Как повлиять, в положительном ключе, на самооценку ребенка
статья (подготовительная группа)

 

Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения. Понятие зоны ближайшего развития было введено Выготским. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

При этом Выготский выделяет основной методологический принцип изучения и практического использования зоны ближайшего развития: то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но делает с помощью взрослого, это и есть его зона ближайшего развития. На основании такого понимания психологической сути зоны ближайшего развития Выготский сделал важные выводы, которые можно на сегодняшний мрмент эффективно применять в дополнительном образовании.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения. Понятие зоны ближайшего развития было введено Выготским. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

При этом Выготский выделяет основной методологический принцип изучения и практического использования зоны ближайшего развития: то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но делает с помощью взрослого, это и есть его зона ближайшего развития. На основании такого понимания психологической сути зоны ближайшего развития Выготский сделал два очень важных вывода:

1)только то, обучение является хорошим, которое ведет за собой развитие;

2) то, что ребенок делает сегодня с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.

Учитывая эти выводы, была разработана программа психологического сопровождения групп кратковременного пребывания МБУДО ЦРТДиЮ г. Нерюнгри.

Данные группы посещают неорганизованные дети, т.е. те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад. Данная категория имеет свои особенности:

  • особенности эмоциональной сферы;
  • особенности здоровья;
  • особенности семейного воспитания;
  • религиозные предпочтения;
  • билингвизм.

В начале и конце учебного года в группах кратковременного пребывания проводится  диагностическое обследование –психологическое и педагогическое выявляющее уровень развития ребенка. Данные диагностического обследования заносятся в карту развития ребенка и анализируются "по вертикали" и "по горизонтали".

"По горизонтали" педагоги определяют сильные и слабые стороны каждого воспитанника, которые сравниваются с нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения, намечаются пути работы на занятиях и семье, по необходимости разрабатывается «индивидуальный маршрут».  Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.

"По вертикали" педагоги определяют сильные и слабые стороны развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы недостатки, исправлением которых занимаются в ходе дальнейшей работы.

Для организации индивидуальной и подгрупповой работы дети были поделены на три категории - по степени сложности выявленных недостатков.

В первую категорию  вошли дошкольники с наибольшим количеством недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям развития), которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы.

Во вторую категорию  вошли дети билингвы - требующие особого подхода к работе с ними.

В третью категория  вошли дети, у которых развитие происходит в пределах нормы.

При подобном распределении детей все педагоги занимаются со всеми категориями, однако, работа с каждой из них разная.

С детьми первой подгруппы  - проводятся индивидуальные занятия психологом, педагоги на своих занятиях используют дифференцированный подход, который позволяет спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня развития каждого ребенка, деля их на подгруппы, а также проводятся консультации с родителями.

С детьми второй подгруппы – работают в комплексе психолог, педагоги.

С детьми третьей подгруппы – проводится работа по подгруппам с использованием индивидуального подхода на групповых занятиях, подготавливаются рекомендации для родителей.

Для того что бы работа строилась наиболее эффективно, были разработаны инструменты для качественного формирования «зоны ближайшего развития». Эти инструменты имеют под собой основу, строящуюся на педагогических идеях Выгодского, которые выразились в определенных приемах  воздействия на детей:

  •  раскрытие потенциала ребёнка в максимальной степени;
  • построение максимально теплых взаимоотношений  между ребенком, его родителями и  педагогическим персоналом;
  • развитие основных компетенций через игру, а не «через надо».

В нашей практике мы используем следующие средства формирования «зоны ближайшего развития»:

  1. Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами - Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары.
  2. Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья».
  3. Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения и разработка индивидуального маршрута.
  4. Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша – сказка и развитие речи. Волшебная радуга -
  5. Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
  6. Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
  7. Применение современных технологий  в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий  с использованием интерактивной доски,  показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.

Результаты работы по применению средств формирующих «зону ближайшего развития» можно отследить в конце учебного года. В это время проводится заключительная диагностика, которая показала, что проводимые мероприятия на протяжении всего образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психологическим параметрам:

  • Готовность к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
  • Уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
  • Уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
  • Уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.

Выводы: опираясь на теоретические обоснование Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития ребенка, можно выровнять стартовые возможности неорганизованных дошкольников и подготовить их к регулярному школьному обучению.

 Библиография

  1. Выгодский Л.С. психология развития ребенка. Режим доступа:  http://www.studfiles.ru/preview/4583981/ ;
  2. Развитие детской психологии в трудах Л. С. Выгодского. Режим доступа: http://doshkolnuk.com/razvitie-detskoj-2;    
  3. Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выгодского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии. Режим доступа: https://refdb.ru/look/1519117.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе

Консультация для родителей. Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе...

Самооценка ребенка. Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.

Самооценка ребенкаЧто такое самооценка?  Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о ...

Формирования положительной самооценки ребенка с ЗПР

Задачи:- информировать педагогов о некоторых причинах возникновения различных категорий самооценки у детей с ЗПР;- проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям с ЗПР, характер...

"Я все воспринимаю в положительном ключе!"

Прект, направленный на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста...

Как повлиять, в положительном ключе, на самооценку ребенка

Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения. Понятие зоны ближайшего развития было введено Выготским. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуал...

Семь правил формирования у ребёнка положительной, объективной, здоровой самооценки

Рекомендации родителям как формировать у ребёнка объективную самооценку...

Формирование положительной самооценки ребенка у детей дошкольного возраста

Самооценка является базисной основой для формирования мотивации....