Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка

Солоид Алёна Николаевна

Выступление на педсовете.

 

Сообщение по теме:

«Использование разных видов планирования

по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_vystuplenie_na_ped_sovete.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №31

Выступление на педсовете.

Сообщение по теме:

«Использование разных видов планирования

по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

 

Воспитатель

Солоид А. Н.

2017 г.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», которые рекомендованы на курсах повышения квалификации кандидатом педагогических наук О. Р. Меремьяниной.

Что такое планирование?

  • В практике образования планирование трактуется как процесс составления, разработки планов, проектов, продумывание последовательности будущих действий.

Зачем педагог планирует образовательную деятельность?

планирование – составная часть педагогической деятельности

  • выстроить единое образовательное пространство детства;

ФГОС о планировании

  • В содержании ФГОС дошкольного образования отсутствуют жестко заданные требования к планированию образовательной деятельности с детьми. По мнению разработчиков стандарта, выбор форм организации и содержания образовательной деятельности педагогическими коллективами осуществляется самостоятельно (Пункт 2. Раздел 2.9.).

В программе «От рождения до школы» о планировании

  • даны рекомендации к планированию образовательной деятельности которые, по мнению авторов, следует рассматривать как примерные. Разработчики подчеркивают, что:
  • «…образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы, либо переписать содержание этих разделов самостоятельно»;

по собственному усмотрению «частично или полностью изменять названия тем, определять содержание работы, временной период», вводить региональный и культурный компоненты, учитывать особенности своего дошкольного учреждения, использовать собственные наработки (культурные практики).

           Воспитателю при составлении плана, а руководителю или старшему воспитателю –при организации методического контроля важно учитывать следующее:

  • план должен быть максимально лаконичным, чтобы основное время педагога было посвящено общению с ребенком, но вместе с тем, информационно содержательным;
  • методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации;

составляться на основе анализа и учета результатов педагогического наблюдения

  • учитывать продвижения (затруднения) детей, содержать элементы прогнозирования;
  • не содержать компонентов репродуктивной деятельности, т.е. механического (без изменений) переписывания разработанного авторского содержания (конспектов занятий) из пособий в календарный план работы.
  • быть реальным, что достигается средствами постановки конкретных задач с учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей, текущих общественных событий, особенностей труда и быта взрослых, природного окружения и сезонных изменений в природе.

Перспективный план работы воспитателя

На основе методических рекомендаций О. Р. Меремьяниной «ФГОС. Или все ответы на вопрос «Как планировать образовательную деятельность с детьми»:

  • Перспективный план работы составляется воспитателем вместе со специалистами дополнительного образования на один-три месяца. Сроки определяются решением педагогического коллектива, и фиксируется в образовательной программе дошкольной организации.

Планирование это процесс интеграции

  • воспитателей, специалистов ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) и педагогов дополнительного образования. На правах участников образовательных отношений они вносят в планирование предложения содержательного и организационного характера

Комплексно-тематическое планирование

  • Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с детьми дошкольного возраста очень давно и успешно используется в специальной коррекционной педагогике.
  • Учитывая специфику коррекционно - образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно – тематической модели из специализированных групп в массовые.
  • для успешной реализации образовательной программы дошкольной организации, достижения целевых ориентиров и выполнения социального заказа родителей этот вариант планирования является неприемлемым, репродуктивным.

           Согласно пункту 2.12. ФГОС дошкольного образования часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующие содержанию методические рекомендации и пособия, парциальные программы, сборники практических материалов из опыта работы.

  • Они вносятся в образовательную программу дошкольной организации и постоянно находятся в групповой методической библиотеке воспитателя, согласно  принципу «пошаговой доступности».
  • Согласно положению Закона о сохранении авторских прав недопустимо использовать ксерокопии пособий и методических рекомендаций.

Проблемно-ориентированный анализ:

  • содержания раздела «Примерное комплексно-тематическое планирование» в программе «От рождения до школы» позволил установить, что: базовые тематические блоки: «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Осень», «Весна», «Лето», предлагаемые авторами-разработчиками, традиционно отражают события, связанные с подготовкой и проведением праздников социального календаря, сезонных изменений в природе.

Примерный перечень образовательных событий

  •  Международный день детской книги,
  •  Международный день мытья рук,
  • Международный день театра,
  • Международный день музеев,
  • Международный день пряника,
  • День рождения Деда Мороза,
  • День Пушкина А.С.

успешно влияет на развитие любознательности; расширение кругозора, способствует становлению ценностного отношения дошкольников к народным и региональным традициям.

темы игровых занятий (младший дошк возраст)

темы занятий-проектов, исследований, бесед, новые образовательные ситуации (старший дошкольный возраст)

Вносим в планирование региональный компонент «Зимующие птицы Алтайского края»

Исследовательский проект «Какие фрукты не растут в Алтайском крае?»

Кроме комплексно-тематического плана работы организованную образовательную деятельность регламентируют сетка занятий и расписание занятий.

  • Сетка занятий показывает общее количество занятий и их виды по основным направлениям развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в течение недели.
  • Расписание занятий определяет их последовательность, регулирует время проведения, конкретизирует место проведения занятий (спортивный зал, бассейн, музыкальный зал, студия художественного творчества, компьютерный класс и др.). Расписание занятий составляется с учетом следующих требований СаН ПиН (извлечения):

Планирование и организация занятий носит открытый характер, что предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров и методического сопровождения и, с другой стороны, возможность педагогу отклониться от них, изменить структуру занятия, игру, текст художественного произведения, вопросы, развивающее пространство.

  • При планировании образовательной деятельности в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, как форму планирования. Она помогает педагогу установить «баланс» между основными направлениями образовательной деятельности: социально-коммуникативному; познавательному; речевому; художественно-эстетическому; физическому развитию и осуществить самоконтроль за планируемым содержанием.

Как обеспечить оптимальный режим нагрузки?

  • понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели;
  • каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме организации;
  • педагогу необходимо выделять время для индивидуального, неформального общения с детьми;
  • необходимо учитывать время для совместных игр с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять.

Золотые правила деятельностного подхода

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному опыту.
  • С ребенком будь не «НАД», а «РЯДОМ».       Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.      Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Изменения в циклограмме

пояснительная записка (из методички, особенности вашей группы - разновозрастная, дети с овз на основе программы от рождения до школы)

на неделю, без тем

работа с родителями утром не прописывается (имеется ввиду беседы о ребенке, консультации), занимаемся детьми, прописывается работа с родителями вечером

вносится в циклограмму взаимодействие со специалистами

Цель упражнений,заданий прописывать не обязательно у знакомых игр (если игра новая, то вносим в картотеку, название сайта указываем), весь материал берем из программы от рождения до школы.

Циклограмма должна быть понятна другому воспитателю (подменный).

НОД не прописывается в циклограмме.

Если указываем цель, то по ФГОС употребляем  слова развивать, не учить.

Организация развивающей среды (материал для деятельности с детьми в течение неделя, атрибуты для игр, новые книги внесли, выставка).

Список литературы.

Календарное планирование не обязательно (репродуктивной деятельностью, механическое переписывание).

Сокращения в планировании не приветствуются, особенно если отправляется работа на конкурс (П/и, С/р).

Проверяющие - 1 неделя октября в пятницу, 3 занятия (2 раза в неделю познание: например,  понедельник и пятница, это 10 занятие).

Планы должны быть методически грамотными, адекватно возрастным особенностям детей. (Детские проекты  должны реализуются  с детьми подготовительной группы) педагогические, исследовательские проекты разный возраст.

Мониторинг эффективности педагогических воздействий не предусматривает процентного соотношения, наблюдения, опрос.

Воспитатель отвечает за подбор стихов, выразительность чтения на музыкальных праздниках и развлечениях, за остальное отвечает музыкальный руководитель.

Механически конспекты не переписываются, можно вносить изменения.

Методист отвечает за методическое обеспечение, ксерокопии изданий использовать нельзя.

Ответы на вопросы педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста  в соответствии с ФГОС ДО на неделю...

«Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Календарный план воспитательно- образовательной работы с детьми старшей группы в соответствии с ФГОС ДО на неделю по теме: "Слава Армии родной!"...

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Календарно - тематическое планирование на каждый день в старшей возрастной группе на тему "Моя семья"...

"Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами"

в данном материале предложен вариант планирования игровых заданий при составлении воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соотвествии с лексическими темами....

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...