сатья
статья
Как воспитовать дошкольников,учитовая гендерные особенности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
статья
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Дошкольные образовательные учреждения столкнулась с проблемой: как воспитывать дошкольников, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное воспитание? Нужна ли нашим детям гендерная культура?
Важно отметить, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в воспитании детей, а с другой стороны вопрос гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны.
Многие ученые и специалисты в области педагогике, как зарубежные, так и отечественные, рассматривали вопрос гендерного воспитания по-разному.
Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь, в дела друг друга.
Французский философ Жан Жак Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на собственные суждения, не врать, проявлять откровенность, прямоту, добросовестность, женщине учитывать мысль других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой.
Василий Сухомлинский считал, что юноши должны получать мужское, девушки — женское воспитание. Он указывал на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.
Работа педагогов в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы дети были самостоятельными, обладали определенными нравственными качествами, которые необходимы для дальнейшей жизни. Так же важно, чтобы дети усвоили общественные, этические нормы поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. А главное имели определенный запас знаний, умений и навыков. И неоценимую и важную роль в этом должны оказывать родители.
Работа по взаимодействию с семьями воспитанников является одной из приоритетных направлений в сфере образования.
С введением ФГОС ДО и профессионального стандарта, педагоги должны предусматривать условия, которые необходимы для социальной ситуации развития детей, и предполагать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность [2].
«Процесс дошкольного детства - этот период, в процессе которого педагоги и родители (законные представители) должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин или женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола» [1].
Всем педагогам ДОУ понятно и никто не станет оспаривать то, что современные семьи владеют различными компьютерными технологиями, посещают сайты детских садов, ведут беседы на различных форумах для родителей , но в то же время, из моего практического опыта, замечено: родители не имеют достаточных знаний и представлений о всестороннем развитии детей, в том числе и о значении гендерного воспитания.
Прежде, чем привлекать родителей к сотрудничеству по вопросу о гендерном воспитании детей, мною была изучена данная проблема. С педагогическим коллективом были проведены консультации, педагогические советы, семинары-практикумы. Это позволило мне расширить свои знания о гендерном воспитании детей дошкольного возраста, и определить приёмы взаимодействия с семьями воспитанников по данной теме.
Более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями, я считаю, современные инновационные методы работы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как родительские мастер- классы, тренинги, дискуссии, интерактивные игры. В таких формах взаимодействие с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
Одной из наиболее распространенных форм включения родителей в образовательный процесс ДОУ - является метод проектов. На мой взгляд метод проектной деятельности является самой эффективной и интересной, в повышении компетентности о гендерном воспитании детей.
В рамках проектной деятельности с родителями было проведено анкетирование по теме «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Проведя анализ анкет, выяснилось, что не все родители в полной мере понимают, что такое «гендерное воспитание», в чем заключается воспитание мальчиков и девочек. Многие считают, что данная тема актуальна, но родители не знают, что дошкольное образовательное учреждение уделяет этому большое внимание.
Поэтому я провела родительское собрание «Девочки и мальчики – две разных планеты». На родительском собрании была поднята тема о повышении компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, которая способствует благоприятному протеканию процесса формирования мальчиков и девочек.
Родительский пример в отношениях между папой и мамой играет важную роль в воспитании ребенка, в том числе и в становлении его гендерной идентичности. Поэтому важно, чтобы именно близкие и родные ребёнку люди служили положительным примером в воспитании мужских и женских начал. С этой целью мною были организованы и проведены мастер-классы с папами «Кормушка для птиц» (для мальчиков) и с мамами «Красивые открытки» (для девочек).
Папы представили мальчикам заготовки кормушки, рассказали о необходимых орудиях труда, которые понадобятся при ее сборке.
В преддверии Нового года мамы вместе с девочками изготовили открытки, используя современные техники декоративно-прикладного творчества: квиллинг, скрапбукинг, торцевание и т.д. Самым большим удовольствием для девочек стало то, что украшения мастерили вместе с мамой.
В процессе проведения творческих мастерских с родителями я делала акцент на воспитание будущего семьянина, беседовали с детьми о том, что мальчики - это будущие мужчины и папы: мужественные, смелые, сильные и трудолюбивые, умеют помочь и защитить тех, кто слабее, а девочки- это будущие женщины и мамы. Они должны быть нежными, женственными, добрыми, заботиться о семье и поддерживать уют в доме.
Интересной оказалась идея провести развлечение «Национальное изобилие матушки России». Здесь была затронута тема не только гендерного воспитания, но и формирования толерантного сознания. В ходе развлечения родители разных культур представили свои национальные блюда. В результате в детском саду появилась кулинарная книга с рецептами и фотографиями любимых блюд детей и родителей.
С родителями был проведен семинар-практикум на тему «Когда мы были маленькими». На семинаре родителям было предложено окунуться в мир детства, и выбрать, по их мнению, ту игрушку, которую выбрали бы их дети. Так же были организованы игры. Одной группе родителей было предложено собрать из разрезных частей газеты, журналов, цветной бумаги (способом обрывания) силуэт девочки, а другой - собрать также силуэт мальчика. Украсить их фломастерами, карандашами.
В рамках проекта были организованы семейные праздники «День семьи», «Зимние забавы», «8 марта». Это поспособствовало повышению авторитета родителей.
В результате проведения проектной деятельности итоговым продуктом стал сборник «Азбука для девочек» и «Азбука для мальчиков», с характерными особенностями, которые присуще мальчикам и девочкам.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи ставит перед собой цель по созданию атмосферы взаимной заинтересованности в процессе гендерного воспитания, выработки педагогического подхода к проблеме изучения и воспитания ребенка.
Более 75 % родителей удалось заинтересовать и увлечь проблемой гендерного воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что методы и формы, используемые мною, были выбраны не зря. И цель, которую я поставили перед собой, повысить компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания детей, была достигнута. А главное между родителями и мною появилось доверие, взаимопонимание и заинтересованность в воспитании детей.
Список литературы:
1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду./Т.Н Доронова. – М.: Линка-Пресс, 209. – 224с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [электронный ресурс ] http://минобрнауки.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федераль дәүләт белем биреү стандарттарын тормошҡа ашырыу шарттарында балалар баҡсаларының маҡсаты – мәктәпкәсә йәштәге балаларҙың индивидуаль һәм йәш потенциалын, мөмкинселектәрен асыу өсөн шарттар булдырыу.
В статье описывается опыт работы детского сада по использованию инновационных технологий в ДОУ...
Сатья "Экскурсия в библиотеку"
Экскурсия в библиотеку....
Сатья. "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
В статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО....
Сатья о проведении осенних развлечений
Сатья о проведении осенних развлечений ...
Сатья "Давайте жить дружно"
Давайте жить дружно...
Сатья об участии в акции по сбору макулатуры 2021 г.
с 15 ноября по 19 ноября 2021 года приняла активное участие в Эко-марафоне ПЕРЕРАБОТКА «Сдай макулатуру – Спаси дерево!» в рамках Всероссийского дня сбора макулатуры....
Сатья
laquo;Теория и методика математического развития дошкольника»...