Пример написания нового конспекта написания НОД 2017-2018гг.
план-конспект занятия на тему

Юлия Александровна Воронина

Этот конспект нам дали на курсах повышения квалификации декабрь 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД ФГОС 2017г.93.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ ПО БАСНЯМ И.А. КРЫЛОВА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (согласно ФГОС, ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОГЛАСНО ЦЕЛИ)

Выполнила:

Маслакова Ирина Алексеевна,

воспитатель МАДОУ «Октябрьский детский сад«Сказка» Октябрьского района

Руководитель:

Тавстуха Ольга Григорьевна,

д.п.н., профессор

Оренбург

2017


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

3)

дальнейшая разработка темы;

III.

Список литературы

IV

Приложение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отражаются:

Актуальность темы занятия для государства

Актуальность темы занятия для общества

Актуальность темы занятия для ребенка

Место занятияв образовательной программе дошкольного образования(в описание включить примерную программу, по которой была спроектирована основная образовательная программа дошкольной образовательной организации)


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Творческое название(оно же отражается на титульном листе)

ПРИМЕР

В краю березовых туманов…

2.

Доминирующая

образовательная область

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Выбрать 1 область

ПРИМЕР

Художественно-эстетическое развитие

2.

Доминирующий вид

деятельности

Обязательны игровой, познавательно-исследовательский и коммуникативный виды деятельности

самообслуживание, трудовая, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, музыкально-художественная, чтение, художественно-творческая, двигательная и др.

Согласно ФГОС ДО, допускается расширение видов деятельности (указать научный литературный источник).

Выбрать доминирующий

ПРИМЕР

Художественно-творческая деятельность(восприятие произведения изобразительного искусства («Березова роща» А.И. Куинджи) и создание композиции по ранее заготовленным эскизам).

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; соревнование; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; дедукция, индукция, аналогии, выбор.

Выбрать соответствующие методы и приемы, описывать с пояснениями

ПРИМЕР

Методы формирования сознания:

Беседа (эмоциональное содержание пейзажа, средства выразительности, использованные художником; эмоциональное содержание лирического произведения (фрагмент), средства выразительности, использованные поэтом);

Разъяснение (сравнение эмоционального содержания пейзажа и фрагмента стихотворения; проведение аналогии: средства выразительности в живописи и в поэзии).

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Методы и приемы соотнести с пунктом 2 (виды деятельности);

Методы и приемы выбратьв соответствии с видами деятельности  детей (содержанием)

ПРИМЕР

Дидактическая игра с лингвистическим содержанием, направленная на активизацию словарного запаса по тематическим группам «Предметы», «Свойства, качества и признаки», «Действия».

Моделирование композиции с использованием элементов пейзажа (заместители): моделирование пейзажа с использованием различных форматов (2-3 на выбор ребенка).

3.

Интеграция образовательных областей

Кратко описать содержание интегрируемых образовательных областей

Доминирующую образовательную область не включаем.

Почему? Мы же ее не прописывали содержательно! Если здесь опишем, проследим «красную нить» во всех ОО!!!

ПРИМЕР

Художественно-эстетическое развитие: чтение художественной литературывзять другое стизитв(фрагмент из С. М. Городецкого?, Н. Рубцова?«А мне б в березовые рощи…», 1-ая строфа); художественная творческая деятельность: реализация художественного замысла и позиции художника в процессе создания пейзажа по мотивам наблюдений в природе.

Познавательное развитие: экспериментальное изучение свойств изобразительных материалов (пастель, уголь, сангина, акварель, гуашь); соотнесениеэмоционального содержания живописного произведения и средств выразительности, использованных художником (познавательные действия);экскурсиии прогулки в природу (накопление представлений об элементах пейзажа).

Речевое развитие: создание искусствоведческого рассказа по картине(монологическая речь) на основе пиктограммы;коммуникативная деятельность (общение по поводу средств выразительности изобразительного искусства, их влияния на эмоциональное содержание произведения).

И т.д.

4.

Возрастная группа

Используем обозначение возрастных периодов или возрастных групп, принятые в образовательной программе

ПРИМЕР

Ранний возраст (1,5 – 3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраста (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 и 6-7 лет)

Пример из программы «Миры детства»

5.

Цель

Одна, формулируется с отглагольного существительного, должна соотноситься с содержанием образовательной деятельности или целевыми ориентирами ФГОС ДО и быть уточнена с точки зрения темы.

Формирование (развитие)….. (чего-либо) в процессе (средствами)…… (чего-либо).

ПРИМЕР

Развитие эстетического отношения к миру в процессе творческой деятельности по восприятию пейзажной живописи (на примере произведений А.И. Куинджи) и созданию композиций по мотивам наблюдений в природе.

