Открытый урок. Конспект: "Шоколадный интерес"
план-конспект по теме

Шевченко Елена Петровна

материал,который использовался для занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №17 «Колобок»

х. Каменная Балка

Конспект

 познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста

 «Шоколадный интерес»

                                                                                    Подготовил:

Воспитатель Шевченко Е.П.

2017 г.

х. Каменная Балка

Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Цель: Развитие познавательных  интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье.

-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей.

  -Воспитывать  способность вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Активация словаря: шоколадье, какао бобы, какао дерево.

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдение.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада,  дидактические игры.

Материал и оборудование: Фартуки для детей, ноутбук, проектор, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, салфетки, 2 стакана,  плитка шоколада  (подносы, одноразовые тарелки, палочки для канопе, 10 одноразовых ложек, прихватка, посуда для нагревания,  свеча, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер).

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

 Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости.

- Они пришли  посмотреть, как мы живем, чему учимся и чему уже научились.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями!

(Здравствуйте!)

В круг  широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Меня слушать все начнем!

- Я принесла послание от ребят из младшей группы. Давайте послушаем о чем, они нас просят.

Расчерчен на квадратики,

Завернут в серебро,

Как его вы развернете,

Моментально вы поймете,

Сладкий, хрупкий и не прочный,

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать его каждый рад,

Что это дети? (Шоколад).

А ещё у меня есть видеопослание от малышей. Давайте мы его сейчас посмотрим. (видеопослание проецируется на экран)

Все мы любим шоколад,

Любой малыш ему так рад!

Разбуди его хоть ночью,

- Шоколада, съешь кусочек?

Съест, конечно, шоколад,

Сразу плиток пять подряд.

Только пользу или вред

Здесь получим мы в ответ?

У молочной шоколадки

Вкус конечно очень сладкий.

Почему она всегда исчезает в никуда.

Оставив след лишь на руках?

Крутят малыши ее в руках

И говорят тихонько: «Ах!».

Где растет наш шоколад?

Воспитатель:

- Так о чем хотят узнать малыши?

- Где растет шоколад?

- Почему от шоколада пачкаются руки?

- Шоколад – это вредно или полезно?

Основная часть.

- Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его.  

Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.

- А знаете ли вы, что шоколад не растет в нашей стране.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что в нашей стране очень холодно. Он боится холода, снега и растет там, где нет зимы.

- А если в нашей стране не растет, то, как вы думаете, где?

Родина шоколадного дерева – тропическая Америка, острова Мексиканского залива.

(Слайд 2)

- Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так.

 (Слайд 3 )

- На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы.

(Слайд 4)

Так выглядят цветы на шоколадном дереве, они растут не на ветках как у обычных деревьев, а прямо на стволе.

 (Слайд 5).

- Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета (Слайд 6), плоды какао отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают бобы какао.

(Слайд 7 )

- После сбора урожая какао-бобы необходимо просушить.

(Слайд 8)

- Складывают их в мешки.

(Слайд 9)

- Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы.

(Слайд 10)

- На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают.

Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат.

(Слайд 11)

- Их дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло.

- Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток.

(Слайд 12)

- А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».

(Слайд 13)

- А шоколад делают так. В какао-масло наливают молоко или сливки, насыпают какао-порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм и все перемешивают.

(Слайд 14)

- Тесто разливают в формы и охлаждают, получаются аппетитно пахнущие плитки.

(Слайд 15, 16)

- Итак, мы узнали, откуда к нам пришел шоколад, и как его производят.

 О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в нем находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

- Давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

- Сейчас мы  поиграем в игру «Польза-вред».

Эта чаша весов будет означать полезные свойства шоколада, то есть плюсы.

Другая чаша – вредные свойства, то есть минусы.

(поставить + и – к чашам весов)

Итак, начинаем!

- Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия.

 (слайд 17)

- Шоколад – источник энергии, в нём содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.

 (слайд18)

- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад.

 (слайд19)

- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка.

 (слайд 20)

- Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает  работу мозга. В шоколаде содержится железо, без которого человек чувствует, что у него нет сил.  

 (слайд 21)

- Шоколад способствует повышению иммунитета, то есть помогает бороться с болезнями. Шоколад не только лакомство, но и прекрасный лекарь.  При сильном кашле лучше пососать пару долек шоколада, чем пить таблетки.

 (слайд 22 )

- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для будущей учебы  в школе.

(слайд 23)

- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

- Шоколад виновник лишнего веса.

(слайд24)

- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию

(слайд 25)

- Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не  следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу).

 (слайд 26)

-Если не чистить зубы после шоколада, может появиться кариес

(слайд 26)

Выводы:

Итак, какая чаша весов перетянула?

Чего же больше приносит шоколад: пользы или вреда?

(Больше пользы)

Кто запомнил, в чем плюсы?

(- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

- Самый полезный – это горький шоколад.

- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.

- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.)

(слайд 27)

Физминутка

Подарите мне билетик (хлопки)

В шоколадную страну (делаем круг, руки вверх и в стороны)

Где молочный гонит ветер (плавные движения рук влево – вправо)

Шоколадную волну

Где плывет под крики чаек (чайка)

Шоколадный пароход.

А на пристани встречает (показываем «солнышко»)

Шоколадный бегемот.

Где растут на загляденье (сели, встали, руки вверх)

Шоколадные леса.

И ложится на растенья (кап, кап)

Шоколадная роса.

Где гордится опереньем (машем «крыльями», поворачиваемся вокруг себя)

Шоколадный какаду.

Шоколадные олени (показать рога, покачать ими)

Шоколадной ласки ждут.

С шоколадными глазами (показать глаза)

Шоколадный кенгуру

Забавляет всех прыжками (прыжки)

И зовет в свою игру.

Я искал без остановки (козырек)

И достал себе билет (рука вперед)

Шоколадный мир в коробке (рисуем коробку)

Восхитительных конфет  (палец вперед).

А  какие еще вопросы задавали нам малыши про шоколад?

 (Как делают шоколад)

 Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно  изучить его свойства, провести исследования.

Но, сначала, мы немного отдохнем!

Прежде, чем приступить к исследованиям, нам нужно вспомнить правила поведения во время экспериментов.

Теперь проходите за столы, предварительно нам нужно надеть фартуки.

Опыт 1. Свойства какао.

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький)

- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

- Итак, к какому выводу мы пришли:  какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

Опыт 3.

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

Опыт 4.

- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился).  

Мы пришли  еще к одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме.

Садятся на стулья

Какой мы сделаем вывод?

Шоколад бывает разным  на вкус, по форме.

Шоколад может быть жидким и твердым

Шоколад может ломаться, он хрупкий.

От тепла шоколад  растворяется. - Молодцы, ребята!

Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье.

Ребята, а вы знаете, как такие шоколадье?

Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.  (слайд )

- Я  предлагаю вам побыть шоколадье.  Чтобы попасть на кондитерскую фабрику , нужно одеть колпачки.

(Физминутка)

Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»

Если взять сгущенки банку (пальцы обеих рук соединяем в круг)

И горячий шоколад (изображают, как льют шоколад),

Взять немножечко орехов (стучат кулачок о кулачок),

Земляничный мармелад (по очереди соединяют пальцы рук с большими пальцами в колечко).

Взять халвы четыре ложки (загибают по очереди 4 пальца руки)

Вафельной добавить крошки (показать, как сыплют крошку),

Хорошо все размешать (изображают, как размешивают).

От такого шоколада (хлопают в ладоши)

Нас потом не оторвать (гладят по животу, выставляют большой палец вверх).

Воспитатель: Теперь вы настоящие шоколадье , проходите на свои рабочие места.

III. Самостоятельная работа.

Чтобы шоколад создать,

Загадки надо отгадать.

  1. В железной банке сладости,

     Для ребяток радости

     В молоке «Буренка»

     С сахаром…(сгущенка)

(Слайд)

  1. Плод срубили с дерева,

Порошка наделали.

Этот чудо-порошок

Превратят в конфет мешок!

Еще и в шоколадки,

То-то будет сладко (какао)

(Слайд)

  1. Мы на хлеб его намажем,

А еще добавим в кашу.

Для торта в крем его взбиваем.

Как же его мы называем? (масло)

(Слайд)

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?

- А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду?

 Если да, то, как это можно сделать?

 (вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).

2-ая часть эксперимента  - Фрукты в шоколаде

 Предлагаю взять кусочки яблока. Наколоть их на палочку, обмакнуть в наш приготовленный шоколад.

           IV. Итог деятельности:

- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколадье!

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой открытый урок

Психологический тренинг для детей подготовительной группы "Школа веселого колобка"....

«СЕМЬЯ – ЭТО СЧАСТЬЕ?!» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО САМОПОЗНАНИЮ ГРУППА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

- расширять представления детей о семье и взаимоотношениях в ней;- развивать заботливое отношение к членам своей семьи, своим близким и родным;- воспитывать навыки уважительного отношения к член...

Открытый урок - праздник "Здравствуй музыка"

В сценарии праздника присутствуют музыкально - ритмические пьесы по программе Т. Тютюнниковой "Элементарноемузицирование", оркестр детских инструментов К. Орфа....

Открытый урок по английскому языку по теме: "Мир цветов"

Открытый урок по английскому языку по теме: "Мир цветов"Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний. Цель: продолжения изучения лексики по теме « цвета&raq...

Открытый урок. Презентация: "Шоколадный интерес".

Презентация является помощником в проведении данного урока.Она дает наглядное представление о шоколаде( изготовлении),знакомит детей с его вредными и полезными свойствами....

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО ...