Педсовет сообщение на тему: «Единство обучения и развитие творчества на занятиях по изодеятельности».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Часто затрудняет воспитателей решение в единстве задач обучения и развитие творчества на занятиях по изодеятельности.

Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием мелкой аппликации.

Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при  обучении изодеятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Н.П.Саксулиной, Т.Г.Казаковой, Н.Я.Шибановой, Т.Дороновой, С.Г.Якобсон.

Чем же следует руководствоваться педагогу, придумывая и применяя такие приемы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет сообщение на тему: «Единство обучения и развитие творчества на занятиях по изодеятельности».

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Часто затрудняет воспитателей решение в единстве задач обучения и развитие творчества на занятиях по изодеятельности.

Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием мелкой аппликации.

Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при  обучении изодеятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Н.П.Саксулиной, Т.Г.Казаковой, Н.Я.Шибановой, Т.Дороновой, С.Г.Якобсон.

Чем же следует руководствоваться педагогу, придумывая и применяя такие приемы?

Во-первых, он должен знать особенности, принципиальное отличие от других методов и приемов обучения; во-вторых, учитывать знание детей об окружающей действительности, интерес к различным явлениям жизни; наконец, четко знать задачи изобразительной деятельности, а следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.

Одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача – своеобразная формулировка, определений цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик» или «Позовем Петрушку в гости», или «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку».

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, т.е. происходит развитие игрового замысла.

Иногда педагог ограничивается только постановкой игровой задачи (сделаем для Петрушки фотографию), а на занятии проводит обычную работу. Получается, что детям «пообещали» игру, но она не состоялась. Произошло это потому что в таком игровом приеме не оказалось самого главного – игрового действия, через которое осуществляется любая игра. Следовательно, игровые действия являются непременным, одним из важных признаков игровых приемов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку дети делают лодочки (аппликация), сажают в них зайчат, они плывут по реке, выбираются на берег. Лодки с кривыми парусами могут перевернуться в них зайцы не хотят садиться. Дети ремонтируют такие лодки ит.п.

В тех случаях, когда дети увлечены на занятии происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они сами могут ставить новые задачи, придумывать новые действия и способы их выполнения.

Следует также помнить, что содержание игровых задач и игровые действия должны соответствовать знаниям детей об окружающем. В противном случае интерес детей на занятиях носит поверхностный , сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.

Игровые приемы могут строиться с использованием содержания знакомых для детей игр. Наиболее эффективны игровые ситуации с знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый интерес, желание выполнять работу. Глубокое знание отражаемых явлений возможной логики развития событий является основой для игровой импровизации воспитателя в условиях занятий. Например, малыши ритмичными мазками рисуют падающий снег. Воспитатель, проходя мимо робко работающего кистью ребенка, почти ненавязчиво, ласково говорит: «Ну, Ванечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках покататься негде». Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только «подсыпая снега, но и нарисовал дорожку, горку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок «прокатив» по горке зайца. Ушастый прыгал по нарисованным дорожкам и сугробам. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему не только успешно развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным.

Игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение поставленных задач и соответствовать им. Например, дети любят грибы. Используя макеты, атрибуты кукольного театра, можно изобразить уголок леса, белочку, которая безуспешно ищет грибы, затем находит, нос кривой шляпкой («объели улитки») сломанной ножкой, а крепких и здоровых грибов нет. Дети с радостью принимают игровую задачу: вылепить грибы и оставляют их в лесу на полянке для белочки. Созданная воспитателем ситуация дает им возможность понять требования к качеству изображения. С большим интересом, не отвлекаясь, дети лепят грибы и оставляют их на поляне. Белочка, узнавая белый, подберезовик, будет прятать грибы в дупло, нанизывать на ветки, угощать других белок, сожалеть, что гриб вырос на слишком тонкой ножке и вот – вот сломается. Но при этом, испытывая благодарность к детям, она пробует и прячет на ветке эту вкусную сыроежку. В такой форме дается образец анализа детских работ.

Для привлечения к анализу детей придумываются другие игровые приемы: они подсказывают белочке, где растет здоровый гриб на крепкой ножке, с круглой шляпкой, срывают и помогают прятать хорошие грибы, подсказывают, каким грибам надо подрасти, объясняют, почему получился гриб, похожий на мухомор и т.д.

Какие же игровые приемы можно использовать? Один из них – обыгрывание предметов, игрушек, картин – панорам и др. обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать ( «бегать» по ровненькой дорожке, «кататься с горки», «прыгать, как зайчик», «ходить, как медведь» и т.п.). в процессе этого приема воспитатель оставит перед детьми игровые задачи, побуждает к самостоятельной постановке  задач (Кого зайчик боится? Как ему помочь?). игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить.

Другой прием – обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей. Следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с еще не законченным (создаваемым).

Этот прием, как правило применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом, как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если нарисована (вылеплена) птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т.д., если изображена дорожка, то по ней будут «ходить» звери, люди и т.п.

Рисунок может обыгрываться так же с помощью игрушек. Например, пчела садится на красивые цветы, которые нарисовали дети. Словесно (с помощью диалога) передаются взаимоотношения между изображениями персонажами.

Другая разновидность приема – обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно называть «сюжетно-изобразительной игрой». Этот прием направлен на руководство процессом изображения, он как бы сопровождается, но включается в него. Способы выполнения в данном приеме разнообразны. Например, воспитатель, увидев рисунок, на котором изображена девочка в шубе, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая ребенку возможность выполнения более выразительного рисунка.

В руководстве изодеятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника, фотографа, строителя, продавца, покупателя. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослых.

С какой целью можно использовать данный игровой прием? Предлагая детям роль, воспитатель вызывает интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявленные ему требования.

В начале занятия любого типа, прежде чем формировать у детей замысел будущего рисунка (лепки), очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повышается активность дошкольников, стимулируются творческие проявления, а следовательно, улучшается и качество детских работ. Наиболее эффективен общественно направленный мотив (рисунок для мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.), но такое предложение не может быть частым. Дело в том, что изобразительные возможности детей ограничены, и поэтому их несовершенные рисунки, подделки нужны небольшому кругу людей. Поэтому подарки можно делать куклам, сказочным героям.

Игровой прием должен вызывать у детей желание выполнять работу требуемого качества, воспроизведя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих способов.

Очень часто на занятии в первой его части воспитатель подключает детей к показу способов изображения.

В этом случае можно использовать прием обыгрывания выполняемого незаконченного рисунка (лепки, аппликации). Например, на занятии по аппликации «Расцвели цветы на клумбе» показ ребенка. Воспитатель сопровождает словами: «Солнышко греет ласково, распустился один лепесток, еще один. Это лепесток меньше других вырос, наверное, его солнышко мало грело. Пусть он подрастет, сделай его побольше. Вот какой цветок расцвел. Мне кажется, что он даже пахнет, как живой».

Целесообразно использовать в первой части занятия и обыгрывание готового изображения (результата показа). Его целью является закрепление предложенного игрового мотива деятельности, оживление образа, предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой основе предупреждения возможных ошибок, уточнение задания. Так на занятии по рисованию на тему «Цыплята гуляют на лугу», курочка – хохлатка зовет только что нарисованного цыпленка клевать зернышки: «Куд – куда побежал»? Как же ты клевать зернышки будешь? Клюв у тебя большой да тупой вырос, а у моих цыплят клюв остренький. Может быть, ты утенок, а не цыпленок?

Воспитатель спрашивает у детей: «Как надо держать кисть, чтобы цыпленку нарисовать остренький клюв?»

Такое обыгрывание с целью оценки предварительного результата помогает детям припомнить и самостоятельно воспроизвести нужный способ изображения.

На занятия по сообщению новых знаний и на творческих также применимы игровые приемы.

Например, на занятие приходит Петрушка, говорит, что ему очень хочется посмотреть, как ребята рисуют. Узнав, что сегодня они будут рисовать огурцы, хвастливо говорит: «Ну, это очень просто, это я умею!», Петрушка берет кисть, это очень просто, набираю краски на кисть, так, чтобы краска не капала, кисточка не плакала и рисую. Раз – и огурец, еще огурец, готово!!!

Воспитатель: «Нет, петрушка, это не огурец, это больше похоже на зеленное яблоко, помидор. Дети, на что еще похоже? Какой формы огурец нарисовал Петрушка? Круглой! Ты, Петрушка, не рассмотрел его и поэтому неправильно нарисовал. Затем выясняют какой формы огурец, проводят пальцем по контуру, называя особенности формы. Затем воспитатель показывает, как правильно нарисовать огурец овальной формы, сопровождая свои действия словами: «Я вам сейчас секрет открою, чтобы легче рисовать огурцы, надо вести карандашом так же, как вы вели пальцем, сначала длинная сторона, она закругляется, потом опять длинная и т.д.

Воспитатель подводит детей к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением.

Методика применения игровых приемов в своей основе характерна для руководства изобразительной деятельностью детей во всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что своевременное обучение предполагает единый путь, от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщенных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение по теме: "Влияние сказки на развитие речи детей раннего возраста".

В рамках раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокомувоспр...

Сообщение на тему: Основные направления разностороннего развития дошкольников

Основой содержания дошкольного образования определены 4 основные направления дошкольников. Образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка: 1. Социально-коммуникативное развит...

Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на педсовете. Сообщение по теме:«Использование разных видов планированияпо реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изодеятельности

Цель моей работы: – Содействие развитию творческой личности. Создание условий развития неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру.https://nsportal.ru/sites/default/file...

Педсовет. Сообщение на тему: «Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей в режимных моментах»

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует...