Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
презентация
Доклад на тему:
«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noskova_afod_istoki_iz_opyta_rbot_28122021.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Доклад на тему:
«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Подготовила: Носкова И.М.
Воспитатель первой квалификационной категории
Излучинск, 2021
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический опыт работы по теме «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей Российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.
Элементы культуры, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей в «Социокультурных истоках» осуществляется в специально организованной педагогом деятельности (система активных занятий, работа по книгам для развития и в альбомах для рисования), в жизни ребенка на уровне культур прошлого-настоящего-будущего.
Слайд 2
Ресурсный круг – активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, чтобы убрать коммуникативный барьер.
Условия для успешного проведения ресурсного круга:
- Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории.
- Комфортная обстановка.
- Найти такой угол зрения в разговоре, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца воспитанников.
- Любое мнение должно быть выслушано, принято.
Слайд 3
В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
- дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности дошкольников.
- помочь воспитанникам соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программой контексте.
- создание условий для присвоения детьми и их родителями системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
- организация образовательной деятельности, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателем.
Слайд 4
АФОД позволяют развивать в дошкольном образовании
следующие уровни общения с детьми:
- между детьми;
- между детьми и их родителями;
- между педагогами, детьми и их родителями;
- между родителями.
Слайд 5
Свои занятия строю на общих принципах программы «Социокультурных исоков»:
Слайд 6(фото)
Подготовительный этап – этап присоединения, создание атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивации детей на предстоящую работу. Методы и приемы которые использую это : игровые : хороводные игры, театрализация
Слайд 7 (фото)
В основном этапе - активность передается воспитанникам через, методы и приемы, которые мало чем отличаются от методов на основных занятиях: это и беседа, и словесные игры, пальчиковые, речевые гимнастики по тематике занятия, дидактические игры, презентации многое другое. Усвоению материала способствует собственно форма организации детской деятельности: работа в паре, микрогруппе, ресурсном круге.
Слайд 8 (фото)
На заключительном этапе (рефлексии) - идет анализ и оценка педагогом и детьми результатов работы, осваивается методика анализа и самоанализа деятельности. Здесь используются метод делегирования - ответ предлагает ребёнок- лидер группы, после совместного обсуждения, метод самоконтроля и взаимоконтроля участников занятия, как детей, так и родителей.
Слайд 9
Виды активных форм
Мы уже говорили, что в основе социокультурного системного подхода лежит идея активного воспитания и обучения дошкольников. Данная идея осуществляется в программе на основе использования следующих видов активных форм, которые легли в основу АФОД с дошкольниками на занятии:
- обычный ресурсный круг;
- ресурсный круг с делегированием;
- работа в паре;
- работа в микро группе (с родителями);
- работа в четверке (с родителями).
Рассмотрим формы взаимодействия с детьми и родителями в ресурсном круге
Сдайд 10
Ресурсный круг.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап. Присоединение.
2. Основной этап. Задается вопрос ресурсного круга.
3. Рефлексия.
Особенности проведения.
1. Количество участников 10-12 (подгруппа детей или взрослых).
2. Начинает отвечать на вопрос воспитатель или ребенок (зависит от степени подготовленности детей). Воспитатель задает вопрос, в конце делает обобщение.
3. Разговор идет по кругу по часовой стрелке, слово передается касанием предплечья партнера слева или с передачей по кругу предмета, подходящего по смыслу занятия: кукла, солнечный лучик, солнышко, «золотое яичко», книга, «волшебный клубочек», семейная реликвия и т.д.
4. Ребенок может не отвечать, имеет право промолчать. Если такое происходит, воспитатель, зная индивидуальные особенности ребенка, спрашивает него до занятия или после.
5. Поскольку занятия реализуют потребность детей на получение положительного опыта, всегда на истоковских занятиях используется положительный опыт, который позволяет ребенку самоутвердиться. Нельзя делать замечания, если ребенок ответил неточно – продолжить ресурсный круг, не акцентируя на этом внимание.
Слайд 11
Работа в ресурсном круге с делегированием проводится как с детьми , так и с родителями
1. Подготовительный этап. Присоединение, проговаривание слов, настраивающих на тему разговора.
2. Основной этап:
а) Диалог детей и родителей.
б) Делегирование ответа детям. Дети по кругу, слева направо высказывают свои суждения (при необходимости детям помогают родители).
3. Рефлексия.
Что почувствовали во время проведения разговора?
Подведение итогов работы.
Слайд 12 (фото)
Работа в паре также подразумевает взаимодействие не только ребенок-ребенок, но и ребенок-родитель
Этапы:
1. Индивидуальный этап работы.
