Сатья. "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
статья

Голуб Ирина Викторовна

В статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Аннотация: в статье рассмотрены основные формы и методы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО.

……………………………………………………………

В современном мире  и  обществе все большее значение приобретает взаимодействие семьи и учреждения образования, в том числе и дошкольные образовательные  учреждения.  Именно в этом контексте взаимодействие играет основную роль во всестороннем развитии  ребенка – дошкольника.

Так, еще Аристотель отмечал, что семья является первой в общении, при всем многообразии отношений между ее членами, которые в свою очередь  создают основу в эмоциональном и нравственном формировании личности ребенка. При этом стоит учитывать что воспитательная функция семьи в условиях современной социокультурной ситуации постоянно понижается.  Причиной данного факта являются ряд явлений которые возникают при нестабильности общества, наличии социальной напряженности, эмоциональной нестабильностью.

В данных условиях родители  постоянно заняты повседневными заботами и нет времени для занятий с детьми. Ряд родителей перекладывают  процесс воспитания на дошкольные образовательные учреждения и при этом воспринимают сам дошкольный возраст как  то время когда не требуется  особых усилий и внимание. В данном случае дома ребенок чаще всего занят компьютером, телевизором или гаджетами. Не удивительно, что в процессе данного воспитания в семье возникают проблемы в коммуникативной сфере и при взаимодействии. Это также связано с отсутствием компетенции родителей в сфере воспитания детей.   Таким образом описанная ситуация воспитания в семье ведет к дефициту общения детей с родителями.  Решение данных проблем возможно посредствам вовлечения семьи в процесс эффективного взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Период дошкольного девства -  это особенный период в жизни каждого человека, характеризующий формированием здоровья и развитием личности. С другой стороны  этот период  когда  ребенок всецело зависит от взрослых людей – его родителей и педагогов. В ряде исследований можно отметить наличие споров о первоочередности семьи или общества в процессе воспитания ребенка. Некоторые педагоги склоняются в пользу семьи, а другие – отдают первенство учреждениям   образования.

При этом современные исследования  доказывают, что отсутствие семейного воспитания  или  его незначительность – ведет к ущербу для развития личности ребенка, так как воздействие семьи является несравнимым и неоспоримым фактом в процессе воспитания.

Отношение к семье и семейному воспитанию менялось  в разные эпохи человечества.

В настоящее время отношение к семье в Российской Федерацией находится на высоком и отводится семье больше значение. В Законе  «Об образовании» (ст.18)  сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОО существует в помощь семье.  На первый план выходит семья, хотя она рассматривается в тесном взаимодействии с вопросами педагогики.

Чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, сформировать основы полноценной, гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесные взаимоотношения и взаимодействия детского сада и семьи.

Поэтому активный курс необходим для создания единого пространства для развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье. Для дошкольных учреждений сегодня актуальна проблема дальнейшего углубления существующих представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработки индивидуального подхода к ней.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре  общих направления работы с родителями:

- традиционное (тематические родительские собрания, консультации, праздники, посещение семьи ребенка,  дни открытых дверей и т. д.);

- просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетений,  буклеты, «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);

- интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и т. д.);

- развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета).

Таким образом, взаимодействие между семьей и детским садом - это длительный процесс, долгая и кропотливая работа, требующая терпения, творчества и взаимопонимания со стороны педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия (педагог/родитель), основанных на сотрудничестве в режиме общения (игндивидуальные беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы, обучающие семинары, интерактивные игры, мастер-классы), реализован принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяют педагогам значительно улучшить отношения с семьями, улучшить педагогическую культуру родителей, расширить взгляды детей на различные сферы образования.

Список литературы

  1. Бухарова И.С. К проблеме взаимодействия   ДОО  и семьи //Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 4 (24). С. 164-166.        
  2. Ваймер Е.В., Петрова Г.А., Полукчи М.А. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1430-1432.
  3. Ефремова В.И. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т. Н. Семенова. 2015. С. 128-131.        
  4. Зятинина Т.Н., Надежина М.А.  Реализация идеи партнёрства ДОО и семьи: выбор форм взаимодействия с родителями // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 629-631.        
  5. Мальцева А.В. Социально-педагогическое проектирования в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 751-752.        
  6. Наумова Т.В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания детского коллектива // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 113.
  7. Никитина И.М. Программа взаимодействия семьи и детского сада направленная на повышение качества образования в ДОО // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 787-789.        
  8. Парфенова О.В. Взаимодействие ДОО и семьи // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т. Н. Семенова. 2015. С. 65-68.        
  9. Патрушева З.В. Взаимодействие ДОО и семьи как одно из условий формирования ценностных ориентаций дошкольников // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ Апробация):Алиева Б.Ш., Хаджиалиев К.И. 2013. С. 146-148.        
  10. Тимофеева Л.Л. Взаимодействие ДОО  и семьи по реализации  программы // Дошкольная педагогика. 2014. № 7 (102). С. 8-13.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"

Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях.   Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест...

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

В статье затронута  актуальная тема  , т.к при правильном  взаимодействии ГБДОУ и родителей гораздо легче проходит воспитание детей....

Презентация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны зал...

Презентация "Социально педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"

Создание условий для доверительных, плодотворных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения....

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО являе...

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопред...