Рабочие программы для группы
рабочая программа по теме

Нурлубаева Альбина Язманбетовна

Информация подтверждена на официальном сайте учреждения - http://ds45.detkin-club.ru/about/147003

Здесь представлены рабочие программы, составленные на основе Основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы  "Мозаика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_programma.docx72.37 КБ
PDF icon rabochaya_programma_gruppy_fantazyory.pdf759.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Волчок»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета от «___»____ 2017 г.

Протокол № ____

СОГЛАСОВАНО

на заседании Управляющего совета

от «___»______ 2017 г.

Протокол № ____

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ № 45 «Волчок»

_________ С.Б.Гарипова

Пр. № ___ от «__»____2017г

                

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

физкультурно-спортивной направленности

«Юный шахматист»

(первый год обучения)

Возраст обучающихся: 5-6 лет, 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор программы:  

Нурлубаева Альбина Язманбетовна, воспитатель                                

        

Сургут. 2017 г.

Содержание

1. Паспорт программы…………………………………………………………………с. 3

2. Пояснительная записка……………………………………………………………..с. 6

3. Цель и задачи программы…………………………………………………………..с. 7

4. Принципы обучения…………………………………………………………………с.7

5. Возрастная характеристика обучающихся…………………………………………с.9

6. Планируемые результаты …………………………………………………………...с.13

7. Учебно – тематический план…………………………………………….……….....с.14

8. Календарно-тематическое планирование………………………………………….с.15

9. Содержание программы………….…………………………………………..……..с.16

10. Методическое обеспечение. …………………………………………....................с.18

11.Список литературы…………………………………………………………………с.20

Паспорт программы

Название программы

«Юный шахматист»

Направленность программы

Физкультурно - спортивное

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Нурлубаева Альбина Язманбетовна

Год разработки

2017

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Педагогический совет № 1 от 25.08.2017 г.

Информация о наличии рецензии

Рецензии нет

Цель

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы, а также формирование их общей культуры, выявление  талантливых воспитанников, проявляющих способности к шахматам.

Задачи

Задачи:

а) образовательные:

-познакомить детей с историей шахмат;

-обучить правилам игры;

-дать теоретические знания по шахматной игре;

-познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

-развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность и другие познавательные психические процессы;

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику, формировать навыки запоминания;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-вводить в мир  логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире

в) воспитывающие:

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования, целеустремленности,  уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.

- прививать навыки самодисциплины, организованности, усидчивость.  

Ожидаемые результаты освоения программы

а) рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

б) приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

в) освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

г) умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;

д) конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от  начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Срок реализации программы

1 год: 2017–2018 уч. год (сентябрь – май)

Количество часов в неделю / год

Возраст 5-6 лет - 2 занятия в неделю по 25 минут,

всего 72 занятия в год;

Возраст 6-7 лет - 2 занятия в неделю по 30 минут в неделю, всего 72 занятия в год;

Возраст обучающихся

Воспитанники 5-6 лет, 6-7 лет

Формы занятий

Подгрупповые: 12-14 человек в группе

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Занятия проводятся в зимнем саду.

Оборудование:

столы двухместные – 7 шт.,

стулья – 14 шт.

шахматные доски - 7 шт.

доска магнитная (одновременно экран) – 1 шт.

ТСО:

- проектор – 1 шт.

- ноутбук – 1 шт.

- мультимедийные презентации для детей «Уроки шахмат»

1.Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» является программой физкультурно-спортивной направленности, реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение.

Шахматы - это не только интеллектуальная игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. В сердцевине современной концепции общего образования – идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Процесс обучения шахматной игры помогает развитию у детей способностей ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств как усидчивость, внимательность, самостоятельность и др.

Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела. Разумеется, одними шахматами дела не поправишь, – здесь важен весь склад воспитания; но в воспитании всё важно, а шахматы, ведённые последовательно, начиная с решения самых простых двух-трёх ходовых задач, явятся одним из очень действительных средств в этом отношении, кроме того дадут немалую пищу соображению.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в дошкольном образовании, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:

 Познавательная: играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

 Воспитательная: придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

 Физическая: сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости.

Таким образом, играя с 5–7-летним ребенком в шахматы, закладывается «фундамент» для обучения в школе. Исследования показывают, что шахматные дети сообразительнее, учеба дается им легче. Они быстрее схватывают материал на уроках и успевают сразу по всем предметам.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Предложенная программа физкультурно-спортивной направленности является адаптированной и составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г. Сухина. Программа рассчитана на 36 часов, 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут и предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5-7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

3. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы, а также формирование их общей культуры, выявление  талантливых воспитанников, проявляющих способности к шахматам.

Задачи программы:

Задачи:

а) образовательные:

-познакомить детей с историей шахмат;

-обучить правилам игры;

-дать теоретические знания по шахматной игре;

-познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

-развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность и другие познавательные психические процессы;

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику, формировать навыки запоминания;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-вводить в мир  логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире

в) воспитывающие:

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования, целеустремленности,  уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.

- прививать навыки самодисциплины, организованности, усидчивость.  

4.Принципы обучения

Особенность содержания программы: отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятиях возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.

Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.

Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Методика проведения занятий включает рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки приучение детей к игре. Нельзя переоценивать теоретических знаний шахматной игры – научные, художественные и спортивные стороны откроются для детей несколько позже. Научить играть, заинтересованность игрой – это ближайшая цель работы с дошкольниками.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Помимо этого программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

 широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

 применение нестандартных дидактических заданий и игр;

 детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

 преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

 выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение", фигура против фигуры;

 разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

 неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

5. Возрастная характеристика обучающихся

Воспитанники 5-6 лет

Мышление

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. К шести годам ребёнок в состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство.

В связи с тем, что ребёнок осознал себя как личность и может это выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает. Ребёнок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы, причём отражает всё то, что видит и знает. Это является качественно иной ступенью в его развитии.

Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «Я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.

Произвольность познавательных процессов

В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.

Речь

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.

К пяти годам ребёнок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребёнок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже — у себя.

Воображение

В этот период ребёнок имеет представление не только о названии и назначении тех или иных предметов, но и о том, из чего они сделаны (мяч из резины, кукла из пластмассы). Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно  разворачивающиеся  истории.

Отношения со сверстниками

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его пола, с которыми он проводит большую часть времени.

Отношения со взрослыми

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. Всё больший интерес ребёнка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.  Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко.

С пяти лет дети твёрдо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять. В этот период в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки — матери. Роль другого пола ребёнок в основном осознаёт в семье, у близких. В этот период появляется интерес к тайне рождения человека на свет.

Отношения партнёрства между родителями и детьми сменяется взаимным отдалением. Ребёнок уже может безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими и даже стать инициатором её.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою  значимость.

Эмоциональная сфера

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, моральные, эстетические), эстетические чувства (чувство прекрасного, чувство героического), моральные чувства (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы).

К шести годам ребёнок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удаётся.

Труднее всего спрятать страх, который, являясь во сне в виде тревожных сновидений, беспокоит ребёнка. К шести годам, осознав смысл прошлого и будущего, рождения и смерти, ребёнок делает открытие, что он тоже может умереть, причём не только от болезней, но и от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств. Он боится больниц, медицинских процедур, инъекций.

Игровая деятельность

Свои познания ребёнок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры, включение в ролевые диалоги. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдаётся предпочтение спортивным играм.

К шести годам ребёнок практически осваивает большинство необходимых ему навыков: он аккуратен, следит за своим внешним видом, причёской, обувью, одеждой, обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника ещё неустойчивы. Идёт развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры.

Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребёнка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребёнка, развития речи и подготовки к письму.

К этому возрасту у ребёнка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. В 6—7 лет ребёнок — субъект переживания внутренней жизни.

Мышление

Мышление в этом возрасте характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное с элементами абстрактного. Тем не менее ребёнок ещё испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Дошкольник образно мыслит, но ещё не приобрёл взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на

точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различными явлениями свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами,

делает попытки использовать их самостоятельно.

Восприятие

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие

восприятия оказывает в это время речь — ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. В старшем дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

• восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

• зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Воспринимая предметы и действия с ними, ребёнок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов).

У ребёнка совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Воображение

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития.

Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребёнка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом.

Внимание

Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе

развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребёнка к деятельности. Появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

В 6—7 лет увеличивается объём памяти, что позволяет детям непроизвольно без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ — логическое упорядочивание. Ребёнок начинает

относительно успешно использовать новое средство — слово. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6—7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

Произвольность познавательных процессов

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Отношения со сверстниками

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения — активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Эмоциональная сфера

У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного

детства. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщённое отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов).

Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребёнок судит главным образом по

своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная

дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Игровая деятельность

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает

свою сюжетную линию. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

6.Планируемые результаты образовательной деятельности

- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

К концу первого года обучения дети должны знать:

 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;

 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

 ориентироваться на шахматной доске;

 согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;

 правильно помещать шахматную доску между партнерами;

 правильно расставлять фигуры в начальном положении ;

 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 рокировать;

 объявлять шах;

 решать шахматные элементарные задачи.

Оценка достижений обучающихся

Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

 соответствие теоретических знаний программным требованиям;

 осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

 соответствие практических умений и навыков программным требованиям;

Результатом аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы.

Критерии оценки результативности.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованиемсамостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень — обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков; обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагог

Итоговая аттестация обучающихся проводится в мае в форме шахматного турнира.

7.Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

В том числе

Теорет-их

Практ-х

«Шахматная страна»

4

2

2

«В Стране Шахматных чудес и сказок»

1

1

0

«Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски»

1

1

0

Волшебная шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

0

1

Шахматные игры и упражнения

1

0

1

«Жители Шахматной страны»

30

12

18

«Ворота Каиссии»

2

1

1

«Прямолинейная, бесхитростная фигура - ладья»

2

1

1

«Вежливые Слоны»

2

1

1

Ладья против слона

2

1

1

Шахматные игры и упражнения

1

0

1

«Могучая фигура - ферзь».

2

1

1

Ферзь против ладьи

1

0

1

Ферзь против слона

1

0

1

«Прыг, скок и в бок»

2

1

1

Конь против ладьи

1

0

1

Конь против слона

1

0

1

Конь против ферзя

1

0

1

Детский сад "Чудесная Пешка"

1

0

1

Пешка против ладьи

2

1

1

Пешка против слона

2

1

1

Пешка против коня

2

1

1

Пешка против ферзя

2

1

1

Куда идет Король?

1

1

0

«И Король жаждет боя»

2

1

1

«Шахматные баталии»

2

2

0

Мат

1

0

1

Годовая (итоговая) аттестация

1

1

0

36

16

20

8.Календарно-тематическое планирование для группы обучающихся

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

«Шахматная страна»

«В Стране Шахматных чудес и сказок»

1

5.09

Легенда о Радже и мудреце

1

12.09

«Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски»

1

19.09

Волшебная шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

26.09

Шахматные игры и упражнения

1

3.10

«Жители Шахматной страны»

«Ворота Каиссии»

2

10.10

17.10

«Прямолинейная, бесхитростная фигура - ладья»

2

24.10

31.10

«Вежливые Слоны»

2

7.11

14.11

Ладья против слона

2

21.11

28.11

Шахматные игры и упражнения

1

5.12

«Могучая фигура - ферзь».

