимировна, высшая квалификационная категория.

 «Образовательная среда в группе детского сада» (в рамках программы «Социокультурные истоки»): Методические рекомендации. – 2020

В методических рекомендациях  представлена образовательная среда в рамках программы «Социокультурные истоки», адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Разделы

Страница

1

Пояснительная записка

4

2

Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»

4

3

Организация предметно – пространственной развивающей среды в рамках программы «Социокультурные истоки»

7

4

Моделирование социокультурной предметно – пространственной среды

в рамках программы «Социокультурные истоки»

8

5

Методические рекомендации к организации социокультурной образовательной среды сопровождения развития личности ребенка дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки»

10

6

Заключение

13

7

Литература

14

Приложение

15

  1. Пояснительная записка

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Методические рекомендации «Образовательная среда в группе в рамках программы «Социокультурные истоки» - это опыт работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Теремок». Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на государственном уровне была заявлена в приказе от 20. 06. 2011 № 2151 «Об утверждении государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые явились компонентом Стандарта дошкольного образования 2013 года. Это направление нашло отражение и в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Следует отметить, что впервые с выходом Стандарта на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится новая стратегическая задача «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета.

Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.

  1. Образовательная среда в группе детского сада в рамках программы «Социокультурные истоки»

Образовательная среда позволяет успешно осуществлять профессиональное взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:

- субъектном отношении педагога к ребенку. В программе «Социокультурные истоки» субъектами образовательного процесса являются педагог, ребенок и его родители. Все субъекты воспитательного процесса в программе развиваются в равной степени. Организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится в программе центральное место. В процессе общения со взрослым у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности. Расположить ребенка к общению помогают социокультурные технологии, открытость педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребенка, отсутствие конкуренции, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой. Истоки формируют ребенка и как субъект социокультурного слоя, что проявляется в способности осуществлять выбор, руководствуясь сформированной системой ценностей, строить взаимодействие на основе принципа синергизма, применять свои знания и опыт на благо Отечества;

- мотивационном подходе. Педагогический процесс в Истоках ориентирован на мотивационное включение ребенка в совместную со взрослым и сверстниками деятельность. Книги для развития, система активных занятий, социокультурные образовательные технологии формируют в детях мотивацию: творить добро, взаимодействовать в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями; совместно достигать значимых социокультурных результатов; развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия; познавать и осваивать отечественное и культурное наследие родного народа; применять полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультурный опыт;

- доброжелательном отношении к ребенку. В основе работы с детьми по программе «Социокультурные истоки»  - активный метод обучения и воспитания. В активных формах обучения ребенок такой же участник общения, как педагог и родители. Для создания благоприятной для общения доверительной обстановки педагог организует работу в ресурсном круге, в паре, в четверке, микрогруппе. Общение осуществляется на равных позициях. Спокойная интонация располагает ребенка к доверительному разговору. Воспитатель видит, чувствует и слышит каждого сидящего в круге. Он делится с детьми своими мыслями, чувствами. В активном занятии отсутствуют отрицательные оценки, принимается любое мнение ребенка. Педагог с пониманием выслушивает каждого, поддерживает словом, взглядом, жестом. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса, а так же отклик, получаемый в кинестетике, способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей, детей и родителей. У детей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха у каждого участника воспитательного процесса.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких важных качеств, как: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенности в поддержке; позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий; доверие к оценке, отношениям, чувствам; способность к сопереживанию, совершенствованию, сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Работа с дошкольниками по реализации программы учитывает особенности в развитии мальчиков и девочек, ориентирует их на будущие социальные роли мужчины и женщины в обществе, отца и матери в семье, защитников Отечества. Все содержание программы «Социокультурные истоки» пронизано ценностями семьи. Таким образом, грамотно сформированная воспитательная среда «Истоков» формирует у детей определенную модель мира, систему социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ защитника Отечества, человека-труженика, мастера своего дела, образ доброго мира и счастливой жизни). Постепенно социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.

