мастер - класс "Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников"
материал на тему

Спицына Валентина Владимировна

Данный мастер - класс рекомендован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В мастер - классе использованы малые формы фольклора - потешки, пестушки, попевки, инсценировкка песни. К мастер - классу прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

1 слайд  

«Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через знакомство с приемами стимулирования творческой деятельности дошкольников средствами фольклора.

1 часть -  презентация педагогического опыта.

Цель: ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

2 слайд

                           

   «Едва ли можно найти материал более

 близкий, затрагивающий интересы и

потребности детского возраста

чем тот, который связан с детским бытом,

с повседневной детской жизнью…

Это - детский фольклор».

Г.С. Виноградов

                В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Наблюдая за детьми во время театральных представлений, проведения фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

        Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговоре присутствуют слова уличного жаргона. Использование взрослыми в общении с детьми потешек, сказок, закличек, небылиц, поговорок, скороговорок, прибауток и песен не только открывает звуковые красоты родного слова, помогает координировать движение и речь, способствует развитию театрализованных навыков.

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы.  

        Разучивая образцы детского и музыкального фольклора, дети учатся разыгрывать как театральное представление, так и его элементы.

3 слайд.

В ходе данной работы у детей формируются основные навыки театрального мастерства:  

  • умение перевоплощаться;
  • свободно и раскрепощенно общаться, держаться на сцене, находить пластику, соответствующую разным состояниям персонажа;
  • разыгрывать спектакль по знакомому сюжету;
  • передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой и голосом.

4 слайд

Существуют малые формы фольклора, которые мы используем в своей деятельности.

5 слайд

 

В режимных моментах мы используем следующие формы фольклора (при умывании)

6 слайд

При одевании детей, когда дети просыпаются

7 слайд

Когда дети кушают

8 слайд

В качестве физминуток

9, 10, 11 слайд

При организации праздников и развлечений (заклички, колядки, скороговорки, загадки).

12 сдайд

А теперь рассмотрим некоторые приемы, способствующие развитию театрального мастерства.

2 часть -  имитационная игра

Цель: продемонстрировать наиболее эффективные способы обучения детей.

  1. Прием, развивающий умение выражать эмоции с помощью пиктограмм.

Педагог читает потешки, заклички, а участники мастер-класса выбирают пиктограммы эмоций в зависимости от настроения героя в произведении и изображают их мимикой и пытаются обыграть..

Примеры:

а)         «Котя-коточек»

     (русская народная потешка).

Котя-коточек,

Беленький носочек,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

б)       «Мышка»

 (русская народная шутка)

- Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломою шуршишь? (удивление, руки в стороны)

- Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится! (испуг, дрожит, сжался).

Комментарии: данный прием помогает снижать мышечное и эмоциональное напряжение, сделать мимику детей более выразительной и пластичной. Распознавать эмоциональные состояния героев разных произведений и передавать их в театральных постановках.

13 слайд

  1. Приём, развивающий творческое воображение «Карнавал сказочных героев».

   

А сейчас я хочу пригласить вас на «Карнавал сказочных героев». Мне нужно 5 помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Назовите сказочных героев (Михайло Потапыч (медведь), зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, баба Яга, кот Баюн) и расскажите про них.

14 слайд

     Слушатели обсуждают характер сказочного героя, его повадки.

    Далее педагог предлагает по характеру музыкального фрагмента узнать сказочного героя и изобразить его.

Комментарии: данный прием помогает развитию воображения, памяти, повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах и накапливает большой опыт практических действий. Поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, мимику, жест.

15 слайд

  1. Приём, обучающий основам актёрского мастерства, с помощью этюдов-тренажёров.

 Этюд на выразительность жеста.

   

«Как петух в печи пироги печет»

(Русская народная шутка)

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьет,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Комментарии: такие этюды способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Выражению различных эмоций, настроений, снимают мышечное напряжение

3 часть

16 слайд

Инсценировка песни «Где был Иванушка?»

Вызываются 8 участников, которые по желанию выбирают себе роль (курочка, уточка, барашек, коровка, Иванушка). Остальные берут ложки. Участникам дается задание: придумать движения, соответствующие выбранной роли. При проигрывании песни «Где был Иванушка?» участники внимательно слушают текст и выполняют движения. В проигрыш подключаются участники с ложками.

17 слайд

Результативность

Используя данные приемы, мы добиваемся следующих результатов:

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- развитие способности самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа; использовать движения, позу, мимику, жесты;

- передавать эмоциональное состояние героев разных произведений;

- развитие воображения, памяти, уверенности в своих силах.

Рефлексия

А сейчас,  с помощью активных участников мастер – класса и желающих мы выясним, какие приёмы наиболее востребованы у педагогов – дошкольников.

Участникам раздаются смайлики, которые они приклеивают на понравившийся прием, который они будут использовать в своей деятельности.

Но нельзя упускать ни один приём, так как они являются одной цепочкой стимулирования творческой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников» Подготовила: Спицына В.В Музыкальный руководитель МДОУ ИРМО «Мамоновский детский сад комбинированного вида»

Слайд 2

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью… Это - детский фольклор.” Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора

Слайд 3

Цель : Развитие творческих способностей дошкольников через использование малых фольклорных форм Задачи: Развивать творческую индивидуальность, коммуникабельность Развивать музыкальные способности Способствовать формированию выразительной, грамотной речи . Воспитывать эстетические чувства Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения) . Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру) . Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях .

Слайд 4

Малые фольклорные формы Колыбельные песни Считалки, скороговорки, частушки Инсценировки, игры – драматизации, сказки Пестушки , потешки , заклички , небылицы Прибаутки, шутки, перевёртыши Загадки, пословицы, поговорки, приговорки

Слайд 5

Использование потешек в режимных моментах

Слайд 8

Физминутки

Слайд 9

Народные праздники и развлечения

Слайд 13

Карнавал сказочных героев

Слайд 17

Результативность развитие воображения, памяти, уверенности в своих силах; развитие способности самостоятельно искать выразительные средства для создания образа ; использовать движения, позу, мимику, жесты; передавать эмоциональное состояние героев разных произведений; снятие мышечного и эмоционального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Значение танцевальной  деятельности в эстетическом развитии ребйнка...

Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника.

Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника....

Мастер-класс "Способ развития творческих способностей дошкольников средствами продуктивной деятельности"

Двнный материал предназначен для педагогов и родителей воспитанников. В нем пошагово продемонстрировано изготовление цветов из цветных лент....

Способы стимулирования самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.В научной педагогической литературе «самостоятельность» - это пос...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»

Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...