2

12.12

19.12

Ферзь против ладьи

1

26.12

Ферзь против слона

1

9.01

«Прыг, скок и в бок»

2

16.01

23.01

Конь против ладьи

1

30.01

Конь против слона

1

6.02

Конь против ферзя

1

13.02

Детский сад "Чудесная Пешка"

1

20.02

Пешка против ладьи

2

27.02

6.03

Пешка против слона

2

13.03

20.03

Пешка против коня

2

27.03

3.04

Пешка против ферзя

2

10.04

17.04

Куда идет Король?

1

24.04

«И Король жаждет боя»

2

8.05

15.05

«Шахматные баталии»

Мат

1

22.05

Шахматный турнир

1

29.05

9.Содержание  программы

Раздел 1. «Шахматная страна» - 4 часа

Тема: «В Стране Шахматных Чудес»

Знакомство с шахматами. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр обучающего видео «Приключения в Шахматной стране»

Тема: Шахматные игры и упражнения – 1 час

Дидактические задания и игры «Кубик», "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

Тема: «Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски»- 1 час

Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Составь доску».

Тема: «Волшебная шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.» – 1 час

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Игра «Нарисуй горизонталь»

Тема: «Шахматные игры и упражнения» – 1 час

Игра «Собери шахматную доску». Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску». Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". Дидактическое задание "Диагональ".

Раздел 2. «Жители Шахматной страны» - 30 часов

Тема: «Ворота Каиссии» - 2 часа

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч", «Расставь фигуры».

Тема: «Прямолинейная, бесхитростная фигура» - 2 часа

Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Тема: «Вежливые Слоны» - 2 часа

Понятие «легкая и тяжелая фигура». Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Тема: «Ладья против слона» - 2 часа

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности»

Тема: «Шахматные игры и упражнения» - 1 час

“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

Тема: «Могучая фигура - ферзь». - 2 часа

Шахматные игры и упражнения: “Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Тема: «Ферзь против ладьи» - 1 час

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи),

Тема: «Ферзь против слона» - 1 час

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Тема: «Прыг, скок и вбок» - 2 часа

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", «След коня».

Тема: «Конь против ладьи» - 1 час

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Игра на уничтожение" (конь против ладьи).

Тема: «Конь против слона» - 1 час

Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Игра на уничтожение" (конь против слона)

Тема: «Конь против ферзя» - 1 час

Дидактические задания "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, сложные положения)

Тема: «Детский сад "Чудесная Пешка" -1 час

Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Тема: «Пешка против ладьи» - 2 часа

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ладьи)

Тема: «Пешка против слона» - 2 часа

Дидактические задания "Двойной удар", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против слона)

Тема: «Пешка против коня» - 2 часа

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против коня)

Тема: «Пешка против ферзя» - 2 часа

Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя)

Тема: «Куда идет Король?» - 1 час

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

Тема: «И Король жаждет боя» - 2 часа

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха". Дидактические игры и задания.

Раздел 3. Шахматные баталии - 2 часа

Годовая ( итоговая) аттестация 1 час

Тема: «Мат» -- 1 час

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Дидактическое задание "Поставь мат в один ход".

10.Методическое обеспечение.

Основные методы обучения.

Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1. Теоретические занятия

2. Практическая игра.

3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

Требования к материально-техническому обеспечению шахматного кабинета.

 шахматные столы;

 настольные шахматы разных видов;

 демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;

 шахматные часы;

 дидактические игры для обучения игре в шахматы;

 наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);

 шахматы напольные;

 автоматизированное рабочее место тренера;

 электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);

 книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)

 комплект методической литературы.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется в следующих практико-ориентированных формах:

- конкурс;

- мастер-класс;

- анкетирование;

- консультация;

- презентация достижений воспитанников;

- творческое задание;

- открытое занятие;

- шахматный турнир,

- праздник шахмат,

11.Список литературы

1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:ГЦОЛИФК, 19

4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006

9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

11.  Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

13. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

15. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль1998

16. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")

Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...

Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)

Программа для детей  группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа старшей группы №9 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

СОДЕРЖАНИЕ. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.1. Пояснительная записка.1.1. Цели и задачи реализации Программы.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.1.3. Возрастная характеристика детей 6 -7 лет.1.4. ...