2. Работа в паре (обсуждение).
3. Экспертная оценка.
4. Рефлексия
Данная технология универсальна. Ее можно использовать в любом разделе программы: на занятиях по математике, познавательному развитию, изодеятельности на музыкальных занятиях, что способствует развитию целостного восприятия: вижу, слышу, чувствую.
При работе в паре используется следующая схема общения:
- Дети работают самостоятельно, выполняя задание.
- Первые дети сообщают свой выбор напарнику.
- Второй внимательно слушает и выражает свое согласие или не согласие, знакомит со своим решением.
- Далее дети пытаются прийти к единому решению; если необходимо, объясняют свой выбор.
Педагог внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает достойные положительные моменты. За минуту предупреждает о своевременном завершении работы в паре.
Вариант обсуждения результатов работы в паре:
- заслушивается мнение любой пары, выявляются те, кто согласен с данным решением;
- обращается внимание на начальную фразу выступления «Мы посоветовались и решили…», так как это общее решение;
- заслушивается объяснение детей имеющих иной выбор;
- оценивается совместный результат работы в паре.
Рефлексия – выяснение мнения детей о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению. Педагог подводит итоги работы, отмечает детей, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение.
Так начинает осваиваться алгоритм работы в паре, которая является подготовительным этапом к групповой работе.
В данной форме наиболее значимо освоение детьми этапов работы, понятийного аппарата, что позволяет научиться присоединяться друг к другу, слушать и слышать друг друга.
Для более быстрого освоения можно предложить в помощь детям фразы, позволяющие эффективно общаться: «Я думаю…», «Я решил, что…», «Я думаю иначе…», «Я согласен и тоже считаю, что…», «Я с тобой не согласен, потому что…».
Роль педагога – внимательно следить за ходом общения и вовремя оказать помощь, направить в нужное русло, анализировать ход общения. На начальном этапе целесообразно показать образец рассуждения педагога в паре с одним из детей. Дети убеждаются, что прийти к согласию не просто, необходимо акцентировать внимание на положительных моментах в работе.
Необходимо напоминать, что общаться друг с другом нужно спокойно, не обижая человека, а помогая ему, слушая с интересом, молча, сопереживая без слов.
Слайд 13
Работа в четверках.
В конце учебного года начинается работа в микрогруппах, используя этапы работы с детьми в четверке базовой группы. Работа с родителями также предусматривает общение в четверках.
Слайд 15. Работа подразумевает прохождение всех трех этапов ресурсного круга. Для начала может присутствовать этап работы в паре с целью более плавного перехода к групповой работе. Работа в четверке – наиболее продуктивный и интересный вид активного занятия.
Работой четверки руководит лидер. Роль лидера заключается в организации общения, представления мнения четверки всем присутствующим. В начале работы в четверках педагог из числа родителей готовит лидера заранее, объясняет ему технологию, роль. Рекомендуется постепенно проводить смену лидеров, чтобы в этой роли попробовали себя и другие родители.
На этапе рефлексии лидер группы подводит итог проделанной работы микрогруппы (четвёрки).
Слайд 14
Реализация системы АФОД позволяет мне:
- освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;
- освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха;
- научить управлять своей деятельностью;
- делать жизненно-важный выбор в сторону добра.
Мой опыт работы по данной теме показывает положительное влияние на культурологическую компетентность воспитанников, их ценностные ориентиры, на мотивацию их дел, поступков, на атмосферу их общения.
Своим опытом я постоянно делюсь со своими коллегами, ежегодно даю открытые занятия, участвую в семинарах по реализации программы «Социокультурные истоки».
Жизнь показала, что воздействие на духовно-нравственную сферу ребёнка не может ограничится назиданиями о добре, любви, справедливости, совести: важно усвоение, принятие духовных и социокультурных ценностей. Любви, верности, вере, патриотизму нельзя научиться, их надо пережить и прочувствовать.
Слайд 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по программе социокультурные истоки «Добрая забота»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе социокультурные истоки «Добрая забота»Цель: Расширять представления детей о заботе человека о близких, о своих п...
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...
СТАТЬЯ. ИГРА-КВЕСТ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
laquo;Игровые формы проведения НОД как условие развития познавательной активности детей в ДОУ»...
Теоретический доклад: «Активные формы организации образовательной деятельности с детьми в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
Теоретический доклад:«Активные формы организации образовательной деятельност с детьмив процессе реализации программы «Социокультурные истоки»...
Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «Дороги добра»
Конспект открытого занятия по социкулшьтурной программе "Истоки" в средней группе...
Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»
Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....