Рабочая программа для подготовительной группы
рабочая программа по теме

Глушко Елена Владимировна

Рабочая программа для подотовительной группы на основании основной адаптированной программы Л.В. Лопатиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lopatinoy_pod-aya_gruppa.docx75.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  "Звездочка" г. Зернограда.

   Программа принята на заседании                                       Утверждаю

   педагогического совета МБДОУ                                        Заведующий МБДОУ                

                                                                                                   д/с "Звездочка"

                                                                                               

                                                                                                   __________ Т.Н. Горюнова

                                                                                                    "____" __________ 2017 г.

Рабочая программа

Воспитательно - образовательного процесса

для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

в подготавительной группе «Семицветики»

Программа предназначена для детей 6 - 7 лет

                                                             Составил воспитатель:  

                                                                              Глушко Елена Владимировна                    

г. Зерноград

2017 г.

Структура рабочей программы.

  1. Целевой раздел:

1.1 Пояснительная записка.

1.2. Цель «Программы»

1.3. Задачи реализации «Программы»

1.4. Принципы и подходы к созданию программы

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей.

1.6. Основания разработки

1.7. Целевые ориентиры

  1. Содержательный раздел:

2.1. Режим дня

2.2. Сетка занятий

2.3. Диагностика

2.4. Перспективное планирование

2.5. Календарно-тематическое планирование

  1. Организационный раздел:

3.1. Максимально – допустимый объем нагрузки

3.2. Развивающая предметно-пространственная среда

3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

         Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка» г. Зернограда .

          Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

       Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей 6-7 лет и направлена  на разностороннее развитие обучающихся, формирование у обучающихся универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;  обеспечение для всех обучающихся равные стандарты развития, сохранение  и укрепление  здоровья. 

 

1.2. Цель реализации «Программы» ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

1.3. Задачи «Программы»:

- способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их      психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

- укреплять физическое и психическое здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

-  целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.

1.4. Принципы и подходы к созданию программы.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

 полноценное проживание воспитанником всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором сам воспитанник проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание воспитанника полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;

 сотрудничество организации с семьями;

 приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанника в различных видах деятельности;

 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

 учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.

Системное недоразвитие речи представляет синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление осуществляется в процессе многоаспектного воздействия, то есть направлено на весь синдром в целом.

Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:

1) индивидуальные потребности воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, когда сам воспитанник становится субъектом образования;

4) возможности освоения воспитанником с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования воспитанниками с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционно-развивающая педагогическая работа направлена на:

1) преодоление нарушений развития воспитанников с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) разностороннее развитие воспитанников с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной)

           Для речи таких детей характерно то, что один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, нестойкие замены - звук в разных словах произносится по-разному, а так же смешение звуков - изолированно ребенок произносит звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.  

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это проявляется при изучении активного словаря.

Р.Е. Левина характеризует лексику детей третьего уровня ОНР как неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи. В активном словаре таких детей преобладают существительные и глаголы, употребляется мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

Ошибки в предложениях не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Среди лексических ошибок наиболее часто выделяются такие, как замена названия части предмета названием целого предмета, замена названий профессий названиями действия, замена видовых понятий родовыми и наоборот.

    Так же в речи детей отмечаются аграмматизмы, которые выражаются, как ошибки в согласовании: числительных с существительными, прилагательных с существительными, а так же ошибки в роде, числе и падеже.

Необходимо отметить и недостаточную сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении

Изредка возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола.

Чаще всего, на этом уровне речевого развития страдает понимание оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

В 2001 году Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень общего недоразвития речи, к которому относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

В речи детей отмечаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости: элизии (выпадение звуков и слогов), пропуски слогов, парафазии (грубое искажение слов), персеверации (многократные повторения), а так же добавления слогов и звуков.

Отмечается впечатление общей смазанности речи за счет недостаточной выразительности, в сочетании с вялой артикуляцией и нечеткой дикцией.

