сатья
статья

Токарева   Людмила  Ивановна

Как воспитовать дошкольников,учитовая гендерные особенности?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    статья

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Дошкольные образовательные учреждения столкнулась с проблемой: как  воспитывать дошкольников, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное воспитание? Нужна ли нашим детям гендерная культура?

Важно отметить, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в воспитании детей, а с другой стороны вопрос гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны.

Многие ученые и специалисты в области педагогике, как зарубежные, так и отечественные, рассматривали вопрос гендерного воспитания по-разному.

Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь,  в дела друг друга.

Французский философ  Жан Жак Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на собственные суждения, не врать, проявлять откровенность, прямоту, добросовестность, женщине учитывать мысль других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой.

Василий Сухомлинский считал, что юноши должны получать мужское, девушки — женское воспитание. Он указывал на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.

Работа педагогов в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы дети были самостоятельными, обладали определенными нравственными качествами, которые необходимы для дальнейшей жизни. Так же важно, чтобы дети усвоили общественные, этические нормы поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. А главное имели определенный запас знаний, умений и навыков. И неоценимую и важную роль в этом должны оказывать родители.

Работа по взаимодействию с семьями воспитанников является одной из приоритетных направлений  в сфере образования.

С введением ФГОС ДО и профессионального стандарта, педагоги должны предусматривать условия, которые необходимы для социальной ситуации развития детей, и предполагать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность [2].

«Процесс дошкольного детства - этот период, в процессе которого педагоги и родители (законные представители) должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин или женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола» [1].

Всем педагогам  ДОУ понятно и никто не станет оспаривать то, что современные семьи владеют различными компьютерными  технологиями, посещают сайты  детских садов, ведут беседы на различных форумах для родителей , но в то же время, из моего практического опыта, замечено: родители не имеют достаточных знаний и представлений о всестороннем развитии детей, в том числе и о значении гендерного воспитания.

Прежде, чем привлекать родителей к сотрудничеству по вопросу о гендерном воспитании детей, мною была изучена данная  проблема. С педагогическим коллективом были проведены консультации, педагогические советы, семинары-практикумы. Это позволило мне  расширить свои знания о гендерном воспитании детей дошкольного возраста, и определить приёмы взаимодействия с семьями воспитанников по данной теме.

Более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями, я считаю, современные инновационные методы работы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как родительские мастер- классы, тренинги, дискуссии, интерактивные игры. В таких формах взаимодействие с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

Одной из наиболее распространенных форм включения родителей в образовательный процесс ДОУ - является метод проектов. На мой взгляд метод  проектной деятельности  является самой эффективной и интересной, в повышении  компетентности о гендерном воспитании детей.

В рамках проектной деятельности  с родителями было проведено анкетирование по теме «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Проведя анализ анкет, выяснилось, что не все родители в  полной мере  понимают, что  такое «гендерное воспитание», в чем заключается воспитание мальчиков и девочек. Многие   считают, что данная тема актуальна, но  родители не знают, что дошкольное образовательное учреждение уделяет этому большое внимание.

Поэтому я провела родительское собрание «Девочки и мальчики – две разных планеты». На родительском собрании была поднята тема о повышении компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, которая способствует благоприятному протеканию процесса формирования мальчиков и девочек.

Родительский пример в отношениях между папой и мамой играет важную роль в воспитании ребенка, в том числе и в становлении его гендерной идентичности. Поэтому важно, чтобы именно близкие и родные  ребёнку люди  служили положительным примером в воспитании мужских и женских начал. С этой целью мною были организованы и проведены мастер-классы с папами  «Кормушка для птиц» (для мальчиков) и с мамами  «Красивые открытки» (для девочек).

Папы представили мальчикам заготовки кормушки, рассказали о необходимых орудиях труда, которые понадобятся при ее сборке.

В преддверии Нового года  мамы вместе с девочками  изготовили открытки, используя современные техники декоративно-прикладного творчества: квиллинг,  скрапбукинг, торцевание и т.д.  Самым большим удовольствием для девочек стало то, что украшения мастерили вместе с мамой.

В процессе проведения творческих мастерских с родителями я делала акцент на воспитание будущего семьянина, беседовали с детьми о том, что мальчики - это будущие мужчины и папы: мужественные, смелые, сильные и трудолюбивые, умеют помочь и защитить тех, кто слабее, а девочки- это будущие женщины и мамы. Они должны быть нежными, женственными, добрыми, заботиться о семье и поддерживать уют в доме.   

Интересной оказалась идея провести развлечение «Национальное изобилие матушки России». Здесь была затронута тема не только гендерного воспитания, но и формирования  толерантного сознания. В ходе развлечения родители разных культур  представили свои национальные блюда. В результате в детском саду появилась кулинарная книга с рецептами и фотографиями любимых блюд детей и родителей.

С родителями был проведен семинар-практикум на тему «Когда мы были маленькими». На семинаре родителям было предложено окунуться в мир детства, и выбрать, по их мнению, ту  игрушку, которую выбрали бы их дети. Так же были организованы игры. Одной группе родителей  было предложено собрать из разрезных частей газеты, журналов, цветной бумаги (способом обрывания) силуэт девочки, а другой - собрать также силуэт мальчика. Украсить их фломастерами, карандашами.

В рамках проекта были организованы семейные праздники «День семьи», «Зимние забавы», «8 марта». Это поспособствовало повышению авторитета родителей.

В результате проведения проектной деятельности итоговым продуктом стал сборник «Азбука для девочек» и «Азбука для мальчиков», с характерными особенностями, которые присуще мальчикам и девочкам.

Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи ставит перед собой цель по созданию атмосферы взаимной заинтересованности в процессе гендерного  воспитания, выработки педагогического подхода к проблеме изучения и воспитания ребенка.

Более 75 % родителей удалось заинтересовать и увлечь проблемой гендерного воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что методы и формы, используемые мною, были выбраны не зря. И цель, которую я поставили перед собой, повысить компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания детей, была достигнута. А главное между родителями и мною появилось доверие, взаимопонимание и заинтересованность в воспитании детей.

 Список литературы:

1.  Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду./Т.Н Доронова. – М.: Линка-Пресс, 209. – 224с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [электронный ресурс ] http://минобрнауки.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатья "Экскурсия в библиотеку"

Экскурсия в библиотеку....

Сатья. "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"

В статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО....

Сатья о проведении осенних развлечений

Сатья о проведении осенних развлечений  ...

Сатья "Давайте жить дружно"

Давайте жить дружно...

Сатья об участии в акции по сбору макулатуры 2021 г.

с 15 ноября по 19 ноября 2021 года  приняла  активное участие в Эко-марафоне ПЕРЕРАБОТКА «Сдай макулатуру – Спаси дерево!» в рамках Всероссийского дня сбора макулатуры....

Сатья

laquo;Теория и методика математического развития дошкольника»...