Психологическая гостиная для педагогического коллектива «Стремимся к бесконфликтному общению»
методическая разработка на тему

Психологическая гостиная для педагогического коллектива "Стремимся к бесконфликтному общению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stremimsya_k_bezkonfliktnomu_obshcheniyu.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №18

имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьева

городского округа Сызрань Самарской области

Психологическая гостиная дл педагогического коллектива

«Стремимся к бесконфликтному общению»

Подготовила: педагог-психолог

Колесникова Е.А.

Сызрань, 2018

Идея психологической гостиной в ДОО: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового ребенка.

Цели и задачи:

  • Дать информацию о конфликтных ситуациях; способах разрешения конфликтов;
  •  Развить коммуникативную компетентность педагогов;
  • Обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Игра «Поздороваемся»

Педагог-психолог:  Уважаемые коллеги, в начале нашего общения, предлагаю вам  поздороваться друг с другом особым способом — двумя руками с двумя участниками одновременно. При этом отпустить одну руку педагог может только, когда найдет того, кто тоже готов поздороваться — т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды.

Таким образом,  необходимо поздороваться с каждым из присутствующих. Во время игры не должно быть разговоров.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Инструкция педагогам: Сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза, запишите свой ответ и отложите в сторону.

Мини-лекция «Работа с конфликтными ситуациями»

        В период введения инноваций в ДОО обостряются, как правила, все процессы, как позитивные, так и негативные. Особенно сложно разрешаются конфликты между администрацией и педагогами, педагогами и родителями. Для наиболее  эффективного разрешения конфликтной ситуации очень важно чётко понимать причину возникновения такого рода ситуаций и способы их разрешения.

        Что такое конфликт? Любой, скорее, ответит, что это скандал, ссора. Какая-то неприятность. На самом деле конфликт – столкновение мнений, норм, ценностей, сторон, сил – и вовсе не обязательно он принимает характер скандала. Конфликт имеет, например, скрытую  форму и это актуально для нашего коллектива  (когда воспринимают  всё в штыки, зачастую проявляется скрытый саботаж: ничего не получается,  что рекомендовано начальством, всё теряется, забывается, ломается). Но конфликт почти во всех случаях преодолим, а главное – почти всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы.

Причины возникновения конфликтов

«администрация – персонал» в ДОО.

        Управленческий аппарат в дошкольной сфере боится конфликтов, считая, что они всегда негативно сказываются на атмосфере в ДОО, а во многих документах одним из критериев оценки благополучия дошкольной организации является именно отсутствие конфликтов. Но конфликт конфликту рознь. Часть конфликтов действительно ведёт к резкому ухудшению атмосферы в ДО,  но другие, при правильном отношении к ним и умении их разрешать, напротив, способствуют развитию всего коллектива и переходу на качественно новый уровень.  

        Самой распространённой и легче всего устранимой причиной конфликтов является, как ни странно, незнание почти всеми сотрудниками своих должностных обязанностей. На долю связанных с этим конфликтов приходится 80 % всех столкновений в стенах детского сада.  Если провести такой эксперимент, попросить каждого члена  коллектива написать, что именно он считает своими должностными обязанностями. Результатом будет расхождение на 30-40% не только с официальным документом, а так же с представлениями  руководителя. Это есть та проблемная зона, где возникают многие конфликты. Следует согласовать все требования с каждым сотрудником, совместно подписать их и положить согласованную инструкцию на видное место, и не просто подписать, а чтобы их действительно знать.  Это очень просто, 30-40 % конфликтов исчезнут. Правда, при одном условии – если административный аппарат умеет осуществлять контроль, и не какой-то особый, «качественный», а просто  контроль, ибо он или есть, или его нет. Это вторая по распространённости причина конфликтов в ДОО.

         Процесс контроля можно представить в виде трёх ступеней: начало, продолжение, конец (оценка результата). Довольно часто среди управленцев встречаются люди, которые всегда энергично начинают и принимаются за дело, но бросают, так и не доведя его до конца. Гораздо меньше тех, кто не способен начать, проявить инициативу, но умеет продолжить процесс, начатый другим, однако также бросает дело, не доведя его до конца. Ещё меньше тех, кто всегда завершает начатое кем-то, и уж совсем мало таких, кто,  начав какое-либо дело, методично ведёт его до полного окончания и всегда даёт оценку результатам. Руководитель может неоднократно обрушиваться на своих подчинённых за их нерадивость, невыполнение распоряжений, тратить на это эмоции и нервы, но если же он систематически не доводит контроль до конца, то  в коллективе будут непременно конфликты.

        Третья по распространённости причина конфликтов – отсутствие правил, регулирующих межличностные отношения субъектов воспитательного процесса; воспитатель-воспитатель; воспитатель-родитель; администратор-воспитатель; администратор-родитель; ребёнок-воспитатель и т.д. Конечно, в каждой дошкольной организации есть свои традиции и правила, но, как правило, они неписаные, а обговариваются от случая к случаю. И пока новый сотрудник все их освоит, пройдёт много месяцев. А за это время возникнет множество неконструктивных конфликтов.

        Исправить ситуацию поможет анализ конфликтных ситуаций, результатом чего, станут писаные правила.

Пример правил одного из детских садов (предлагали все сотрудники):

  1. Приобретённые в процессе работы или подаренные родителями вещи (игрушки, литература, пособия, инвентарь и др.) остаются после выпуска группы за педагогом, которому это было куплено.
  2. Если между воспитателем и  помощником воспитателя происходит конфликт, то они, при невозможности разрешить его самостоятельно, на первом этапе обращаются к старшему воспитателю или психологу (по выбору), далее к руководителю. Если конфликт обеими сторонами ещё не преодолён, созывается конфликтологическая комиссия, которая избирается на один учебный год.
  3. Передача негативной информации (слухов и сплетен) по поводу профессиональной деятельности не одобряется. Приветствуется поговорить  с человеком  открыто.
  4. Если у кого-либо из членов коллектива происходит негативная для него ситуация, коллегам целесообразно оказать ему любую поддержку.
  5. Несоблюдение должностных инструкций сотрудником влечёт за собой индивидуальную беседу с администрацией по конкретному пункту своих обязанностей.
  6. При подготовке к праздникам, утренникам костюмы и инвентарь передаются за подписью одной или нескольким воспитателям групп и сдаются также с подписью после завершения мероприятия.
  7. Администрации и родителям запрещается непосредственно вмешиваться в рабочий процесс. Педагог, занятый своей деятельностью, может корректно обратить внимание на то, что его работу можно обсудить после завершения, в том числе в отсутствие детей.

Кто-то возразит: это только дополнительная работа! Но лучше поставить все точки над и, ведь конфликты, особенно скрытые, забирают много душевных сил, энергии, той энергии, которую мы могли бы направить в продуктивное русло, творчество.

Ещё одна причина, создающая огромное число недоразумений, конфликтов, ссор – неинформированность сотрудников. Сколько энергии растрачивается на разговоры о том, почему Ивановой дали премию 3 тысячи, а Сидоровой только 2; в младшую группу купили конструктор, игрушки, а в среднюю не купили и т.д. Многие после таких разговором теряют стимулы к работе. Что толку? Всё равно не поймёшь, за что похвалят, а за что поругают.

Безусловно, есть ещё причины, это только основные. К конфликтам приводят такие ситуации: методист требует одно, заведующий – другое, наличие негативно настроенного по отношению к администрации неформального лидера, ошибки в подборе кадров и т.д.

 Упражнение «Обзывалки»

Предложите педагогам по кругу обзывать друг друга… хорошими добрыми словами и фразами, но с соответствующей таким случаям интонацией. Например: «Какая вы сегодня красивая!», «Вы такая замечательная!».

Вывод, к которому необходимо подвести педагогов. В результате конфликтной ситуации, если дело дошло до оскорблений, надо сказать в ответ хорошее доброе слово или сделать комплимент. Этим можно на время обезоружить разгневанного собеседника.

Причины конфликтных ситуаций

 «родители –воспитатель»

Причины конфликтных ситуаций между родителями и педагогами могут быть, как объективными, так и субъективными. Среди объективных  - недобросовесное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.  В данном случае родителям вряд ли удастся что-либо изменить, и лучший выход – перевести ребёнка в другой детский сад.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести

  • неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольной организации.
  • или воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролёром, который оценивает действия детей, поучает их.
  • ещё одна проблема – страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребёнком
  • существует причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителем – это особенности самого ребёнка.

Какие проблемы возникают со стороны воспитателей? Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. Большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их, во-первых,  как некую силу, которая борется за ребёнка, за власть над ним; во-вторых, как контролёров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно доносить информацию о ребёнке в неагрессивной форме. Меня удивил тот факт, что по статистике большая часть воспитателей,  никогда не советуется с родителями по поводу воспитания детей. Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного ребёнка, формируется, видимо, ещё в рамках учебного заведения. А почему воспитатель не может обращаться к родителям за такоё помощью, ведь родители находятся с ребёнком с самого его рождения и знают своего ребёнка гораздо лучше?!

 Упражнение «Претензии»

Поделите участников на две команды. Одна команда пишет претензии родителей к воспитателям; другая — претензии воспитателей к родителям. Обсудить результат работы.

 Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Разделите группу на две команды. Задача первой — подобрать аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы. Задача второй — подобрать аргументы в пользу того, что конфликты в общении с родителями необходимы. Время на работу — 5 мин. Обсудите положительные и отрицательные стороны конфликта.

Вывод. Конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Методы разрешения конфликтов

«воспитатель-родитель»

  1. Информировать родителей ещё до того, как их дети поступили в дошкольную организацию, о том, что там будет происходить, не только о расписании и распорядке, но и о взаимоотношениях, педагогических воздействиях и принципах воспитания.
  2. Понимать, что поведение ребёнка, который попадает в детский сад, кардинально меняется. При вхождении в коллектив ребёнок испытывает большое напряжение. Нужно проявлять терпение, не нервничать,  разобраться в чем проблема: тяжелая адаптация, непринятие воспитателя или это противопоказанность ребёнку данного коллектива? Это необходимо объяснять родителям.
  3. Научиться грамотно доносить информацию до родителей. Например, желая сообщить что-либо негативное о ребёнке, следует всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: «Ваш Петя сегодня отлично рисовал, он у вас замечательный! Но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребёнка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане. Я замечаю, что он часто конфликтует с Катей.  Как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем , в чём здесь дело, и как ему помочь… Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителям как к знающим и компетентным людям помогает создать атмосферу доверия и  сотрудничества, без этого позитивное общение невозможно.
  4. «Прописные правила». Создать специальную памятку (например «В нашем саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителями в присутствии детей», «В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствии их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта»)

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем ……- хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечён ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не бывает конфликтов с родителями.

Обсуждение упражнения

«Яблоко и червячок»

Умение грамотно выбрать стратегию поведения для воспитателя очень важно. Предложите педагогам обсудить пять способов выхода из конфликтных ситуаций.

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Способ

Характеристика

Конкуренция (соревнование)

Внимание сосредоточено только на своих интересах. Интересы партнера полностью игнорируются

Избегание (уклонение)

Внимание отсутствует как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс

Каждой стороной достигается «половинчатая» выгода

Приспособление

Повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Сотрудничество

Стратегия, которая позволяет учесть интересы обеих сторон

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективные способы выхода из конфликтной ситуации — компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Предложите педагогам найти для каждого способа плюсы и минусы.

После обсуждения вернитесь к упражнению «Яблоко и червячок» и попросите участников соотнести их ответы со способами выхода из конфликтной ситуации.

Тест «Конфликтная ли вы личность»

Инструкция. Сейчас у вас есть возможность проверить, насколько легко вы можете вступить в конфликт. Выберите по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

a) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?

a) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

a) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?

a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?

a) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

a) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

a) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово, никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

Анализ результатов

Подсчитать общее количество баллов исходя из ключа: ответы «а» — 4 балла, «б» — 2, «в» — 0.

От 22 до 32 баллов — вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 баллов — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов — споры и конфликты — воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

 Завершающий круг, чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Семинар для педагогов "Психологический климат в педагогическом коллективе"

Семинар для педагогов ДОУ, цель которого изучение коллектива, а также его слочение и укрепление....

Сценарий круглого стола "Стремимся к бесконфликтному общению"

Психолого -педагогическая работа с врспитателями...

Проект "Психологическая гостиная" для педагогического коллектива ДОУ

Цель проекта: профилактика профессионального эмоционального выгорания сотрудников, развитие партнерских отношений, раскрытие творческого потенциала педагогов.Задачи проекта:- создать для педагогов и с...