В лексических ошибках преобладают замены слов, близких по ситуации и смешения признаков.

У детей выявляется незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.

При IV уровне речевого развития отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок наблюдаются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.  

Ведущим направлением научных интересов является понимание психофизиологических и психологических механизмов языковых и речевых процессов, их структуры. Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности, когда освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется и на основе усвоения большего количества правил и закономерностей языка, происходит формирование лексической и словообразовательной систем.

Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей его общего развития. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь, которая появляется сначала при пересказе ребенком сказок и рассказов. Школьный период характеризуется овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку. В этот период дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, а ведущая роль принадлежит новому виду речи - письменной речи.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. ОНР возникает не само по себе, а как следствие воздействия анатомо - физиологических особенностей, а так же вследствие влияния психологических и социальных факторов в различные периоды развития ребенка.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям коммуникации, затрудняя процесс межличностного взаимодействия детей, создавая серьёзные проблемы развития и обучения. Лексика детей третьего уровня ОНР проявляется как неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи. В активном словаре таких детей преобладают существительные и глаголы, употребляется мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики

1.6. Основания разработки.

         Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" N 1155 от 17 октября 2013 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», N 1014  от 30 августа 2013 г.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" N 26 от 15 мая 2013 г.

- «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной,  Санкт-Петербург,  2014г.

       1.7. Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

- владеет основными видами  продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

-выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

-участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

-передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

-регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства,  взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);

Познавательное развитие

Ребенок:

- обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);

- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования

предметов и их моделей;

- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 1–5 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно;

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной),  геометрические фигуры.

- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

 Речевое развитие

Ребенок:

- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.

- употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

- использует различные виды интонационных конструкций.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок: 

- изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;

- самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);

- наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;

- положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

- знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);

- знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, голубой;

- ориентируется на плоскости листа (низ, середина, верх);

- соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;

- сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

- внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;

- проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Физическое развитие

Ребенок: 

проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);

отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;

продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком; − бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;

подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);

поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);

выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;

выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);

элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может  привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;

самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

              2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ    

2.1. Режим дня. 

Режим работы группы «Семицветики» — пятидневный с 7:30 до 17:30 с 10-часовым пребыванием воспитанников в учреждении, выходные дни — суббота, воскресенье.

Прием детей, игры, свободная деятельность воспитанников, дежурство

7.30- 8.30

Утренняя гимнастика.

8.10 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 - 8.55

Игры, свободная деятельность воспитанников, подготовка к занятиям

8.55 - 9.00

Непосредственно – образовательная деятельность, включая динамические паузы, гимнастику для глаз, упражнения для осанки и сосредоточения внимания.

9.00 -10.35

Индивидуальная работа логопеда с воспитанниками, игры, свободная деятельность детей, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, чтение художественной литературы

10.35 - 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 - 13.00

Дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем, оздоровительные мероприятия, игры, свободная деятельность воспитанников, совместная деятельность

15.00- 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30- 16.00

Организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками по заданию логопеда, игры, свободная деятельность воспитанников

16.00- 16.25

Подготовка к прогулке, прогулка, совместная, самостоятельная деятельность на прогулке (игры, наблюдения, труд).

16.25- 17.30

       Распорядок образовательного процесса в группе в течение дня состоит из трех блоков:

№ блока

Время

Вид деятельности

Первый блок

7.30 до 9.00

 совместная деятельность воспитателя с воспитанником;

 свободная самостоятельная деятельность воспитанника.

Второй блок

9.00 до 11.00

непосредственно образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития воспитанников, которая организуется в форме игровых занятий.

Третий блок

15.30 до 17.30

 коррекционная, развивающая деятельность воспитанников со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс;

 самостоятельная деятельность воспитанников и их совместная деятельность с воспитателем.

    2.2. Сетка занятий.

