Пальчиковая гимнастика
материал на тему

Жбанова Татьяна Николаевна

Использование у дошкольников пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_palchikovoy_motorike.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

            «Использование у дошкольников пальчиковой         гимнастики для развития мелкой моторики»        

Что мы, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее наступления на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мягких движений пальцев рук под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького  ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание  память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных ребенок начнет придумывать небольшие рассказы иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Еще В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука- это инструмент всех инструментов» сказал Аристотель. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего коры головного мозга. И одним из таких важных участков, является речевой центр. Простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышления ребенка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев детей дошкольного возраста остается актуальной и сегодня. Анализ последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом. Актуальность использования пальчиковой гимнастики в том, что отсутствуют научно-обоснованные методики комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе. Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе, низка оснащенность в методической литературной и дидактическим материалом.

Для развития мелкой моторики в ДОУ используются традиционные и всем известные методы и приемы-это пальчиковая гимнастика и игры, направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течение дня: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, мини гимнастика после сна, самостоятельная деятельность. Работа по развитию движения должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

 В работе используются следующее игры и упражнения.

1) Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).

2) Работа с предметами и различными материалами (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, соль, мозаика, пазлы).

3) Кукольный и пальчиковый театры.

4) Обведение контура изображенных предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных рисунков ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная. Упражнения выполняются только простым карандашом.

 5) Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

 6) Выкладывания фигур из счетных палочек.

7) Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

При использовании игровых упражнений, необходимо руководствоваться следующими принципами:

 1) Игровые упражнения должны приносить детям радость.

2) Личностные отношение взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимание, доброжелательности, ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях.

3) Постепенное усложнение игрового материала, упражнений от простого к сложному.  Индивидуальный подход к каждому ребенку. 

       Формы коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук.

Цель: определить формы работы по использованию пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики рук в режиме дня.

1.Самомассаж пальцев рук имеет большое значение. Самомассаж пальцев дети выполняют в основном сидя. Для этого можно использовать различные предметы: мячи, коврики, прищепки, горох, и т.д. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения-разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивания, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимания пальцев в кулак.

«Согреем руки» движения, как при растирании рук.

«Молоточек» фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

  Например, упражнение с мячом ежиком. Для этого упражнения дети берут мяч-ежик. Движение соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

2) В играх со звуковым сопровождением без использования предметов рифмованные потешки или стишки формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Подобные упражнения используются в разные режимные моменты. Примером может быть игра «Детки».

Указание: сожмите кулак (большой палец вверху), выпрямите и широко расставьте указательный и средний пальцы, поднимайте и опускайте руку в такт четверостишью, изображая как прыгают зайцы.

Правая рука: Маша скачет в травке

                          Во зеленой, во муравке.

Левая рука: Под ветвистою сосной

                         Скачет Танечка со мной.

3) Зная, что упражнения с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. Можно подобрать упражнения с использованием различных предметов, и проводить их утром или вечером. Такие как:

-Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);

-Игры шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

-Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

 -Игры с крышками от бутылок («Колеса для машин», «Воздушные шарики»);

-Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

-Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);

Например, упражнение «Переполох». Сделать, сухой бассейн из фасоли. Дети перебирают ее руками и рассказывают стишок:

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Детям нравятся упражнения с прищепками:

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

4) Пальчиковый театр имеет большое значение во всестороннем развитием ребенка. Он не только пробуждает творческую инициативу, но и способствует развитию речи, так как в театрализованных представлениях задействованы именно пальцы, позволяет повысить общий тонус. Наиболее подходит для этого вечерний отрезок времени.

5) Для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики большое значение имеет лепка. Лепка из пластилина или соленного теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев.

 6) Аппликация и поделки из бумаги прекрасно развивают мелкую моторику рук ребенка, знакомятся с понятием формы, размера, цвета предметов, способствуют развитию пространственного мышления и творческих способностей.

 7) Известно, как детям дается трудно шнурования ботинок, плетение косичек, поэтому в работе используются шнуровки и плетение, которые не только способствуют воспитанию самостоятельности детей, но и развивают мелкую моторику рук.

Пальчиковую гимнастику используют на разных видах занятий в качестве физкультминутки. Пальчиковую гимнастику необходимо подбирать в соответствии с темой занятий. В ходе физкультминуток предлагать детям конструировать из пальцев различные предметы и объекты, изображать зайцев, собак, кошек, деревьев и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет мобилизовать их внимание. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативной.    Для этого чтобы работа проводилась эффективно нужно тесно взаимодействовать с родителями, а для этого они должны быть ознакомлены с методикой проведения пальчиковых игр.

                    Пальчиковая гимнастика. 

Приложение № 1.          

                             

                                                         «Замок»

На двери висит замок-

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули….

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили….

(Волнообразные движения.)

Постучали….

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепили.)

                                                «Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение-кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так.

(Растопырить кисть-пальцы в стороны и в исходное положение.)

                                            «Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчики по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, вцепив их перед собой.)

Мы купили торт-один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек-две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца)

Ватрушек-три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

Киви купили-сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца)

А яблок купили-сразу пять!

(Показывают большим и указательным пальцем круг и 5 пальцев)

Вот так, вот так

(Хлопают в ладоши.)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...