Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Богатыри земли русской».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Савинова Дина Васильевна

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы с ТНР. В ходе совместной деятельности дети знакомятся с картиной В.М.Васнецова "Три богатыря", рассматриват ее, пополняют словарный запас и свои представления о богатырях земли русской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_savinova.docx273.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида № 39»

Конспект

совместной  образовательной деятельности по теме:

 «Богатыри земли Русской».

Составила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Савинова Дина Васильевна

Арзамас 2018.

Конспект совместной  образовательной деятельности по теме «Богатыри земли русской».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тип НОД: совместная деятельность с детьми.
Форма организации: подгрупповая.
Цель:  Формирование представлений о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской.

Задачи: 
1.
Чрез произведения изобразительного искусства, музыку и художественное слово пробуждать у детей интерес к истории Родины.

2. Познакомить с понятием - богатырь.

3.Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное,  с литературными произведениями, собственными чувствами и переживаниями, высказывали свои суждения, давали оценки.

Средства: Компьютерная презентация «Защитники земли Русской», репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря», аудиозапись "Богатырской симфонии" А. Бородина и песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво»; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); канат, дощечки – «камешки»; разрезные картинки- меч и булава;

Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к произведениям искусства;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;

- ребенок способен анализировать свою деятельность.

Предварительная работа:

- рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций с героями былин, воинов разных эпох;

- беседа о защитниках Отечества;

- отгадывание загадок;

- чтение художественной литературы:  русских народных сказок,  былин о богатырях русских «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Садко», разучивание пословиц, просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник»


этапы

содержание деятельности

деятельность педагога

деятельность детей

1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.

- Ребята, какой праздник мы  отмечали в феврале? 

- Кого же мы поздравляем в этот день?

- Кто сейчас защищает рубежи нашей Родины?

- Перечислите военные профессии.

- Как вы думаете, в старину, когда ещё не было ни самолётов, ни ракет, ни подводных лодок и даже пушек и ружей ещё не придумали, кто же в те далёкие времена защищал наше отечество?

 - Да, правильно – это были русские богатыри. О них складывались песни, былины. (Слайд 1)

                   

                       C:\Users\Ноутбука\Desktop\kartinkijane.ru-14126.jpg

 

 Послушайте, как об этом говорится в былине: «Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильно могучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские. Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч-кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись они на заставе богатырской дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать».

- Ребята, о подвигах русских героев – богатырей рассказывается не только в былинах, о них написаны картины, сняты фильмы.

- Сегодня мы познакомимся с картиной  великого русского художника  Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.

Выражают собственные мысли.
Выражают свое мнение.
Воспринимают художественное слово.

2. Проживание темы

 На экране репродукция картины  В.М.Васнецова «Три богатыря». (Слайд 2)              

            C:\Users\Ноутбука\Desktop\img7.jpg

- Посмотрите на картину.  Написал ее известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.  (Слайд 3).

C:\Users\Ноутбука\Desktop\hello_html_2836e706.jpg

Беседа по картине: (Слайд 2)

- Кто изображён на картине художника Васнецова?
- Кто находится в центре картины?
- Что вы можете рассказать об Илье Муромце? 

- Какие доспехи защищают Илью Муромца?

- Чем он вооружен?

- Расскажите о коне.

- Кто слева от Ильи Муромца?
- Что вы можете рассказать о нём?

- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича?

- Чем он вооружен?

- Расскажите о коне.

- Кто справа от Ильи Муромца?
- Что вы можете рассказать о нем?

- Какие доспехи защищают Алешу Поповича?

- Чем он вооружен?

- Что у него весит с боку?

- Расскажите о коне.

- Что охраняют богатыри?
- Кого  называют главным другом богатырей?

- Как, одним словом можно назвать этих богатырей?
- Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.  Об этом и пословицы говорят:

  • Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
  • Богатырь умрет, имя его останется.
  • Славна богатырями земля русская.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Богатыря узнаешь на поле брани.
  • Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  • Моё богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить.
  • Один в поле не воин.

Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Задает вопросы стимулирующие мышление.

Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение. Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Выражают собственные мысли.

3.Динамическая пауза

Богатырь – вот он,  какой,

Он силен, он здоров

(Дети изображают силача)

Он из лука стрелял,

(Дети показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал,

(Дети выполняют замах и бросок)

На границе стоял.

(Дети изображают богатыря на границе)

Зорко-зорко наблюдал

(Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри

(Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как Богатыри!

(Руки на пояс).

Показ действий по ходу стихотворения.

Двигательная активность.

4.Проживание темы

Практическая деятельность.    (Звучит музыка  - аудиозапись "Богатырской симфонии" А. Бородина)

 - В своей картине художник передал силу и храбрость богатырей.

-Ребята, вам бы хотелось стать богатырями?

- Приглашаю вас пройти путь богатырей, не испугаетесь?
- Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?                              - Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. (Слайд 4)

                      C:\Users\Ноутбука\Desktop\0_11a52f_d6dea5ed_XXL.jpg

Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
- Пойдёшь на право
 Деньги и слава,
- Пойдёшь налево
 Друзей потеряешь и будешь не смелым.
 - Двинешься прямо                                                                               Ждет опасность и богатырская застава.
- Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?                                 - Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.                                                                                                      
(Задание 1)
-Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт, друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти  с закрытыми глазами, руки на поясе).
(Задание 2)
- Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И богатыря в поход собрать!
(Нужно выбрать картинки с изображением одежды и оружия богатырей и современных воинов).
(Задание 3)
Вот и речка на пути
Ни проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
(Задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
(перетягивание каната)
(Задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее собирай!
(Нужно собрать разрезные картинки  и назвать богатырское оружие).

Мотивация детей на деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.

Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Проявляют творческую активность при создании образа зимней березки.

5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей.

-Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри; увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.

 - Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

- Где их можно встретить?                                                                  Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

И на память о нашем сказочном путешествии хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете сами раскрасить.

Мне было с вами очень интересно.

Активизирует обсуждение.

Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»

Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Познакомить детей с оружием богатырей. Развивать логическое мышление...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект интегрированного занятия на тему "Богатыри, земли русской"

Формировать у детей основы духовности личности на основе ознакомления с картиной В.М.Васнецова "Богатыри"Расширять представления о героическом прошлом русского народа на Руси, о богатырях, о...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Богатыри земли Русской» по программе «Социокультурные истоки» детей 5 -6 лет

Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Богатыри земли Русской»по программе «Социокультурные истоки»детей 5 -6 лет...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Богатыри земли русской»

Занятия по данной теме формирует у детей патриотические чувства, ощущение гордости за свою страну, чувство гордости за богатырскую силу России, а так же уважение к русским воинам, желание бы...

Конспект образовательной деятельности по теме "Герои земли Русской"

Конспект образовательной деятельности по теме "Герои земли Русской" разработан с целью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, уважения к защитникам Родины....