"Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами"
методическая разработка на тему

Куцева Юлия Олеговна

в данном материале предложен вариант планирования игровых заданий при составлении воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соотвествии с лексическими темами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_leksicheskim_temam_dlya_starshey_gr.docx53.31 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема:  «Урожай» 

1. Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят

Краснобоки, краснощёки.

На ветвях своих высоких

Словно солнышки горят!

Лёгкие хлопки ладонями по щекам.

Руки поднять вверх.

Руки на поясе, повороты направо – налево.

Руки поднять вверх.

Соединить руки в круг над головой.

2. Развитие мелкой моторики

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Левую ладошку держат «ковшиком».

Указательным пальцем правой руки «мешают» в «ковшике».

Загибают по одному пальцу на левой руке.

Размешивают пальцем в «ковшике».Соединим ладони,  протягивают руки вперёд.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мягкого нёба «Кашель». Упражнение для губ и языка «Вкусное варенье». Упражнение для языка «Чистим зубки»

Упражнения для мимических мышц: «Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! А какие сочные груши! И как их много!!!

Откусили кусочек яблочка, а там червяк.» Удивление, Восхищение, Радость, Огорчение

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Игра «Хлопай – топай». На звук [А] – хлопать, на звук [У] –топать: А, А, У, А, У, У, У, А.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Магазин соков».   Образование относительных прилагательных от существительных.  Сок из яблок,  какой? (яблочный). Из груш? (грушевый).  Из слив? Из персиков? Из абрикосов? Из апельсинов? Из мандаринов? Из винограда?

6. Развитие связной речи Составление описательных рассказов о фруктах.  Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по теме.

Лексическая тема:   «Краски осени»

1. Развитие общей моторики

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!

Идут по кругу, взявшись за руки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Смотрят по сторонам в «бинокль».

2. Развитие мелкой моторики

Дождик, лей, лей, лей!

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой

Потряхивания кистями обеих рук.

Прижать ладони к груди.

Обе руки вытянуть вперёд.

Руки положить на бёдра.

Скрестить ладони на голове.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Бегемотик»

Упражнение для губ «Осенний ветерок»

Упражнение для языка «Лужа»

Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.

Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].

Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:

«Скажите, что шумит?»  (ветер) «Что шуршит?»  (листья) 

«Кто кричит?»  (дети, мальчик)  «Что гудит?» (самолет, автомобиль) 

«Кто разговаривает?»  (люди)  и т.д.

Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении,

в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

) Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…) Дождь? (идёт, капает, стучит…)  Тучи?  Трава?  Ветер?

2) Подобрать признак к предмету по теме «Осень»

Солнце осенью, какое? (тусклое…) Листья осенью, какие? (жёлтые, красные, коричневые)  Трава осенью, какая? Небо осенью, какое? Дождь осенью, какой? Ветер? День? Земля?

6. Развитие связной речи

Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок  по лексической теме.

Лексическая тема:  «Животный мир»

1. Развитие общей моторики

Медвежонок – топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок – щёлк-щёлк,

А зайчонок – скок-скок,

А лисёнок – прыг-прыг.

Руки на поясе, 2 раза топают.

2 раза хлопнуть в ладоши.

2 раза щёлкнуть пальцами.

Руки на поясе, ноги вместе, 2 раза прыгнуть.

Прыгнуть сначала на одной, затем на другой ноге.

2. Развитие мелкой моторики

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем на левой руке.

Соединить ладони и положить под  щёку.

Поочерёдное соединение пальцев с большим пальцем  на правой руке.

Правую ладонь приставить ко лбу, «смотреть» вдаль.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ «Зайчик»

Упражнение для щёк и языка «Белочка убирает орешки в дупло»

«Сердитая кошечка»

Верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 сек.

Рот закрыт, острый язык толкается сначала в одну, затем в другую щёку  

  Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка «выкатывается» вперед  5 р.                                            

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Ёж (1 хлопок); волк (1); за-яц (2);  ли-са (2); мед-ведь (2); лось (1); рысь (1); Со-ба-ка и

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Назовём  детёныша: «У ежа детёныш – ежонок;и т.д.

2) «Кто,  где живёт?»  Лиса живёт в норе; ёж живёт в (норе); медведь в … (берлоге); волк  в  (логове); белка живёт  в … (дупле) 

6. Развитие связной речи

1) Чтение рассказов, стихотворений, отгадывание загадок о животных наших лесов.

2) Чтение с обсуждением сказки «Теремок».

Лексическая тема:  «Я - ЧЕЛОВЕК!»

