Цикл упражнений для развития интеллектуальной сфкры
методическая разработка (старшая группа) на тему

Заваруева Оксана Александровна

Материал для формирования познавательных процессов дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_poznavatelnyh_protsessov.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №18 "Ласточка"

Цикл упражнений

 на развитие у детей

познавательных процессов

Воспитатель: Заваруева О.А.

г. Камень-на-Оби

Упражнение на развитие воображения.

Слушаем звуки.

Кто – нибудь из детей производит звуки: шумит, стучит и т.д. Упражняющийся садится к нему спиной и, отправляясь от слышимых звуков, создает своей фантазией какую – нибудь цельную, связную картину.

Упражнение можно усложнить, делая то же самое, но с заранее заданным настроением.

Нам грустно.

Предлагаем детям что – нибудь вообразить: например, что в воздухе разлита печаль, но сами они свободны от нее. Они могут вести себя в этой комнате как хотят: передвигаться в ней, говорить, сидеть, но при этом стараться быть в гармонии с воображаемой атмосферой.

И когда дети станут двигаться, внутри них начнется как бы новая жизнь и они скажут: «Нам грустно».

Создав вокруг себя воображаемую атмосферу и находясь с ней в мысленной гармонии, они почувствуют, что и действовать могут в согласии с ней.

Упражнения на развитие восприятия.

Распознай атмосферу.

Предлагаем детям интуитивно распознать атмосферу, возникающую вокруг определенного человека, события, места, времени года, дня, и вжиться в нее.

Обидели.

Предлагаем детям, находясь в определенной атмосфере, постараться создать в себе противоположную и поддерживать ее в течение всего отведенного на упражнение времени.

Пример. Дети слушают спокойную музыку и рисуют. Один ребенок отвернулся ото всех, он обижен: у него кто – то отнял машинку.

Угадай.

Участвуют две группы, Одна группа погружается в определенное эмоциональное состояние. Другая должна это состояние угадать. Потом группы меняются местами.

Пример. Одна группа детей уходит за дверь, участники другой представляют, что загорают на берегу моря. Ведущий вводит их в эту атмосферу, дети расслабляются, закрывают глаза, представляют себе волны и т.д.

Входит другая группа детей и отгадывает, чем «занимаются» их товарищи. Чтобы облегчить выполнение задания, им предлагают два варианта отгадки. Например, они должны определить, где находятся участники первой группы: на берегу моря или на карнавале.

Упражнения на развитие восприятия.

Произнеси слово.

Педагог вводит детей в определенную атмосферу. Затем дети начинают по очереди произносить какое – нибудь слово или короткую фразу, стараясь, чтобы произносимое находилось в полной гармонии с атмосферой.

Удержи атмосферу.

Дети слушают музыку, стараясь погрузиться в создаваемое ею настроение. Затем им воспроизводят мелодию противоположной эмоциональной окраски, а они при этом стараются удержать прежнее настроение.

Пример. Педагог вводит детей в атмосферу праздника. На Новый год детям подарили интересные игрушки, они их рассматривают, показывают друг другу. Неожиданно в комнату входит мама и говорит, что уже поздно и пора ложиться спать.

Малыши оставляют свои занятия и готовятся ко сну. Мама поет им колыбельную. Дети слушают, но в их сердце продолжается праздник: они знают, что завтра утром, едва проснувшись, они снова увидят свои игрушки. Праздник не закончился, он продолжится и завтра.

Упражнения на развитие воображения.

Предположим, что…

Ведущая предлагает детям предположить, что меховая шапка – это пушистый котенок, кожаный ремень – змея, серая рукавичка – мышонок, желтый носок – цыпленок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.

Ковер – самолет.

Ведущая предлагает детям перенестись на ковре – самолете в пустыню. Все собираются на ковре, закрывают глаза, и путешествие начинается.  «Полет» сопровождается тихой музыкой в грамзаписи.

Перелет закончился, дети оказались в пустыне. Палящее солнце, кругом обжигающий песок, очень хочется пить. Дети медленно бредут по сыпучей почве, вытирают с лица пот, обмахиваются, жмурятся от ослепительного света. Они устали, их разморило.

Ведущая предлагает вернуться домой. Дети бегут к ковру – самолету, усаживаются поудобнее, закрывают глаза. Путешествие началось. Через несколько секунд они вернутся домой.

Прогулка в лес.

Ведущая предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют себе, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото.

Возвращаются домой той же дорогой.

Упражнения на развитие воображения.

Воображение ребенка формируется в игре. Наиболее ярко его работа проявляется при сочинении сказок, стихов, песенок.

Сочиняя, дети импровизируют: комбинируют знакомые образы в необычных сочетаниях, вводят новые. Умение поставить цель, воплотить определенный замысел, выразить чувства и воздействовать на эмоции зрителей развивается в работе над  этюдами.

Оживи предмет.

Педагог предлагает детям представить, что книга, чаша, швабра и т.д. – живые предметы, с которыми можно общаться. О чем можно их спросить? Что они могли бы ответить?

