СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»
материал на тему

Паленкова Светлана Михайловна

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №6 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

                Оформили:                                                  

                                                             Корохова В.П., педагог-психолог

                                                             Паленкова С.М., воспитатель

2015г.

СЛАЙД 1

ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей гендерной принадлежности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

ЗАДАЧИ:

  • Расширить и обобщить  теоретические знания педагогов об основных различиях между полоролевым и гендерным воспитанием дошкольников, о создании образовательной среды, необходимой для развития  индивидуальности мальчиков и девочек;
  • Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.

Беседа «Осуществление гендерного подхода в работе с дошкольниками»

СЛАЙД 2. Все люди делятся на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек и отличаются друг от друга внешним видом, особенными признаками и внутренними качествами.

За последние пять лет проведено много исследований, результаты которых подтверждают, что мальчики отличаются от девочек и их нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

С изменениями современной общественной жизни появились новые социальные условия, произошла ломка системы половых ролей и культурных стереотипов. Раньше отцы были в меру ласковые с ребенком, брали на себя повседневные заботы о нем, его уважали в семье, прежде всего жена. Современные отцы считают, что воспитание детей – это удел женщин, а их задача – работать, чтобы обеспечивать семью материально. Отцы
становятся приятелями своим детям или относятся к ним слишком по-матерински, часто отсутствуют или не справляются.
Современные мамы и бабушки совмещают семейные обязанности с работой вне дома, становятся главой семьи, либо «деловой женщиной», для которой семья и дети не являются важной ценностью. В семье нет разделения на мужские и женские роли, как раньше. Происходит
        насыщение образа женщины        мужскими        характеристиками.

Ранее педагогическая наука и практика чаще всего не учитывала пол как важную характеристику ребенка, дифференцированный подход не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты.

В настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый).

СЛАЙД 3. Как вы думаете, каковы возможные причины, предшествующие этому?

-большой процент разводов в обществе;

-большое количество неполных семей;

-главенствующая роль матери в семье;

-пассивное участие мужчин в воспитании детей;

-отсутствие культуры взаимоотношения мальчиков и девочек;

-построение педагогического процесса без учёта гендерных особенностей;

-низкий процент мужчин-педагогов;

-преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

СЛАЙД 4. В современной науке используются два термина: пол и гендер.

В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?

СЛАЙД 5. Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Пол относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми. Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
  2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

3.        знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

СЛАЙД 6. Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

СЛАЙД 7. Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания.

СЛАЙД 8. Задачи формирования гендерной идентичности в младшем дошкольном возрасте:

  • Имеет представления о себе (имя, пол, возраст);
  • Может сравнивать свое поведение с поведением других детей (девочек и мальчиков) и взрослых;
  • Имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные);
  • Знает членов семьи и называет их по именам, свои обязанности в семье и в детском саду

СЛАЙД 9. Задачи формирования гендерной идентичности в старшем дошкольном возрасте:

  • Ребенок подробно рассказывает о себе (события биографии, увлечения, поступление в будущем в школу) и своей семье, называя не только имена родителей, но и объясняя их профессиональные обязанности в семье и планах на будущее, связывает их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе;
  • Соотносит себя с идеалами мужественности и женственности, стремится им соответствовать, уважительно относится к другому полу, вступает  с представлениями другого пола в партнерские отношения;
  • С уважением относится к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордится ими и  проявляет о них заботу;
  • Стремится «блеснуть» знаниями о семейных и народных традициях, достопримечательностях родного города и даже знаниями о зарубежных странах.

СЛАЙД 10. Кто является участником гендерного воспитания?

Рассмотрим участников гендерного воспитания и их роль. Расположим их по степени важности.

СЛАЙД 11. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. (Формирование гендерной устойчивости зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. Отношения, которые складываются между родителями, служат ребенку моделью отношений между полами. Мальчик должен расти мужественным, а девочка - женственной, поэтому родителям ребенка следует проявлять эти качества как образец для подражания).

СЛАЙД 12. Педагогический коллектив ДОУ.

Какие условия мы создаем в ДОУ для развития индивидуальности девочек и мальчиков?

СЛАЙД 13. Проводим организованную образовательную деятельность, во время которой формируем представления о себе, как о представителе определенного пола, о членах семьи, о мужчине и женщине, особенностях их поведения.

СЛАЙД 14. Какие основные задачи мы ставим перед собой при организации образовательной деятельности?

СЛАЙД 15. При организации образовательной деятельности:

  • Привить культуру общения между мальчиками и девочками;
  • Расширить представления детей о  роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе;
  • Расширить представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек;
  • Сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями
  • своего и противоположного пола;
  • Способствовать полоролевой социализации детей.

СЛАЙД 16. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине и сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине.

СЛАЙД 17.  С целью привлечения родителей к решению задач по воспитанию у детей дружеских взаимоотношений между полами регулярно проводятся  совместные с родителями праздники и развлечения ко дню 8 марта, к Дню защитника Отечества, к Дню матери. Мы стараемся так построить праздник, чтобы мамы и папы были не только гостями, но и непосредственными участниками.

СЛАЙД 18. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией развивающей предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной, двигательной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

СЛАЙД 19. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство. Атрибуты к играм, игрушки подобраны с учетом гендерных особенностей детей. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную полу.

СЛАЙД 20. Для бесед с детьми, обсуждения ситуаций в центрах можно разместить схемы-действия мальчиков и девочек, которые помогают усвоить правила мужского и женского поведения, например такие, как  «Мальчики – будущие мужчины», «Как бы поступил мальчик, чтобы сделала девочка», «Мужские и женские профессии», «Девочки – маленькие хозяюшки», Мальчики – юные мастера», «Защита и сострадание – качества мужчины  и женщины», «Мальчик и девочка – разные и похожие».