Социокультурное и духовно-нравственное и воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Главными задачами программы «Социокультурные истоки» являются:

Образовательные задачи:

 - первичное освоение детьми социокультурных и духовно-нравственных категорий;

- знакомство детей с основами духовно-нравственных отечественных традиций и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой родного народа;

-формирование первоначальных представлений детей о нравственных заповедях жизни человека;

-знакомство детей с традиционными культурными представлениями о красоте, добре и зле, формирование иерархии мотивов сообразно традициям отечественной культуры;

- первоначальное ознакомление детей с важнейшими вехами отечественной истории, великими победами и полководцами, русскими святыми;

- формирование представлений о культуросообразном и целесообразном устройстве окружающей предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через элементарную трудовую деятельность, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность.

Развивающие задачи:

 - содействие общему развитию ребенка, развитию его внутреннего мира;

- развитие основных психических процессов личности ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, чувствования), адекватной самооценки;

 - развитие социальных навыков и норм поведения (приветливости, чуткости, доброжелательности, отзывчивости, благодарности и т.п.), оказание помощи в налаживании взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

- развитие нравственных и эстетических чувств ребенка, формирование системы ориентированных на национально-культурную традицию нравственных и эстетических эталонов (добро, красота…), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, проявлять участие и заботу, приумножать красоту;

-развитие умения замечать и чувствовать красоту окружающего мира, любоваться ею, беречь ее;

- содействие развитию речи детей, обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности;

- развитие чуткости к родному художественному слову (поэтическому и прозаическому), воспитание трепетного отношения к образам Родины и образам детства, представленным в произведениях отечественных поэтов и писателей;

-оказание практической помощи в становлении творческой личности ребенка, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции;

 - развитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений, навыков усидчивости и аккуратности, качеств старания и терпения.

Воспитательные задачи:

- оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям отечественной культуры, традиционному укладу жизни;

 - содействие формированию у детей навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;

- воспитание духовно-нравственной основы личности ребенка-дошкольника;

- воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;

- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким;

- воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

 - воспитание основ художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной культуры;

 - воспитание уважения к труду, людям труда и бережного отношения к результатам труда.

  1. Организация предметно – пространственной развивающей среды в рамках программы «Социокультурные истоки»

Работа  воспитателя  в рамках  программы «Социокультурные истоки»  всегда  начинается  с создания  в  группе  предметно – пространственной развивающей  среды.  В  программе  дается  подробная  характеристика общих  принципов  создания  среды для развития  детей  дошкольного  возраста.  

В  данных методических рекомендациях  мы  предлагаем  вниманию педагогов  рекомендации по организации среды в группе детского сада, а также примеры такой организации. Вы  найдете  здесь  всевозможные  советы  относительно  конкретных  шагов  по созданию  образовательной  среды  в  группе, примеры  оформления макетов, уголков, информационных  стендов  и  т.п.  Конечно,  многие  из  представленных  здесь  рекомендации  основаны  на  конкретном  опыте  детского  сада,  являются  общими  почти  для  каждого детского  сада  и  могут  быть  использованы  в  каждой  группе.  Однако  конкретные  примеры,  приведенные  нами,  часто  служат  лишь  иллюстрацией,  показывая  как  можно  сделать  то или это в группе. Пожалуйста, относитесь к представленному здесь материалу именно как к  советам  и  рекомендациям,  используя  их,  только  если  это  удобно  и  уместно  именно  в вашей  ситуации,  с  вашими  детьми  и  в  вашей  группе.  Мы  призываем воспитателей  творчески  отнестись  к  нашим  рекомендациям  и  не  только  использовать предложенные  нами  ходы  и  способы  работы,  но  и  создавать  на  основе  приведенных  нами примеров  и  иллюстраций  свои  собственные  материалы  и  другие  элементы  развивающей среды.