Фантазеры.

Ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность: выражающую радость, печаль, испуг, восторг… Остальные дети, используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в заданном настроении.

Выбери профессию.

Педагог предлагает детям выбрать один из предложенных предметов (кубик, ножницы, расческа, половник, градусник) и рассказать о том, с какой профессией он связывает выбранный предмет.

Чем ему нравится эта профессия?

Хотел бы он, став взрослым, выбрать эту профессию?

Упражнения на развитие памяти.

Художник.

Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких – либо геометрических фигур – кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает для рисунка самостоятельно.

После выполнения задания педагог собирает работы и проводит подвижную игру, а затем предлагает детям вспомнить, какие фигуры они нарисовали и в каком количестве.

Если ребенок не может вспомнить, то следует попросить его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке.

Придумай сказку.

Дети рассматривают игрушки, разложенные на столе, и сочиняют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают.

Затем педагог убирает одну из игрушек и просит определить, какой именно недостает.

Более сложный вариант задания: после того как игрушки убраны, надо все их вспомнить в последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь на текс сочиненной детьми сказки.

Запомни позу.

Педагог предлагает трем детям исполнить танцевальную импровизацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком – либо положении.

Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.

Упражнения на развитие памяти.

Проверь себя.

Ведущая предлагает детям мелкий раздаточный материал (грибочки, матрешки, овощи, фрукты, колечки, кубики). Каждый ребенок получает по четыре – пять штук однородного материала разных цветов. Затем малышам предлагают запомнить количество, форму и цвет полученного. Через несколько секунд ведущая забирает у детей врученные им предметы и просит отобрать из разнородного материала тот, который был ими первоначально получен. Дети могут себя проверить, сравнив вещи, розданные ведущим, материал и те, которые они выбрали самостоятельно.

Кто пришел?

Ведущая показывает детям настольный кукольный спектакль, в котором участвуют четыре, пять и более действующих лиц, по ходу сказки появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Смоляной бычок»). После просмотра сказки ведущая спрашивает:

Кто пришел первым?

Кто последним?

Просит назвать всех кукол, участвовавших в спектакле.

Вспомни свою игрушку.

Дети выбирают игрушку, ведущая предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Затем ведущая отвлекает внимание: проводит подвижную игру или поет с малышами песенку, после чего детям предлагается вспомнить, с какой игрушкой каждый ребенок танцевал.

Упражнения на развитие мышления.

Карнавал зверей.

Педагог предлагает детям разобрать шапочки зайца, лисы, медведя. Затем ребенок должен решить, каков нрав у выбранного им зверя (медведь – добрый или злой, заяц – хвастливый или трусливый, лиса – хитрая или озорная).

Затем дети придумывают танцевальную импровизацию, согласуя свои движения с задуманным образом. Остальные дети должны отгадать характер персонажа.

Это упражнение можно использовать и для развития памяти. По окончании всех занятий дети вспоминают, каких зверей изображали. Подсказкой могут служить музыкальные фрагменты танцев данных персонажей.

Смастери и сочини.

Можно предложить детям сделать игрушки из бумаги, картона, материи, глины, а затем придумать и разыграть с самоделками сказку. Подобные занятия развивают мышление.

Бывает же такое.

Педагог предлагает детям разыграть сказку «Три поросенка», изменив характеры персонажей на противоположные. В новой сказке волк становится слабым, хилым, немощным, а поросята – смелыми, решительными, энергичными.

В зависимости от перемены в характерах меняются сказки и взаимоотношения персонажей.

Подобным образом, изменив качества действующих лиц на противоположные, можно разыграть с детьми хорошо знакомы им сказки «Маша и медведь», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» и другие.

Упражнения на развитие памяти.

Обезьянки.

Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой изображают 2 – 3 различных настроения. Вторая внимательно наблюдает и через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая.

В музее восковых фигур.

Трое детей, предварительно договорившись друг с другом, замирают в различных положениях. Ребенок, изображающий посетителя музея, запоминает эти позы и через 5 – 6 секунд по памяти воспроизводит их.

Строители.

Ведущий строит из трех – пяти пластмассовых кубиков модель и предлагает детям из таких же кубиков построить то же самое. Малыши смотрят на модель 2 – 3 секунды, затем по памяти воспроизводят то, что было построено взрослым.

Ведущий строит следующую модель – маленькие строители копируют слова. На последующих занятиях ведущего можно поручать ребенку.

Упражнения на развитие мышления.

Друг заболел.

Педагог предлагает детям разыграть сценку следующего содержания: их товарищ тяжело захворал. Ребята приходят навестить заболевшего, приносят ему цветы, фрукты, спрашивают о здоровье, оказывают знаки внимания: поправляют подушку, вытирают пот со лба, предлагают выпить лекарство и т.д.

Постепенно посетители понимают, что их товарищ тяжело болен, и их радостное настроение от встречи с другом исчезает. На смену оживлению приходит ощущение тревоги, волнения, озабоченности.

Дети предварительно договорившись о том, кто какую роль будет исполнять и какие действия совершать, разыгрывают сценку, вслушиваясь в музыку, сопровождающую их импровизацию. Им следует почувствовать переход от радости к печали.

Наш оркестр.

Дети жестами и мимикой изображают музыкантов эстрадного оркестра, играющих на различных музыкальных инструментах. Сопровождается импровизация хорошо знакомой песней в исполнении вокально – инструментального ансамбля.

Упражнения на развитие внимания.

Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа, обучающая ребенка удерживать внимание на чем – либо одном.

Давайте потанцуем.

Цель игры: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.

Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.

Выбери одежду для куклы.

Цель игры: развивать наблюдательность, умение быстро сосредотачиваться.

Ведущая показывает детям куклу и предлагает запомнить, во что та одета. Затем убирает игрушку за ширму, а малышам дает такую же, и к ней два или три комплекта одежды. В эти комплекты входит и наряд для первой куклы. Дети должны выбрать нужные вещи и одеть вторую игрушку так же, как и первую.

Нагрузи машину.

Цель игры: стимулировать внимание детей, научить их копировать действия ведущего.

Ведущая вывозит две машины и выносит разнородный строительный материал (кубики, цилиндры, пирамидки, шарики, колечки). По команде дети должны грузить в машину тот строительный материал, который в данный момент грузит сама ведущая, учитывая размеры груза, его форму и цвет.

Упражнения на развитие внимания.

Каждый вечер дети с нетерпением ждут возвращения мамы с работы, что бы они ни делали, думают об этой встрече. Внутренне они постоянно находятся в деятельном состоянии. Эта деятельность и есть концентрация внимания. В процессе концентрации внимания они внутренне совершают одновременно четыре действия. Первое – сосредоточены на объекте внимания. Второе – стремятся приблизить его к себе. Третье – сами устремляются к нему. Четвертое – мысленно проникают в него.

Все четыре действия составляют процесс концентрации внимания и совершаются одновременно.

В тот момент, когда начался процесс внутреннего сосредоточения внимания, органы внешних чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) освобождаются. Чем меньше напряжены органы чувств, тем скорее достигают дети концентрации внимания и тем значительнее его сила.

Объектом внимания может быть все, что доступно сфере их сознания: образ фантазии, конкретный физический предмет, событие прошлого или будущего.

Ты всегда со мной.

Предлагаем детям выбрать игрушку, хорошенько ее рассмотреть, запомнить внешний вид, а затем проделать внутренне все четыре действия, составляющие процесс концентрации внимания: представить игрушку, стремиться приблизить ее к себе, устремляться к ней, мысленно проникать в нее, как бы стараясь слиться с ней.

Каждое из этих действий дети проделывают сначала по отдельности, потом вместе: соединяя по два, по три и т.д. Следует попросить их следить за тем, чтобы они излишне не напрягали органы чувств, мускулы.

Объекты внимания меняют в такой последовательности:

  1. Простой, видимый предмет – кубик и т.п.;
  2. Звук – крик птицы и проч.;
  3. Простой предмет, вызванный воспоминанием, например любимая игрушка;
  4. Образ человека, которого ребенок хорошо знает и любит, например бабушки;
  5. Литературный или театральный образ, скажем, Буратино;
  6. Образ фантастического существа, вымышленный пейзаж.

Предлагаем детям, сосредоточив внимание на объекте, одновременно выполнять простые действия, не имеющие к нему прямого отношения: например, убирать игрушки. Объясняем, что процесс концентрации внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.

Время от времени возвращаемся к первоначальным, более простым упражнениям.

Этюдный – гренаж для детей старшей группы.

Упражнения на развитие внимания.

Внимание является необходимым условием творческой работы. Предлагаемые этюды помогают детям длительное время концентрироваться на определенных предметах и действиях.

Не будем скучать.

Педагог предлагает детям перечислить различные занятия, например, они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное.

По указанию педагога малыши быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.

Будь внимателен.

Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем – либо костюме, в картинке и т.д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее смысл.

Сочини сказку.

Педагог предлагает ребенку сосредоточить внимание на глиняных игрушках (самостоятельно вылепленных на занятиях по лепке) и сочинить про них в уме сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, делают на его счет замечания, смешат и т.д.

Чтобы выполнить задание, требуется быть очень внимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения на развитие интеллектуальной и волевой готовности к школе»

Использование данных упражнений помогут педагогам и родителям в подготовке детей к обучению в школе. Упражнения направлены на развитие мышления, памяти, внимания, умения действовать согласно инструкци...

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллект...

Влияние логико-математических игр и упражнений на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников

Влияние логико-математических игр и упражнений на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"

Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....

Консультация для педагогов: «Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общен...

Консультация для воспитателей Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы дошкольника

Процесс формирования интеллектуально-познавательной деятельности не должен быть ограничен какими-то рамками. Следует помнить, что внутренний мир ребенка – это не только знания, конкретные предст...