Изготовление подарков к праздникам мамам и папам, мальчикам и девочкам так же способствует воспитанию уважительного отношения к противоположному полу, заботы друг о друге.

СЛАЙД 21. Чему необходимо уделять особое внимание при организации игровой деятельности с учетом полоролевого поведения?

СЛАЙД 22. Особое внимание необходимо обращать:

- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

СЛАЙД 23. Нужно ли четкое разделение игрушек для мальчиков  и  для девочек?

СЛАЙД 24. Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки.
Девочкам необходимо играть в машинки и  строить дома.
Это часть познания не только противоположного пола, но еще и познание мира.

СЛАЙД  25. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, песни, которые ребенок слушает, фильмы и мультфильмы, картины и др. Важны для ребенка и отношения с ближайшим окружением, бабушками, дедушками, тетями, дядями, особенно, если это неполная семья. Когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

СЛАЙД  26. Преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг у другу – одно из важнейших условий реализации гендерного подхода.

При осуществлении совместной деятельности учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам проще  даются типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения.

При организации организованной образовательной деятельности цели формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)

При организации и проведении ООД надо стараться учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому надо строить образовательную деятельность таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек.

Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому, оценивая результаты деятельности мальчика, делаем акцент на конкретных его успехах. Мы говорим мальчикам: «Молодец, Артем, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать домик». Оценивая результаты деятельности девочки, делаем акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила: «Умница Настя, красиво нарисовала домик», «Молодец, Кристина, изящно станцевала польку».

Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии мы обращаемся с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Надо стараться учитывать это, и выслушивать ответы мальчиков после ответов девочек.

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усиливать внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола и в первую очередь, желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек, особое внимание следует уделять воспитанию нежности и заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

СЛАЙД  27. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Воспитателям детского сада принадлежит в этом вопросе особая роль. Проводя с детьми много времени, они имеют возможность корректировать их поведение, в том числе и половое, в нужную сторону.

Чтобы научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола  и закреплять знания о качествах мужественности и женственности можно использовать упражнение «Комплименты».

Игровое упражнение «Комплименты»

Участники встают в круг, чередуясь мальчик-девочка.

Передавая друг другу игрушку (мяч),  говорят  стоящему справа комплимент.

        Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Чтобы ориентировать детей, какие качества поощряются или порицаются в поведении, можно использовать следующее дидактическое пособие: картинки мальчиков и девочек (раздаточный материал) для каждого ребенка. Например: каждый ребенок получает две картинки (мальчик и девочка), воспитатель показывает картинку (молоток) и спрашивает: «Кто чаще пользуется этим инструментом, мальчики или девочки?

Упражнение «Мальчики-девочки»

Раздаем каждому участнику по две картинки: с мальчиком и девочкой. Задание: послушать стереотипы и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. После каждого ответа ведущий говорит  правильный ответ.

Стереотипы

Правильный ответ

Кто более послушен?

В раннем детстве девочки действительно более послушны, чем мальчики

Кто лучше относится к природе?

Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях разве что в возрасте 6-9 лет

Кто мыслит более логически?

И девочки и мальчики могут решать сложные задачи

Кто более одарен в математике?

Девочки и мальчики одарены одинаково

Кто более чувствителен к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания?

Мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен плакать

Кто лучше умеет выразить свои мысли?

До 10-13 лет разница незначительна

Кто лучше ориентируется в пространстве?

До наступления половой зрелости разницы нет, после этого – мальчики лучше ориентируются в пространстве

Кто более агрессивен?

Мальчики становятся агрессивными только в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность

Кто менее активен?

Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более очевидно и шумно. В то же время девочки менее шумливы, но не менее целенаправленны

Кто более общителен и отдает предпочтение большой компании, а не узкому кругу?

Девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. А мальчики собираются в более крупную группу. Мальчики более склонны к коллективным играм

Кто легче попадает под чужое влияние?

Мальчики склонны принимать «на веру» мнение компании. Девочки обычно придерживаются своего мнения

Кто более труслив?

Нет разницы. В действительности девочки могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают свой страх

Во многих сказках, рассказах и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Игровое упражнение «Сказки»

Участники объединяются в две команды: первая подбирает женские сказки, а вторая – мужские.

- женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка», «Дюймовочка» и т.п.

- мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Иван Царевич и серый волк» и т.п.

Еще одно дидактическое пособие «Волшебный цветок»  поможет сформировать у детей представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Дидактическая игра «Волшебный цветок».

Участники по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые   выполняет в семье мама (папа).  

Чтобы  научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять  симпатии и уважение к детям  противоположного пола используем подвижные и русские народные игры.

Подвижная игра «Карусель».

Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). По сигналу оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, и танцуют. После этого они снова поворачиваются и продолжают движение.

Народная игра «Платочек».

Участники стоят в кругу. Мальчик внутри круга выбирает девочку по симпатии и танцует с ней. Далее звучит любая русская народная песня, солисты пляшут. Мальчик передает девочке платочек. Игра продолжается, теперь девочка ищет мальчика по симпатии.

Игра «А мы просо сеяли».

Участники делятся на две команды: команда девочек и команда мальчиков и встают друг напротив друга. Девочки, держась за руки, подходят к мальчикам и поют. Потом мальчики подходят к девочкам и поют. В конце песни мальчики выбирают одну девочку, и она переходит в их команду. Игра продолжается, пока все девочки не перейдут в команду мальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)

В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...

Семинар практикум по теме "Условие речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

В рамках логопедической недели, для педагогов детского сада было предоставлено выступление по теме "Условие речегого развития детей дошкольногог возраста с учетосм ФГОС ДО".  Выступлени...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИМАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...