6.

Задачи

Формулируются с глаголов неопределенной формы (Что делать?Что сделать?) не менее 3-х задач, затрагивать представления, умения, навыки, деятельность, потребности, интересы, мотив, ценности

Планируемые результаты

Соотносятся с задачами и уточняются

Не следует переписывать задачу в утвердительной форме, необходимо описать качества, знания, навыки и умения, которые будут проявляться в самостоятельной деятельности ребенка

6.1

Формировать

6.2

Развивать

6.3

Воспитывать, совершенствовать, расширять, уточнять

ПРИМЕР

Формировать представления о жанре живописи «пейзаж» в процессе восприятия оригинальных (репродукций) произведений художника и наблюдений в природе

Узнаёт произведения А.И. Куинджи по манере письма, охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу особенностей творчества художника; стремится к изучению природных объектов с позиции художника (как это можно нарисовать?!)

Развивать эстетическое восприятие и эстетическую оценку в процессе осмысления содержания произведений пейзажной живописи и наблюдений в природе

Рассуждает о впечатлениях, чувствах, настроении в процессе созерцания произведения; соотносит изображение мастеров живописи с реальными природными картинами («пейзаж напоминает …»); опирается на средства выразительности, оценивая произведение

Развивать технические навыки и осмысленное использование в рисунке средств выразительности (колорит, выразительность линий и форм, композиция)

Способен самостоятельно выбрать изобразительные средства для реализации замысла; использует для планирования композиции набросок или моделирование с помощью геометрических фигур

Формировать охранно-созидательную позицию в процессе подготовки выставки репродукций, коллективной или авторской выставки детских работ

Активен в подготовке выставки и стремится к исполнению роли экскурсовода, корреспондента газеты или телевидения, исполняя роль зрителя обращается с вопросами к экскурсоводу и авторам картин

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

ПРИМЕР

Структурирование искусствоведческого рассказа по тексту изобразительного произведения

Использование пиктограммы(логика построения искусствоведческого рассказа или его фрагмента)

Технология построения композиции с учетом закона «золотого сечения»

Сопровождение создания модели композиции (индивидуальное), напоминание, рекомендации по подбору заместителей элементов пейзажа (величина) для ближнего и дальнего планов

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

ПРИМЕР

Литературный ряд: С. М. Городецкий «А мне б в березовые рощи…»

Изобразительный ряд: А.И. Куинджи «Березовая роща»;М.А. Ескина «Осень, река»; технологические карты «Рисуем деревья».

Музыкальный ряд:

Материалы и оборудование:изобразительные материалы (акварель, гуашь, пастель, уголь, соус, сангина); акварельная/ пастельная бумага разнообразного формата;

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты

Что читали, рисовали, наблюдали…

ПРИМЕР

Наблюдение в природе: «Ищем красоту вокруг»; «Ищем красоту с видоискателем»; «Ищем и фотографируем природную красоту»;изучение строения и отличительных особенностей березы, карагача, тополя на территории детского сада (работа с видоискателем, эскизы по мотивам наблюдения).

Изучение содержания альбомов пейзажной живописи: репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, М.А. Ескина

Семейная прогулка в ближайший сквер: фотоснимки берез.

Семейное чтение: К.И.Ушинский

Утренний сбор: обсуждение эскизов и фотографий (образ березы, описание, мысленное экспериментирование в использовании изобразительных материалов, обоснование выбора с позиций выразительности образа).

Подборка сборников стихов русских поэтов (с участием семьи), организация выставки «Образ березы в творчестве художников и поэтов» (книжная графика, чтение и заучивание стихов).

Виртуальная экскурсия  в  Русский музей (Третьяковскую галерею), (Эрмитаж): выставочные залы музея, особенности тематической организации


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Создание проблемной ситуации, ситуативный разговор, выход на событие на основе интересов детей.

Описать, на чем акцентируется внимание детей.

Введение в тему и содержание остальных этапов (кроме самоанализа) описывается без прямой речи. Здесь отражаются сущностные, ключевые понятия.

Следует соблюдать возрастнуюцелесообразнотьсредств мотивации. Так, сюрпризный момент характерен для детей младшего и среднего дошкольного возраста (игровые мотивы)

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразнее создавать проблемную ситуацию (познавательные и учебные мотивы)

Не рекомендуется приглашать на занятие персонажей, не свойственных миру современного дошкольника (Старичок Лесовичок, Незнайка, Почтальон Печкин и др.).

ПРИМЕР

Вспомнить с детьми виртуальную экскурсию в музей, обсудить назначение здания (архитектурные особенности, особенности планировки помещений) и социальную значимость музея (есть ли необходимость в музеях? какую функцию они выполняют?); тематику залов музея (медиа-сопровождение). Порассуждать о том, как мог зародиться музей изобразительных искусств, в какой стране, по их мнению мог родиться первый музей изобразительных искусств. Сделать акцент на том, что наши предположения необходимо проверить (каким образом?) Поразмышлять о качествах людей, которые создают и поддерживают деятельность музея.

Представить ситуацию создания музея (или выставки) детьми группы: обсудить необходимые условия для открытия мероприятия и роли, которые при этом должны выполнить дети

Приложение 1 (примерные вопросы к беседе)

1.2

Мотивация деятельности детей

Исходя из проблемы, определяется потребность детей

Ощущение успешности, самостоятельность, предоставление выбора, свободы, чувство «мы».

Выход на деятельность, на варианты деятельности.

Примеры: помочь, научить кого-то, сделать для…; создать, чтобы…

ПРИМЕР

Обсудить с детьми содержание профессиональной деятельности  музейных работников и художников, совместно с детьми создать «набросок» (план /сюжет) деятельности детей по созданию музея / выставки и запечатлеть для зрителей самые удивительные природные уголки родного края

Приложение 2 (примерные вопросы и краткие тексты, представляющие роли и функции  художника, искусствоведа, экскурсовода, телекорреспондента; активного зрителя)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Исходя из потребности, формулируется цель (детская цель)

По цели должно быть понятно, зачем это ребенку (осмысление «значения для меня»)

Научиться… для/чтобы…

Узнать…

Сделать…

Помочь…

Освоить технику…

Следует описать, на чем делаются акценты для осмысления значимости знания/ продукта/ др.ценности, чтобы дети взяли на себя ответственность за достижение цели

ПРИМЕР

Подвести детей к мысли о том, что нужно нарисовать природные пейзажи, создать экспозицию собственных картин и репродукций художников, открыть музей / выставку, в котором всю работу выполняют дети, а зрителями могут быть и взрослые и дети.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Показать, что уже знают по теме и что нужно продолжить на основе этого делать

В данный пункт могут быть включены приемы работы, например: разгадывание загадок об осени, дидактическая игра на классификацию по какому-либо признаку и др.

ПРИМЕР

Напомнить детям об экскурсиях и прогулках в природу, созданных детьми эскизов и фотоснимков по мотивам экскурсий. Обратить внимание на разнообразие образов природы, оригинальность и разноплановость композиций, колорит. Обсудить средства выразительности, которые могут быть использованы для рисования раннего утра, сумерек, солнечного или дождливого дня.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Решение проблемы (композиция, содержание, динамика, изменения)

Экспериментирование

Наблюдение

Чтение

Рисование

Анализ образца, объекта, персонажа

Грамота изобразительного искусства

В данном пункте методы, формы, приемы работы записываются конкретно и содержательно, с пояснениями.

ПРИМЕР

Рассмотреть с детьми пейзаж А.И. Куинджи «Березовая роща», предложить назвать время суток, изображенное на картине, и обосновать свое предположение;  обсудить настроение картины. Обратиться к пейзажу оренбургского художника М.А. Ескина «Осень, река», обсудить настроение картины, особенности колорита и композиции. Сравнить картины по колориту, композиционному решению, настроению.

Сделать акцент на различиях в цветовом и композиционном решениях, особенностях создания образов деревьев каждым автором.

Поделиться собственным замыслом о настроении пейзажа, который будут рисовать.

Приложение 3 (тексты искусствоведческих рассказов о картинах)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Связать с пунктом 2.2 и с целью

Реализация замысла в самостоятельной деятельности детей

Описать сопровождение самостоятельной деятельности детей, роль педагога, обеспечение самореализации

ПРИМЕР

Создать композицию своей картины, смоделировать ее (с использованием эскизов и фотоснимков); подобрать формат, изобразительные материалы.

В процессе самостоятельной творческой деятельности детей акцентировать внимание на индивидуальности рисунка: неповторимости образов деревьев, оригинальности композиции, значимости цветового решения.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Связать с детской целью.

Предполагает примерно следующие акценты: Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

Что еще можно/нужно сделать

Что изменилось от того, что мы узнали

Где мы можем использовать полученный результат (созданный продукт)

Описать сопровождение рефлексивной деятельности детей, роль педагога

ПРИМЕР

Выставить рисунки (учитывается пожелание ребенка при выставлении неоконченной работы),обсудить разнообразие композиций и образов, созданных детьми,  отметить настроения рисунков. Порассуждать о сходстве нарисованных деревьев с реальными объектами.

Напомнить детям о цели их деятельности. Обсудить возможность открытия музея / выставки, определить необходимые работы по подготовки рисунков к выставке.


ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Где, в каких темах, видах деятельности, продуктах будет востребован детский опыт (содержание мероприятия, роли и функции каждого ребенка, например, экскурсовод на выставке детского рисунка)

Указать, выполняется в семье или в детском саду

ПРИМЕР

Открытие Музея(картинной галереи, выставки) изобразительных искусств в детском саду

Работа по оформлению рисунков для экспозиции (рамки или паспарту, выполненные в едином стиле; визитные карточки авторов на основе одного шаблона)

В семье

Обсуждение с детьми помещения / стены для размещения экспозиции;

Размещение картин (обсуждение с детьми)

В группе

Подготовка искусствоведческого рассказа по собственной картине(по предложенному педагогом алгоритму)

В семье

1.2

Проведение экскурсийв

В группе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Завершение работы (в случае необходимости)

Сюжетно-ролевые игры (создание и развитие сюжета на основе  изученных ролей и функций музейных работников)

В группе

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Ребенок готовится к выполнению роли экскурсовода, искусствоведа, телерепортера, пытливого зрителя и т.п. на музейной экспозиции(освоение роли и функций)

В группе

Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания программ, пособий и др.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Минимум 1 методический источник

Минимум 1 содержательный источник

Минимум 1 Интернет-ресурс

Образец оформления списка литературы

Примеры по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Пример 1.

  1. Вербенец, А. М. Образовательная область «Художественное творчество»: Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / А.М. Вербенец- СПб.: Детство-Пресс, М: ТЦ «СФЕРА», 2012. —352 с.
  2. Курочкина, Н.А. Знакомим с пейзажной живописью [Электронный ресурс] / Н.А. Курочкина, Э.В. Никитина, Р.М. Чумичева. – Режим доступа:  http://voeto.ru/nuda/chumicheva-r-m-1-doshkolenikam-o-jivopisi-1-e-v-nikitina-2-o-n
  3. –Лыкова, И.А.. Наши прогулки: Незавершенные композиции: Рисование карандашами и фломастерами/ И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2010 –8с.

Пример 2.

1.        Заходер Б. Мохнатая азбука [Электронный ресурс]/Б. Заходер.  – Режим доступа: http://deti-online.com/stihi/stihi-zahodera/mohnataya-azbuka

  1. Заходер Б. Стихи и сказки /Б. Заходер. – М.: Росмэн-Пресс, 2015. – 144 с.
  2. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО /Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

С. Городецкий илиН.Рубцов? Коллеги, уточните авторство!!!

А мне б в березовые рощи, 
С бетонных вырваться оков, 
Туда, где синь небес полощет 
Седые кромки облаков. 
И заплутав в берёзках белых, 
Неметь под трелью соловья, 
Чтобы душа от счастья пела, 
Что это Родина моя! 

А мне б ещё в лучах рассвета 
В глаза ромашкам заглянуть, 
И аромат хмельного лета, 
Счастливой допьяну, вдохнуть. 
С природой слиться воедино, 
Блуждая в призрачных мирах, 
Где золотистой паутиной 
Повисло солнце на цветах. 

А мне бы взглядом прикоснуться, 
К бескрайним шёлковым лугам, 
И в омут солнца окунуться, 
Что летом стелется к ногам. 
С медовых трав собрать в ладони 
Жемчужный бисер на заре 
И сердце доверху наполнив 
Рассветной дымкой в серебре 

В краю берёзовых туманов, 
Упасть бы птицей в ковыли, 
Встречать зарю в траве духмяной, 
И пить бальзам родной земли. 
А мне б всего краюшку хлеба 
Да в васильковые поля! 
Всё это ты, под синим небом, 
Россия - Родина моя!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пиктограмма для составления искусствоведческого рассказа

(поместить таблицу/ схему/ рисунок)

!

?

Основная триада

Описание: http://images.mreadz.com/83/82294/3.jpg

Описание: http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/897/d-896976/896976_html_m519c3d7b.jpg

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример написания сетки конспекта музыкального занятия

Представлен образен заполнения сетки музыкального занятия...

Годовой план учителя логопеда на 2017-2018гг.

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда 2017-2018гг....

Рабочая программа подготовительной группы 2017-2018гг.

Рабочая программа подготовительной группы « Цветики – семицветики»2017 – 2018г.г.     Воспитатели:               ...

Сетка проектного комплексно - тематического планирования 2017 – 2018гг. (подготовительная группа) по программе "Детство"

Сетка проектного комплексно -  тематического планирования 2017 – 2018гг. (подготовительная группа) по программе "Детство"...

Образовательная программа на 2017-2018гг

Рабочая  программа по развитию детей  средней группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы», в соотве...

Работа с родителями на 2017-2018гг.

Работа с родителями на 2017-2018г...