Общие принципы воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»:

 -развивающего воспитания, формирующего устойчивую мотивацию и способность к самосовершенствованию и самовоспитанию, которые можно рассматривать как проявление личностью наивысшей активности в процессе воспитания;

-обеспечения преемственности с примерными основными общеразвивающими программами начального общего образования;

 -сохранения, укрепления и развития культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России; пространства, в котором осуществляется образовательный процесс;

- нравственной обоснованности жизнедеятельности, ориентирующий на понимание, осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, правовых отношений, на эмоционально-открытое проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения. Познавая духовно-нравственные ценности, ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются созидательно-культурной деятельностью, противостоянием негативному в культуре и социуме, способностью к содействию и сотворчеству в деятельности, умение понимать и принять позицию другого, привязанностью к родной культуре, к родным местам;

-воспитания детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

-содействия популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;

 -природосообразности (воспитание с учетом индивидуальных, личностных, гендерных и возрастных различий детей;

-гуманистической направленности (воспитание личности на основе добра, любви, милосердия, взаимоуважения, создание условий для развития индивидуальных особенностей и способностей);

-развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. Принцип развития предполагает создание условий для свободного общения детей, направленного на размышления о своих переживаниях, эмоциональных проявлениях; в результате самоанализа ребенком дается оценка своим эмоциональным реакциям;

 

-культуросообразности. Учет национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребенка к ценностным смыслам родной культуры. Ориентация образовательного процесса на традиционные культурные ценности России и национальную духовную культуру. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Воспитание личности, принимающей, как свои духовные, нравственные и культурные ценности нации на основе социокультурного опыта;

 -интегративности. Интеграция социокультурного, духовно – нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс. Предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно-поисковой, конструктивной, изобразительной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально-коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое, познавательное, физическое развитие. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства.

 

  1. Моделирование социокультурной предметно – пространственной среды

по программе «Социокультурные истоки»

Моделирование социокультультурной мотивационной предметно-пространственной среды развития детей  по программе «Социокультурные истоки» построены на:

Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». (Например, «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.).

Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций типа «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.

Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративно-прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.

Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр (сюжетно-ролевые; режиссерские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др.) по темам итоговых занятий.

Игры (кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Ремесла на Руси», «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного края» и др.).

Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей земляков; портреты отечественных писателей-классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др. Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества, фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»; «Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных ремесел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты России и родного края и др.

Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей по программе «Социокультурные истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества. Позиция педагога состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку «напитаться» воздухом родной культуры, проявить игровые и творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические, социальные и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Созданию высоконравственной образовательно-воспитательной среды дошкольной организации способствует:

  • высокий уровень нравственной и профессиональной культуры педагога;
  • партнерское отношение педагога к детям;
  • личностно-развивающий стиль общения взрослого с детьми;
  • создание ресурса успеха каждого ребѐнка и дошкольной группы в целом;
  • позитивная атмосфера сотрудничества, где ведущей установкой является

стремление оказывать своевременную поддержку всякому члену группы, коллектива, который в ней нуждается.

Игры на макетной основе: Использование игровых макетов в предметно – пространственной  развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Русская изба» предполагает интеграцию следующих областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Таким образом, грамотно сформированная социокультурная образовательная среда оказывает благотворное действие на усвоение детьми содержательного компонента «Истоков», дает им возможность прожить сердечные чувства, выделить для себя ценностно-значимое в культуре и в жизни, создает условия для партнерских взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге благотворно влияет на социокультурное и духовно-нравственное становление личности.

  1. Методические рекомендации к организации социокультурной образовательной среды сопровождения развития личности ребенка дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки»

Цель создания развивающей среды в ДОУ (группе) - обеспечение жизненно важных потребностей (мотивов) формирующейся личности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Большую роль в целостном развитии детей в контексте «Истоков» играет создание мотивационной предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Требования к предметно-развивающей среде группы, включают соблюдение следующих принципов:

  • информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, приоритетными видами деятельности образовательной организации;
  • культуросообразности, предусматривающей соответствие среды национально-культурным и художественным традициям, климатогеографическим особенностям региона;
  • полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
  • учета полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
  • интеграции, где познавательная функция предметов и объектов соединяется с нравственной сущностью вещей.