Дни недели

Время

НОД

Понедельник

09.00-09.25

09.40-10.05

1 Логопедическое (речевое развитие)

2. Музыка (художественно-эстетическое)

Вторник

09.00-09.25

               

09.40-10.05

10.20.-10.45

1. Логопедическое (речевое развитие)

2. Физическая культура

3.  РЭМП (познавательное развитие)

Среда

09.00-09.25

09.40-10.05

1.Логопедическое (произношение)

2. Аппликация /ручной труд      (художественно-эстетическое развитие )

Четверг

09.00-09.25

               

09.40-10.05

10.20.-10.45

16.00 – 16.20

1. Логопедическое (речевое развитие)

2. Музыка

3 Лепка (художественно-эстетическое )

Кружок «Волшебная кисточка»

Пятница

09.00-09.25

09.40-10.05

10.20-10.45

1. Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

2. Физическая культура

3.  Рисование (художественно-эстетическое)

   2.3. ДИАГНОСТИКА.

Педагогическая диагностика направлена на изучение познавательных, коммуникативных, эмоционально – волевых, физических качеств, значимых для успешной социализации дошкольников и представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО.

В основу оценки развития каждого исследуемого качества ребенка положены два принципа: принцип сематического дифференциала и онтогенетический принцип.

Сематическим дифференциалом называют специальным образом сформированную оценочную шкалу, отличающуюся от других типов оценочных шкал в психологии наличием двух полюсов, основанных на противоположных по смыслу понятиях, антонимах ( например, хороший 3210 – 123 плохой; активный 3210 – 123 пассивный).

По мере передвижения по шкале происходит расширение круга общения ребенка, проявляется активность в установлении контактов, т.е. ребенок становится их инициатором.

Большая часть шкал в методике построена на основе онтогенетического принципа, раскрывающего развитие того или иного качества в онтогенезе. Общие закономерности развития того или иного качества, характерные для периода от младенчества до старшего дошкольного возраста, отражены в содержании диагностики. Это позволяет воспитателю определить не только зону актуального развития, но и зону ближайшего развития ребенка.

Зона актуального развития характеризует сегодняшние, можно сказать, сиюминутные особенности психического развития человека. Зона ближайшего развития характеризует особенности будущего, ближайшего, завтрашнего развития субъекта; это то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, а «завтра» сделает самостоятельно. Таким образом, зона ближайшего развития помогает определить перспективу развития ребенка, динамическое состояние его развития. Образовательный процесс необходимо вести в зоне ближайшего развития ребенка. Поэтому воспитателю важно не только определить актуальные возможности ребенка, но и увидеть зону его ближайшего развития и именно в ней проектировать педагогическое взаимодействие.

Онтогенетический принцип построения методики позволяет в рамках одной педагогической диагностики определить возможности как нормально развивающихся детей, так и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Такой подход в построении диагностики позволяет спроектировать образовательный процесс как для группы детей в целом, так и определить необходимость корректировки образовательного процесса для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В основе диагностики лежит  метод педагогического наблюдения. С его помощью осуществляется целенаправленное выявление особенностей развития ребенка для получения конкретных фактических данных. Педагогическое наблюдение носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличаются от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения.

По результатам педагогического наблюдения составляется профиль развития каждого ребенка на момент обследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: педагогическая диагностика направлена на определение зоны актуального и ближайшего развития дошкольников с целью дальнейшей индивидуализации образования и оптимизации работы группы.

Направления обследования.

Методика диагностики выявляет возможности детей по пяти образовательным областям:

  • Социально – коммуникативное;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

  1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» направлена на достижение следующих целевых ориентиров:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование чувства принадлежности к своей семье , к сообществу детей и взрослых, а также уважительного отношения к окружающим;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

2. Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на достижение следующих целевых ориентиров:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Основная цель образовательной области «Речевое развитие»

- развитие диалогической и монологической речи дошкольника. Для ее достижения предусматривается решение следующих задач:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;

- развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Содержание образовательной области «Художественно – эстетического развития» направлено на достижение следующих целевых ориентиров:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведение искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Основными задачами образовательной области « Физическое развитие» является:

- овладение детьми двигательным поведением, в том числе упражнениями, развивающими координацию и гибкость, способствующими правильному формированию опорно-двигательной системы, крупной и мелкой моторики, а также обучение правильному, не наносящему ущерба здоровью выполнению основных движений ( ходьба, бег, прыжки);

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

В начале учебного года в течение первых двух – трех недель воспитатель проводит педагогическое наблюдение за детьми в различных формах деятельности: в организационной или в свободной игре, в самостоятельной деятельности, в режимные моменты, в культурно – досуговой деятельности. В ходе педагогического наблюдения внимание обращается на индивидуальные особенности детей.

Педагогическое наблюдение позволяет педагогу определить возможности ребенка по каждому параметру, которые описаны в разделе «Содержание педагогической диагностики развития дошкольников» в интервале от 1 до 10. Наличие качественной характеристики для каждого балла позволяет достаточно четко охарактеризовать индивидуальные возможности ребенка, определив тем самым уровень его актуального развития.

Соотнося описание каждого изучаемого параметра с возможностями ребенка, воспитатель при их совпадении обращает внимание на числовое обозначение ( от 1 до 10) и делает соответствующую отметку на индивидуальном профиле развития в «Карте развития дошкольников».

По итогам сопоставления индивидуальных профилей дошкольников воспитатель заполняет профиль развития воспитанников группы, на котором могут быть отражены:

  • Особенности, характерные для группы в целом;
  • Особенности отдельных мини-групп, если они проявились по результатам диагностики;
  • Индивидуальные особенности ребенка, который по своим проявлениям значительно отличается от группы детей и поэтому требует разработки индивидуального образовательного маршрута.

Диагностику развития дошкольников предлагается проводить два раза в год: в начале и в конце учебного года. В сложных случаях ( при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья) можно провести дополнительную диагностику с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Повторная педагогическая диагностика позволяет проанализировать эффективность условий, в которых развиваются дети, спланировать и скорректировать дальнейшую работу с группой (ребенком).

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Все исследуемые параметры, отражающие особенности развития дошкольников, имеют качественную характеристику и соответствующее количественное обозначение в баллах ( от 1 до 10).

Все числовые значения исследуемых качеств разделены на четыре оценочных уровня:

  • 1-2 балла – I уровень;
  • 3-5 баллов – II уровень;
  • 6-8 баллов – III уровень;
  • 9-10 баллов – IV уровень.

Переход с уровня на уровень свидетельствует  о качественном скачке в развитии ребенка.

I уровень отражает полную зависимость ребенка от окружающих.

II уровень является достаточным для жизнедеятельности.

III уровень свидетельствует о формировании и проявлении самостоятельности ребенка.

IV уровень отражает проявление его творческих способностей.

Путь от I до IV уровня ребенок проходит « от рождения до школы». Как правило, первый уровень для детей с сохранным интеллектом соответствует их возможностям в младенческом возрасте, второй уровень- младший( средний), третий уровень- средний и старший возраст. Четвертый уровень может быть достигнуть (не достигнут) полностью или частично в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКОЙ.

  1. Наблюдение за поведением и деятельностью детей группы в ходе организованной детской деятельности, свободной игры, самостоятельной деятельности, в культурно-досуговой деятельности и при организации режимных моментов (примерно две – три недели).
  2. Заполнение профиля развития каждого ребенка ( заполнять профиль может каждый воспитатель группы отдельно, затем организуется обсуждение и составляется единый профиль развития ребенка; возможно заполнение профиля одновременно двумя воспитателями по результатам предварительного устного обсуждения).
  3. Профиль развития воспитанников группы составляется на основе:

- выявления общих закономерностей, характерных для группы в целом на основании совпадения личностных результатов воспитанников;

- выявления закономерностей (особенностей), характерных для отдельной группы детей (возможно существенное расхождение внутри группы как по всем исследуемым параметрам, так и по отдельным характеристикам; чаще всего это наблюдается в разновозрастных группах, а также при организации совместного обучения детей с разными образовательными возможностями);

- выявление особенностей развития, характерных для отдельных детей, которые по своим показателям существенно отличаются от группы.

4. Определение целей и задач образовательной деятельности.

5. Повторная педагогическая диагностика в конце учебного года.

6. Анализ динамики развития каждого ребенка и группы в целом с целью оценки используемых методов работы, планирования и корректировки педагогического взаимодействия с группой.

2.4. Перспективное планирование.

Лексические  темы.  2017 – 2018  уч. год.

подготовительная группа  

ЯНВАРЬ

01.12 – 06.01 – Каникулы.

09.01 – 13.01 – Зимние забавы.                43,44,45

16.01 – 20.01 – Зимующие птицы.                 46,47,48

23.01 – 27.01 – Как звери зимуют.                49,50,51

ФЕВРАЛЬ

30.01 – 03.02 – Мебель.                        52,53,54

06.02 – 10.02 – Транспорт. ПДД.                55,56,57

13.02 – 17.02 – Защитники Отечества.            58,59,60

20.03 – 24.023 – Профессии.                         61,62,63

МАРТ

27.02 – 03.03 – 8 Марта.                        64,65

06.03 – 10.03 – Весна.                        66,67,68

13.03 – 17.03 – Наш дом.                        69,70,71

20.03 – 24.03 – Моя семья.                        72,73,74

27.03 – 31.03 – Каникулы.

АПРЕЛЬ

03.04 – 07.04 – Космос.                        75,76,77

10.04 – 14.04 – Жив. хол. и жар. стран        78,79,80

17.04 – 21.04 – Цветы. Растения.                81,82,83

24.04 – 28.04 – Насекомые.                        84,85

МАЙ

03.05 – 05.05 – Наш город. 9 Мая.                86,87

10.05 – 13.05 – Обит. водоёмов. Лето.        88,89

15.05 – 31.05 – Диагностика.

                                                                                     

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

обследование

обследование

обследование

обследование

овощи

Понедельник

 

 

5

12

19

26

Вторник

РЭМП (познавательное развитие)

 

6

13

20

27 «Цвет. Размер.       «Больше, меньше»                                                               Морозова   с. 9  

Среда

Аппликация /конструирование (художественно-эстетическое)

 

7

14

21

28  «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»    

Комарова    с.89

Четверг

Лепка  (художественное развитие)

1

8

15

22

29 Овощи (морковь, свекла)


Комарова с.86

Пятница

Ребенок и окружающий мир (п) Рисование (х-э)

2

9

16

23

30 "Овощи"                              


Морозова с.27        Комарова с.87

2.5. Календарно-тематическое планирование.

  1. Организационный раздел

3.1. Максимально-допустимый объем нагрузки.

 Расписание непосредственно образовательной деятельности, проводимой педагогами с воспитанниками, при работе по пятидневной неделе, разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для воспитанников данного возраста.

Возраст воспитанников

Продолжительность

 непрерывной

непосредственно

образовательной

 деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Недельная нагрузка

I половина дня

II половина дня

6-7 лет

25 минут

1 час 00 минут

20 минут

не >2 раз/неделю

6 часов

00 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками 6-7 лет осуществляется в первой и во второй половине дня (после дневного сна - не чаще 2-3 раз в неделю)

В летний период и в период каникул непосредственная образовательная деятельность не проводится, вместо нее проводятся экскурсии, развлечения, досуги, праздники, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники и другие мероприятия и увеличивается продолжительность прогулок.

Режимы дня разрабатываются на основе СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Образовательная нагрузка рассчитывается без учёта периода обследования воспитанников педагогами и медицинским персоналом в сентябре, в мае, новогодних каникул, и трёх летних месяцев.

 

3.2. Особенности организации развивающей предметно-

       пространственной   среды.

