Теоретический доклад: «Активные формы организации образовательной деятельности с детьми в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
материал

Дворцова Ольга Александровна

Теоретический доклад:

«Активные формы организации образовательной деятельност с детьми
в процессе реализации программы
 «Социокультурные истоки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический доклад:

«Активные формы организации образовательной деятельности                         с детьми
в процессе реализации программы
«Социокультурные истоки»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

  • Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
  • В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
  • Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Мир духовных ценностей личности   это результат активной деятельности самого ребенка.

Основой процесса обучения  в рамках программы «Социокультурные истоки» являются активные формы работы.

   Активные занятия - высокоинтенсивные истоковские  технологии, которые являются одной из основных форм активного воспитания и развития ребенка. Это ресурсный круг, работа в паре,  работа в микрогруппе.

Методика социокультурных истоков позволяет:

  • Дети всей группы участвуют в практических занятиях  всей  , что позволяет взаиморазвиваться при условии правильной организации деятельности.
  • При этом каждый  участник имеет возможность посредством обратной связи получить объективную оценку социокультурного развития.
  • Субъектами процесса обучения являются педагог и ребенок, родители.
  • В едином социокультурном контексте появляется иное видение, переосмысление, прочувствование, мотивация к самоутверждению, изменяется социокультурная основа личности и группы.
  • Активные формы позволяют педагогу избегать монологичности, назидательности и построить совместную деятельность на деятельное общение (общение на уровне «взрослый – взрослый», в позиции «рядом»).

  • Задача педагога: создать условия для присвоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей, организовать деятельность таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом.

Структура активного занятия:

1. Подготовительный этап (присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, активен педагог)

2.Основной этап (задаётся     вопрос ресурсного круга, активны дети, разговор по кругу и подведение итога)

3. Заключительный этап ( совместное положительное оценивание результатов работы)

Аспекты активного занятия:

  • 1. Содержательный – дается система заданий, направленная на прочувствование, переосмысление собственного опыта каждого участника.
  • 2. Психологический – развиваются основные психические функции ребенка: восприятие, мышление, чувства, формируется мотивация на совершение доброго поступка
  • 3. Коммуникативный – формируются навыки общения на аналоговом уровне (умение понять другого, принять его позицию, умение грамотно вести разговор со сверстниками и взрослыми (последовательность работы, ее усложнение заложены в описании работы в паре,  в ресурсном круге).
  • 4. Социокультурный – получение значимых результатов для каждого, выход на общечеловеческие ценности и категории.
  • 5. Управленческий – умение управлять своими знаниями, развитие способности структурировать время, умение управлять своим поведением.

Ресурсный круг – активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, чтобы убрать коммуникативный барьер.

Условия для успешного проведения ресурсного круга:

  • Вводная беседа, как подготовка к восприятию изучаемой категории.
  • Комфортная обстановка.
  • Найти такой угол зрения в разговоре, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца учащихся.
  • Любое мнение должно быть выслушано, принято.

Ресурсный круг. Этапы работы:
 1. Подготовительный этап. Присоединение.
2.
Основной этап. Задается вопрос ресурсного круга.
3.
Рефлексия.

Особенности проведения ресурсного круга:

  • 1. Количество участников 10-12 (подгруппа детей или взрослых).
  • 2. Начинает отвечать на вопрос воспитатель или ребенок (зависит от степени подготовленности детей). Воспитатель задает вопрос, в конце делает обобщение.
  • 3. Разговор идет по кругу по часовой стрелке, слово передается касанием предплечья партнера слева или с передачей по кругу предмета, подходящего по смыслу занятия: кукла, солнечный лучик, солнышко, «золотое яичко», книга, «волшебный клубочек», семейная реликвия и т.д.
  • 4. Ребенок может не отвечать, имеет право промолчать. Если такое происходит, воспитатель, зная индивидуальные особенности ребенка, спрашивает его до занятия или после.

5. Поскольку занятия реализуют потребность детей на получение положительного опыта, всегда на истоковских занятиях используется положительный опыт, который позволяет ребенку самоутвердиться. Нельзя делать замечания, если ребенок ответил не точно – продолжить ресурсный круг, не акцентируя на этом внимание.

Работа в ресурсном круге с делегированием.
(передача , в данном случае – слова)

  • 1. Подготовительный этап. Присоединение, проговаривание слов, настраивающих на тему разговора.
  • 2. Основной этап:
  • а) Диалог детей и родителей.
  • б) Делегирование ответа детям. Дети по кругу, слева направо высказывают свои суждения (при необходимости детям помогают родители).
  • 3. Рефлексия.
  • Что почувствовали во время проведения разговора?
  • Подведение итогов работы.

«Отличие» от обычной работы в паре.

  • Технологии универсальны. Их можно использовать в любой образовательной области, что способствует развитию целостного восприятия: вижу, слышу, чувствую.
  •  (Система активных занятий предполагает взаимосвязь между собой, акцент на положительное развитие ребенка (лестница вверх) Отсутствие одной из ступенек – нет целостности в приобретении собственного опыта.)

Схема общения при работе в паре:

  • Дети работают самостоятельно, выполняя задание.
  • Первые дети сообщают свой выбор напарнику.
  • Второй внимательно слушает и выражает свое согласие или не согласие, знакомит со своим решением.
  • Далее дети пытаются прийти к единому решению; если необходимо, объясняют свой выбор.
  • Педагог внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает достойные положительные моменты. За минуту предупреждает о своевременном завершении работы в паре. 

Вариант обсуждения результатов работы в паре:

  • заслушивается мнение любой пары, выявляются те, кто согласен с данным решением;
  • обращается внимание на начальную фразу выступления «Мы посоветовались и решили…», так как это общее решение;
  • заслушивается объяснение детей имеющих иной выбор;
  • оценивается совместный результат работы в паре.

Работа в паре.   (фото)
Этапы:
1. Индивидуальный этап работы.
2. Работа в паре (обсуждение).
3. Экспертная оценка.
4. Рефлексия

Рефлексия

  • выяснение мнения детей о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению. Педагог подводит итоги работы, отмечает детей, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение.

Роль педагога

  • внимательно следить за ходом общения и вовремя оказать  помощь, направить в нужное русло, анализировать ход общения. На начальном этапе целесообразно показать образец рассуждения педагога в паре с одним из детей. Дети убеждаются, что прийти к согласию не просто, необходимо акцентировать внимание на положительных моментах в работе.
  • Необходимо напоминать, что общаться друг с другом нужно спокойно, не обижая человека, а помогая ему, слушая с интересом, молча, сопереживая без слов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):

1. Подготовительный этап. (Присоединение к теме, объединение в микрогруппы (четверки), беседа - диалог).

2. Основной этап.

  • Общение в микрогруппе (четверке) детей и родителей (выбор лидера).
  • Групповое решение (обобщение высказывания группы и подведение итога обсуждения в группе).
  • Выступление групп (высказывания родителей по одному от каждой группы).

3.Заключительный этап. Рефлексия.

  • (Позитивное подведение итога).

Фото активных занятий детей в разных видах деятельности.

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

 - «Знакомство с родным краем».

 - «Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

 - «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища)

  - «В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей)

  -  «Какова пряха - такова на ней и рубаха» (история  русского народного костюма) 

  - «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать   пирожник» (история мужской и женской обуви)

  - «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)

  - «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) 

2. Художественное творчество детей:

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

- «Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

II. Проведение праздников и развлечений: 

 - «Три встречи осени»

-  «Рождественские посиделки»          

 -   «Русская ярмарка»

 - «Фольклорный праздник».

  - «Широкая масленица»

   - «Готовимся к Пасхе»

   - «Яблочный спас»

III. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор»

Подвижные народные игры:

- «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы»

Игры-драматизации:

- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

IV.  Знакомство с художественной  литературой:

- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

-  чтение русских народных сказок: «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т.д., стихов.

V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей:

-  «Синие цветы Гжели»

- «Золотая Хохлома»

VI: Выставки:

- «Умелые руки не знают скуки»

- «Зимний вернисаж»

- «Пасхальные  композиции»

VII: Экскурсии:

- в  краеведческий музей;

- в выставочный зал;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия с детьми средней группы в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Образовательная деятельность для детей 4-5 лет. Дети осваивают  социокультурную категорию «Родные просторы»....

Конспект образовательной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)

Конспект активного занятия с детьми  в рамках программы "Социокультурные истоки",  тема осваиваемой   категории : Семья....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»...