Интегративным результатом реализации указанных принципов является создание развивающей образовательной среды по программе «Истоки», обеспечивающей социокультурное и духовно-нравственное развитие личности детей дошкольного возраста. В ДОУ, исходя из имеющихся условий, созданы такие функциональные зоны, как:

  • «Уголок народной культуры «Горница»,
  • «Музей родного края «Наши истоки»,
  • «Уголок родной природы»
  • «Музей народной игрушки (куклы)»,
  • «Выставочный центр детского рисунка».

Через центры развития произведения искусств, народные игрушки, предметы быта, объекты природы как составная часть культуры входят в целостную предметно - пространственную среду, что позволяет ребенку соприкасаться с красотой произведений, историей, культурой, бытом, традициями людей родного края и России в целом.

В групповом помещении по программе «Социокультурные истоки» созданы центры, уголки, макеты, лэпбуки (см. Приложение):

  • Мини-музеи родного края;
  • Галерея рисунков «Мое творчество»;
  • Книжный уголок «Родная книга»;
  • Театральный уголок «Театр сказок»;
  • Уголок по духовно – нравственному, патриотическому развитию «Я живу в России»;
  • Макет «Русская изба - горница»;
  • Макет «Рождественский вертеп»;
  • Макет «Хантыйское стойбище»;
  • Макет «Москва - Кремль»;
  • Макет «Сказочный лес»;
  • Макет «Церковь»;
  • Лэпбук «Моя семья»;
  • Лэпбук «Россия – Родина моя»;
  • Лэпбук «Русские народные сказки».

Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. 

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Заключение

Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Литература:

  1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. - 2014г. - №8.
  2. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников». Мозаика-Синтез, Москва 2014.
  3. Истоковедение. Тома 3-4, Издание 3-е, дополненное. Под ред.И.А. Кузьмина, Л.П. Сильвестровой - М.: Издательский дом «Истоки». – 344
  4. Истоковедение. Том 5: «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования. Комментарии к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
  5. Методическое пособие «Активные формы обучения в дошкольном образовании» (3-7 лет). Издание 5-е, дополненное. Под ред.И.А. Кузьмина - М.: Издательский дом «Истоки». 2012. - 224 с.  
  6. Истоковедение, Том 11 (сборник для дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию). Под ред.И.А. Кузьмина - М.: Издательский дом «Истоки». 2012. - 320 с.
  7. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Приложение

Духовно – нравственный патриотический уголок «Я живу в России»

Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии, интереса и любви к родному краю, ближайшему окружению. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

В группе имеется духовно – нравственный патриотический уголок «Я живу в России» C:\Users\аДМИН\Desktop\iуголо5.jfifC:\Users\Владимир\Desktop\Фото моя Россия\20191009_135153-1.jpg

C:\Users\Владимир\Desktop\Фото моя Россия\20191009_135153-1.jpg

C:\Users\аДМИН\Desktop\iуголок1.jfif

 Материал  по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки по темам «Мир и радость», «Из истории русского народного костюма», предметы старины, русские игрушки, куклы в национальных костюмах. C:\Users\аДМИН\Desktop\iпособие.jfifC:\Users\аДМИН\Desktop\iпособие2.jfifC:\Users\аДМИН\Desktop\iуголо5.jfif

Демонстрационный материал  по приобщению детей к истокам русской народной культуры, развивающие книги:

C:\Users\аДМИН\Desktop\Ж358.jpgC:\Users\аДМИН\Desktop\Ж336.jpgC:\Users\аДМИН\Desktop\Ж348.jpgC:\Users\аДМИН\Desktop\Ж332.jpg

C:\Users\аДМИН\Desktop\Любознайки средняя\фото любозн\ллоч.jfif   C:\Users\аДМИН\Desktop\Любознайки средняя\фото любозн\соц культ ист\соцтььь.jfif

Макет «Русская изба - горница»

Цель: развивать  игровую и познавательную активность дошкольников, создавать условия для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. Приобщать  детей к духовной культуре, к богатому культурному наследию русского народа.

 Макет «Сказочный лес»C:\Users\аДМИН\Desktop\ри.jpeg

Цель: развивать  игровую и познавательную активность дошкольников, создавать условия для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

C:\Users\аДМИН\Desktop\iмакет сказ лес.jfif

        C:\Users\аДМИН\Desktop\iмакет ск лес.jfif

Макет «Церковь» 

Цель: знакомство детей с внешним устройством Храма, часовни, с особенностями архитектуры; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым. C:\Users\аДМИН\Desktop\iмакет цер.jfif

C:\Users\аДМИН\Desktop\Любознайки средняя\фото любозн\Уголок по социокульт истокам\detsad-163442-1428007855.jpg

Макет «Рождественский Вертеп»

Рождественский вертеп - это кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках.  

C:\Users\аДМИН\Desktop\Любознайки\фото любозн\апрот.jfifC:\Users\аДМИН\Desktop\Любознайки\фото любозн\апрот.jfif

Макет «Хантыйское стойбище»

C:\Users\аДМИН\Desktop\Мои документы\Затейники16\фото дети старшая б гр\моя югра\DSCN3353.JPGC:\Users\аДМИН\Desktop\Мои документы\Затейники16\фото дети старшая б гр\моя югра\DSCN3353.JPG

Лэпбук «Я и моя семья»

Для формирования у детей представлений о семье, членах семьи, семейных и родственных отношениях, культурных и национальных  традициях семей; отношение ребенка к самому себе, сверстникам в уголке оформлен лэпбук «Я и моя семья», где подобраны дидактические игры, картинки изображающие семью, членов семьи в отдельности, иллюстрации, книги и др.

C:\Users\аДМИН\Desktop\Бусинки 2 мл гр\2 мл фото\Я и моя семья\imageс.jpgC:\Users\аДМИН\Desktop\Бусинки 2 мл гр\2 мл фото\Я и моя семья\image70YCR9QX..jpg

C:\Users\аДМИН\Desktop\Бусинки 2 мл гр\2 мл фото\Я и моя семья\image18Y2HE69.jpg

Дидактическое пособие лэпбук «Россия – Родина моя» 

 Д/и: «Узнай Храм» Цель: знакомство детей с внешним устройством Храма, с особенностями архитектуры; дать детям представление о различиях соборов и Храмов; расширять словарный запас детей;  воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

C:\Users\Владимир\Desktop\Фото моя Россия\20191009_140238.jpg

Д/и: «Назови православный праздник» Цель: закрепить знания детей о православных праздниках, их событиях и смыслах; побуждать желание укреплять  и расширять свои знания о православии.

C:\Users\Владимир\Desktop\Фото моя Россия\20191009_135853.jpg

Коллективные работы детей и родителей

Коллаж «Сказочный лес»

C:\Users\аДМИН\Desktop\hello_html_1371d86f.jpg

Аппликация «День матери»

C:\Users\аДМИН\Desktop\Бусинки 2 мл гр\2 мл фото\откр зан по социок исокам\image3VNF2CDU.jpgC:\Users\аДМИН\Desktop\2апт.jpg

Газета «Наши любимые мамы!»

C:\Users\аДМИН\Desktop\Бусинки 2 мл гр\2 мл фото\откр зан по социок исокам\imageLCQK5A9L.jpg

Коллективная работа «Дымковские игрушки»

C:\Users\аДМИН\Desktop\1апп.jpg

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ,

поддерживает интерес к его культуре.

А это сегодня очень важно!

Сохраним наши истоки!

НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад  «Теремок»

Методические рекомендации «Воспитательная среда в группе детского сада

по программе «Социокультурные истоки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей средних групп детского сада общеразвивающего вида

Данные рекомендации помогают воспитателям правильно организовать работу с воспитанниками по развитию речи , по звуковой культуре речи, по совершенствованию общих речевых навыков, а также наиболее эффе...

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»

Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...

Дополнительная образовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки»

Для детей от 4 до 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Формировать духовно - нравственной основы личности ребенка.Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» в средней группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»в средней группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки»)...

План-схема организации здоровьесберегающей образовательной среды в группе детского сада с пояснительной запиской.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим....

Предметно-развивающая среда в группе в рамках программы «Социокультурные истоки»

laquo;… Для гражданина России особенно  важны моральные и духовно-нравственные устои.  Именно они составляют стержень патриотизма,  без этого России пришлось бы забыть и о нацио...