Предметно-пространственная  среда в группе соответствует  основным  принципам: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, насыщенность.                                                                      

 Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно,  эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.                                                                                        

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, живые растения, телевизор.                                                                                                              

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.                                                                                                                        

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Попади в цель», «Настольный хоккей»,  «Команда чемпионов». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Гостиння». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

         Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателям  организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное  развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров развития:

• центр сюжетно - ролевых игр;                                                                                                       • центр «Играем в театр» и музыкальный центр;                                                                                  

• центр «Наша библиотека»;                                                                                                                      

• центр безопасности;                                                                                                                              

• центр математического развития;                                                                                                          • центр науки и природы;                                                                                                                                     • спортивный центр;                                                                                                                                  

• центр художественного творчества ;                                                                                                                                 • центр конструктивно- модельной деятельности;                                                                                           • центр «Наш город »                                                                                                        

• центр «Будем говорить правильно»

 Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)  

 3.3.  Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.
  2. «Детство без пожаров» Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях. В. В.Груздева, С.Н. Николаева Санкт-Петербург ЦДК порф. Л. Б. Баряевой 2010
  3. Я-Ты-Мы . Программа социально-эмоционального развития дошкольников.  Князева О.Л. 2003г.
  4. Я и моё здоровье. Шукшина С.Е..  Школьная пресса 2004г.
  5. «Трудовое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  6. Живем в «ЛАДУ»  Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. А.Е. Писарев, В.В. Уткина Творческий центр «Сфера» москва 2007
  7. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова ТЦ «Сфера» Москва 2003
  8. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т.А.Шорыгина.
  9. - М.: Книголюб, 2004.
  10. Правила дорожного движения. Л.Б. Поддубная  ИТД «»Корифей» 2008

Познавательное развитие

  1. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Методическое пособие. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Боряевой 2014
  2. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий/ Куцакова Л.В.. М., 2007.
  3. Математика для дошкольников в играх и упражнениях Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007
  4. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л.В. Лопатина   Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Боряевой 2015
  5. Прогулки в детском саду.  И.В.Кравченко, Т.Л Долова  Издательство «ТЦ Сфера» 2008
  6. Ознакомление с окружаюшим миром И.А. Морозова Издательство Мозайка-Синтез 2007
  7. Я считаю до 5, 10, 20  Колесникова  Сфера 2007
  8. Познавательное развитие. Практическое пособие ТЦ Учитель Воронеж 2004
  9. Солнечная тропинка. Занятия по экологии. Л.С. Журавлева  Издательство «Мозайка-Синтез» 2006
  10. Экологиеские занятия с детьми. Практическое пособие. Т.М Бондаренко  Воронеж 2007

Речевое развитие

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для  

         дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В.

         Волосовец, О. П.

  1. Развитие связной речи дошкольников.  И.Н. Лебедева Санкт-Петербург

         ЦДК порф. Л. Б. Баряевой 2009

  1. Рукотворный мир. Дыбина О.В. 2001г. Творческий центр
  2. Что было до…  Дыбина О.В. 2004г. Творческий центр

Художественно-эстетическое развитие

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-

          7 лет      «Цветные ладошки» И. А. Лыкова,  Творчкский центр «Сфера»    

          Москва 2009.

  1. Аппликация  Колдина Д.И. 2004г.
  2. Оригами   Соколова С.В. 2006г
  3. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. ШвайкоГ.С.

           2002г.

  1. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. Н.Ф. Штейнле

           ИТД «Корифей» 2005

  1. Аппликация для дошкольников  Петрова И.М. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя, подготовительной группы, по программе"Детство"

Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З...

Рабочая программа для подготовительной группы по программе "Детство"

Рабочая программа составлена на основании методических советов Программы «Детство» (Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой) с учетом интеллектуального развития детей  в процессе учебной, игровой, т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож

Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...

Рабочая программа старше-подготовительной группы по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"

Данная рабочая  программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы  разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"

Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"

Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...