Дидактические игры по математике для подготовительной группы.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Дидактическая игра «У кого лента длиннее»

(За основу взят приём Т. В. Тарунтаевой).

Дидактическая задача.

Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.

Материал.

Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).

Руководство.

Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю  загадку: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».

Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.

Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».

После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).

Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:

- подравнять концы лент с одной стороны,

- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.

Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).

После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.

Дидактическая игра «Огород для Машеньки».

Дидактическая задача.

Развивать представления детей о ширине  предметов; результаты сравнения отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить показывать ширину предметов.

Игровое правило.

На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую – морковку.

 Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).

Раздаточный материал:  две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см); три- четыре морковки, три-четыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка. Всё по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя, где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это ширина (показывает поперёк предмета,  проводя пальцем сверху вниз по всей протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим:  выступает верхний край одной из полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом), Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас получилось. Верхний край какой полоски выступает? (Коричневой).Значит эта полоска шире или уже? (Шире). А  чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая полоска какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка» узкая, а какая широкая. Воспитатель наблюдая за действиями детей, по необходимости спрашивает: «Коричневая полоска какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался? Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки .

Все довольны проделанной работой. Воспитатель хвалит детей. Машенька  благодарит и приглашает всех детей  на чай из самовара с бубликами.

Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки».

Дидактическая задача.

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения и  наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое», «узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.

Игровое правило.

Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в другую.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов, одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).

Раздаточный: такой же  как демонстрационный (по количеству детей).

Ход игры.

Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить широкие полотенца  для мамы и папы, а в другую стопку – узкие –для меня .  Помогите мне, пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель  говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к ребёнку). Жёлтое полотенце какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне покажет как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу вам  как можно сравнить полотенца по ширине не прикладывая их друг к другу, а накладывая их друг на друга». Воспитатель накладывает узкий прямоугольник на широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний край – шире, другое – уже.

Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо  определить какое «полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга. Затем  подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).

Во время выполнения задания  воспитатель подходит то к одному ребёнку, то к  другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как  ты узнал? Что ты сделал? Жёлтое полотенце уже или шире, чем зелёное? И так далее». После того, как все полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.

Дидактическая игра «Найди свой домик».

Дидактическая задача.

Закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать предмет к образцу).

Игровое правило.

По сигналу воспитателя найти свой домик.

Игровые действия.

Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение предметов по ширине (подбор к образцу).

Материал.

Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.

Ход игры.

Маша приходит в гости к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.

Воспитатель расставляет в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два комплекта полосок одинаковых по длине и цвету, но разных по ширине. Один комплект раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать «ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему ты решил, что это твой домик?  Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине? Покажи ширину полоски. И так далее».

Игра повторяется два-три раза, но при этом дети меняются «ключиками», затем  воспитатель меняет местами «замочки».

По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась эта игра! Мне не терпится научить всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».

 

Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки».

Дидактическая задача.

Развивать умения детей выполнять сравнения предметов  по толщине . Учить сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей правильно показывать толщину предметов.

Игровое правило.

Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть в маленькую «корзину».

Игровые действия.

Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный:  две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).

Раздаточный: на каждого ребёнка  две корзиночки (большая и маленькая) и по три пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.

Ход игры.

В  гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята,  я была в лесу и набрала много грибов. Бабушка попросила меня  разложить грибы по корзинам ».

Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину (показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает) грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой грибок надо класть в большую корзину, а какой –в маленькую. (Сравнить). Как сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?. У какого грибка ножка тоньше, у какого толще ? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой ножкой –в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».

Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины (большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины, чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку. Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.

Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.

Дидактическая игра «Поможем Маше разобрать ленты по длине».

Дидактическая задача.

Развивать умения детей сравнивать предметы по длине, используя приём наложения, и результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; упражнять детей в правильном показе длины предметов.

Игровое правило.

Длинную полоску положить в длинную коробку, а короткую полоску положить в короткую коробку.

Игровые действия.

Сравнение полосок по длине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: две коробки (длинная – 30 см и короткая – 20 см), две полоски одинаковой ширины (3 см), разной длины (30 см и 20 см) и разного цвета (синего и красного).

Раздаточные: на каждого ребёнка по две полоски синего и красного цвета, шириной 3 см, длиной 30 см и 20 см.

Ход игры.

Стук в дверь. Воспитатель идёт открывать и возвращается с Машенькой. Маша радостная: у неё в руках много разноцветных полосок. Она обращается к детям: «Ребята, сегодня матушка с батюшкой привезли мне с базара в подарок новую ленту за то, что я ласковая, приветливая, трудолюбивая. Посмотрите, сколько у меня красивых лент!» Кладёт их кучкой на стол. «Здесь и красные, и синие, и длинные, и короткие. Буду каждый день в косу новую ленту вплетать!» Воспитатель говорит: «Маша, а давай мы тебе с ребятами поможем разобрать ленты по длине. У нас и коробочки есть: одна – длинная, другая – короткая. Мы все длинные ленты сложим в длинную коробочку, а все короткие – в короткую. Тебе так удобнее будет». «Вот здорово!- говорит Маша.- Как я раньше не догадалась». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, поможем Маше? (Ответы детей). Тогда давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы узнать какая лента длинная, а какая короткая. (Сравнить). Правильно, ребята. Когда мы с вами прежде сравнивали предметы по длине, мы их прикладывали друг к другу. Но можно сравнивать предметы по длине и по-другому: накладывая их друг на друга. Вот посмотрите, пожалуйста, я на красную ленту (длинную) наложу сверху синюю (короткую). С одной стороны концы лент подравняю, края лент сверху и снизу совмещу. Вот длина красной ленты (показывает пальцем слева направо вдоль всей протяжённости). Вот длина синей ленты (показывает). Видите, конец красной ленты выступает.  Какая из них длинная? А какая короткая? Кто мне покажет, где остаток. Правильно. А теперь садитесь за свои столики. Мы с Машей каждому дадим по две ленты: длинную и короткую. А вы, накладывая ленты друг на друга, найдите длинную и короткую. Потом мы длинные ленты положим в длинную коробку, а короткие – в короткую». Дети приступают к выполнению задания. Когда ребёнок справился с заданием, воспитатель подходит к нему с коробочками и тихонько расспрашивает: « Какая лента длиннее (короче)? Как ты определил? Что нужно сделать? Покажи длину красной (синей) ленты. «Какая лента длинная (короткая)? Положи длинную ленту в длинную коробочку, а короткую ленту в короткую коробочку.»

В конце Маша благодарит детей за помощь, за то, что они отзывчивые, трудолюбивые, добрые.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математическая рыбалка". Дидактическая игра для детей подготовительной группы.

Игра помогает детям совершенствовать вычислительные навыки....

Авторская дидактическая игра для детей подготовительной группы «Виды знаков».

Цель игры: Закрепление у детей представления об общем виде знаков. Развивать умение классифицировать знаки на предупреждающие водителя об опасности, информационно- указательные знаки, запрещающи...

конспект занятия "Дидактические игры для детей подготовительной группы"

Игра способствует развитию ребёнка. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому в ходе игры дети могут обучаться....

План-конспект дидактической игры для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию "Путешествие по Борисоглебску"

Дидактическая игра расширяет представления детей  о родном городе, учит  узнавать и описывать историю города, достопримечательности, улицы и др .Воспитывет чувство гордости за родной город....

Дидактическая игра "Найди герб" (подготовительная группа)

Дидактическая игра направленная на закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о гербах городов Поволжья....

Дидактическая игра "Подбери узор" подготовительная группа

д/и "Подбери узор" худочественно-эстетическое развитие...

Музыкально-дидактическая игра для детей подготовительной группы «Поющие часы»

Игра «Поющие часы» развивает у детей старшего дошкольного возраста певческий диапазон голоса, фонематическое восприятие через дифференциацию звуков, налаживает работа артикуляционного аппарата. ...