1. Развитие общей моторики

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

 Разожмём и на бочок.

Руки вперёд, в кулачок,

Разожмём и в кулачок.

Стоят в шахматном порядке, выполняют движения согласно тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь!

Есть колени и спина, но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы   и виски,

И  глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Проговаривать текст,  показывая данную  часть тела.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти

Упражнение для губ «Лягушка – Слоник»

Упражнение для языка «Лошадка»

Открывать – закрывать рот, щёлкая зубами.

Попеременно «улыбка – трубочка», 5 раз.

Цокать языком 10 сек.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

 «Поймай звук У» (в словах), с ударением и без: утка, конь, уши, утенок и т.д.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Исправить ошибки Незнайки и сказать правильно: «Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу. Подбородок нужен кулакам».

2) Подумайте  и ответьте:  «Сколько глаз у двоих детей? (4)  Сколько пальцев на двух  руках? (10)  Сколько пальцев на правой ноге? (5) Сколько носов у  четырёх  девочек? (4)»

6. Развитие связной речи

Составление рассказа – описания  «Человек, части тела».

Лексическая тема:  «Наш быт»

1. Развитие общей моторики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Стоят в  кругу, хлопают в ладоши.

Берутся за руки, идут по кругу.

Руки на поясе. На первое слово садятся, на второе – встают и т.д.

2. Развитие мелкой моторики

Пальчики мы загибаем,

Стулья быстро мы считаем:

Один стул, два стула, три стула,

Четыре стула, пять стульев,

Шесть стульев, семь стульев,

Восемь стульев, девять стульев, десять!

Ритмично сжимать – разжимать пальчики на обеих руках одновременно.

Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца на левой руке и заканчивая мизинцем на правой руке.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти

Упражнение для губ

Упражнение для языка «Качели»

Открыть – закрыть рот, 5 раз.

Покусать верхнюю губу нижними зубами; Покусать нижнюю губу верхними зубами.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Как шумит холодная вода?  «С – С – С …»  Как шумит горячая вода?  

2) деление слов на слоги (название мебели, посуды)

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Игра «Где мяч?» Употребление предлогов (по демонстрации действий): «Мяч под столом. Мяч на столе. Мяч между столами. Мяч за столом».

2) Игра «Сосчитаем до 5».  Один утюг, два утюга, три … четыре … пятьутюгов; одна кровать, две кровати, три … четыре … пять кроватей; одно трюмо, два трюмо, три … четыре … пять трюмо.

3) «Великан и Гномик».  У Великана – стол, а у Гномика – столик. У Великана – стул, а у Гномика  …  У Великана – кресло, а у Гномика … У Великана – шкаф, а у Гномика …

6. Развитие связной речи

Беседа по вопросам техники безопасности при работе с домашними электроприборами.

Лексическая тема:  «ТРАНСПОРТ»

1. Развитие общей моторики

Игра «Светофор»
Вращая руками воображаемый руль, дети «мчатся» по условным дорожкам. Поворачивая по команде то вправо, то влево, правильно реагируют  на сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый.

2. Развитие мелкой моторики

Нас с тобой переведёт

Пешеходный переход…

«Ходят» указательными и средними пальчиками по «зебре» (на ударные слоги).

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Эскалатор»

Упражнение для губ «Паровоз»

Упражнение для языка «Гребём веслом»

Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот, кончик языка – за нижними зубами. Затем медленно закрыть рот.

Беззвучно произносить губами: «П – п – п …»

Рот открыт. Острым кончиком языка водить вправо – влево, касаясь  уголков рта            

                                                     

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

 Разделите слова на части хлопками: «Са-мо-лёт (3); по-езд (2); па-ро-воз (3); мет-ро (2); ав-то-мо-биль (4); ма-ши-на (3); вер-то-лёт (3); ко-рабль (2); па-ро-ход (3)».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Скажите наоборот: «Подъехал – отъехал; въехал – съехал; выехал – заехал; улетел – прилетел; вылетел – залетел; укатил – прикатил; уплыл – приплыл».

2) Исправьте Незнайку и скажите правильно:  «Машина ехать (машина едет); самолёт лететь; корабль плыть; поезд гудеть; автобус сигналить; троллейбус идти».

6. Развитие связной речи

Чтение с обсуждением художественных текстов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

Лексическая тема:  «ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»

1. Развитие общей моторики

Чей сегодня День рождения?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвёл весенний,

Первый мартовский цветок?

Для кого? Для кого?

Догадайтесь сами:

И пирог, и цветок

Мы подарим маме!

Пожимать плечами.

Прижимать ладони, «печь пироги».

Соединить кисти, изображая «бутон».

Развести медленно пальцы рук.

Руки на поясе, делать повороты корпуса          

Соединить ладони, затем развести пальцы.

Протянуть руки вперёд.                                                                            

2. Развитие мелкой моторики

Вот помощники мои,

Их, как хочешь,  поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять!

Постучали,

Повертели –

И работать расхотели!

Круговые движения  кулачками обеих рук.

Ладонями вверх – вниз.

Загибать по одному пальчику на обеих руках.

Круговые движения кулачками.

Постучать указательными пальцами по столу.

Водить указательными пальцами          

Положить ладони на колени.                                                              

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Проснулись»

Упражнение для губ «Улыбнулись маме»

Упражнение для языка «Почистили зубки»

Медленно широко зевнуть.

Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.

Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

 «Подари картинке маме» со звуком М

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Исправьте  ошибки Незнайки и скажите правильно:  «Сначала

родилась дочка, а потом мама. Бабушка младше мамы.Я – бабушкина дочка».

6. Развитие связной речи

Составить рассказ  «Моя мама»

Лексическая тема:  «Наши защитники»

1. Развитие общей моторики

На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат!

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Руки поднять вверх.

Руки развести в стороны.

Рукой «отдать  честь».

Руки поднять вверх.

Круговые движения руками - «плыть».

Стоять, руки вдоль туловища.

2. Развитие мелкой моторики

Летит самолёт высоко,  высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Лётчик за кругом делает круг…

Ему самолёт и товарищ, и друг.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

Соединить ладони, плавно выдвигая их вперёд.

Руки вытянуты вперёд, круговые движения кулачками.

Скрестить кисти в запястьях, делая взмахи.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ «Забор»

Упражнение для языка «Качели»

Рот закрыт, растянуть губы в улыбке, чтобы виднелись и верхние,  и нижние зубы, 10 сек.

Рот широко открыт. Острым языком вверх, за верхние зубы, затем вниз – за нижние зубы.

Повторить 5 раз.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Игра «Что делает?»  Лётчик – летает; танкист – едет в танке; парашютист – прыгает с парашютом; снайпер - …; сапёр - …; пограничник - …

2) Игра «Один – много»  Лётчик – лётчики; танкист – танкисты; парашютист - …;

подводник - …; пограничник - …; сапёр - …; солдат - …

6. Развитие связной речи

«Кто лишний и почему?»   Снайпер – сапёр – артист – танкист;

«Что лишнее и почему?»    Пистолет – винтовка – ружьё – поварёшка.

Лексическая тема:  «Моя семья»

1. Развитие общей моторики

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Мама, мама – это  ты?Да, да, да!

Папа, папа – это ты?

Да, да, да!

Братец, братец – это ты?

Да, да, да!

Ах, сестрица – это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да – да – да!

Прикладывают ладонь ко лбу – «смотрят».

Ритмично хлопают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Руки на поясе, повороты корпуса

Ритмично топают 3 раза.

Берутся за руки, идут по кругу.

2. Развитие мелкой моторики

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочерёдно сгибают по одному пальчику, начиная с большого пальца.

Соединяют кисти в кулак.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для щёк и губ «Прощание»

Упражнения для языка «Дразнилка»

«Малыш сосёт соску»

Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Шлёпать губами по языку, произнося: «Пя-пя-пя ...», 10 сек.

Сомкнутые губы вытянуть вперёд хоботком и производить сосательные движения.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) «Чьи вещи?» Образование притяжательных прилагательных: «Юбка мамы – мамина. Шапка папы – папина. Платье бабушки – бабушкино. Брюки дедушки – дедушкины».

2) Игра «Один – много».   Сестра – сёстры; брат – братья; мама – мамы; папа – папы; бабушка – бабушки; дедушка – дедушки.

5. Развитие связной речи

Составление рассказа – повествования   «Моя семья»

Лексическая тема:  «Новогодний калейдоскоп»

                                     

1. Развитие общей моторики

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принёс.

На верхушке, выше веток,

Загорелась, как всегда,

Самым ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда!

Стоят в кругу, ритмично хлопая в ладоши.

Правая рука на груди, кланяются вперёд.

Идут по кругу, немного наклонившись, «несут» на плече ёлку.

Поднимают руки вверх.

Руки – в стороны, ноги широко раздвинуты.

Руки вверху, над головой, одна ладонь на другой, пальцы широко раздвинуты.

2. Развитие мелкой моторики

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Пальцы обеих рук пропускают между собой, затем разворачивают ладони наружу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ «Новогодние шарики»

Упражнение для языка «Новогодние качели»

Маленькая – большая «трубочка», можно произносить: «У – а…»

Рот широко открыт, язык за верхними зубами, затем  - за нижними          , 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Выделение первого звука в названии новогодних принадлежностей (игрушки, гирлянды, фонари и т. д.)

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Исправьте  ошибки Незнайки и скажите  правильно:  

«Маска любит надевать Машу. Ёлка пляшет вокруг Снегурочки. Дети нарядили игрушки ёлками. Ёлка зажглась на лампочках.   Дед Мороз принёс мешок в подарках».

2)  «Великан и Гномик».  У Великана – ёлка, а у Гномика – ёлочка. У Великана – новогодний  шар, а у Гномика …  У Великана – гирлянда, а у Гномика …  У Великана – новогодняя игрушка, а у Гномика …

6. Развитие связной речи

Составление повествовательных рассказов о Новом годе.

Отгадывание загадок, заучивание стихотворений по лексической теме.

Лексическая тема:  «Здравствуй, зимушка-зима!»                

1. Развитие общей моторики

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли во дворах –

Всё нам было мало!

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки вниз слетели!

Отводят руки за спину, имитируя движения конькобежца.

«Играют» в снежки.

Разводят руки в стороны.

Поднимают руки вверх и

ритмично трясут кистями.

Имитируют движения лыжника («Классический ход»)

Приседают, руки на коленях.

Встают и хлопают в ладоши 4 раза.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем несладкий!

Загибают пальчики на одной руке.

«Лепят» снежок, меняя положение ладоней.

Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.

Грозят указательным пальчиком.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для щёк и губ  «Снеговики радуются снегу и морозу»

Упражнение для языка:

«Сосулька»

«Санки – ледянки»

«Горка для спуска»

Надуть щёки, весёлое изображение глаз, 5 сек.

Вытянуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать  под счёт до 10.

Сделать язык «чашечкой», подержать 10 сек.

Открыть рот, убрать кончик языка за нижние резцы, выгнуть язык «горочкой», 10 сек.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Назвать по порядку зимние месяцы.

2) «Зимние виды спорта» Хоккей, лыжи, биатлон, фигурное катание, бобслей, санный спорт, горные лыжи, прыжки с трамплина.

3) «Подбери слово».  Подобрать похожие (однокоренные)  слова к слову  СНЕГ (снежок, снежки, снеговик, снежинка, Снегурочка, подснежник, снегирь, снегоуборочная машина).  6. Развитие связной речи Чтение литературных текстов И.С. Никитин «Встреча зимы», Е.Трутнева «Первый снег»,

Лексическая тема:  «Встречаем птиц»

1. Развитие общей моторики

Птички летали, крыльями махали.

На деревья сели, вместе отдыхали…

Дети бегут  друг за другом по кругу, размахивая  руками.

Садятся на корточки, соединяя руки за спиной.

2. Развитие мелкой моторики

Утка крякает: «Кря – кря»,

Гусь гогочет: «Га – га»,

Грач кракает: «Кра – кра»,

А ласточка чифкает: «Чиф – чиф».

Большой палец 2 раза прижать

К указательному

К среднему

К безымянному

К мизинцу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Птенчики»

Упражнение для языка «Клюв»

Открывать – закрывать рот, одновременно произнося: «Ам – ам – ам …»

Вытянуть изо рта острый язык и подержать под счёт до 10.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Твёрдый – мягкий звук».   Если в слове первый звук [Т] – показать синюю пробку, а если звук [Ть] – зелёную: «Тетерев, туфли, телефон, танк, тюль, телеграмма, тумба, тигр».

2) Разделить слова на части (слоги): «Ут-ка (2); гусь (1); грач (1); со-ло-вей (3); жу-равль (2); ку-куш-ка (3); скво-рец (2)».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) «Как улетают птицы?»  Гуси, утки, лебеди – вереницей. Ласточки, грачи, скворцы – стаей.  Журавли – клином. Кукушки – поодиночке.

2) «Чем питаются птицы?» Червячками, бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами. Птицы – насекомоядные.

6. Развитие связной речи

Чтение текстов о перелётных птицах: Д. Мамин - Сибиряк  «Серая Шейка»,

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Отгадывание загадок по лексической теме.

Игры «Узнай птицу по описанию», «Кто как голос подаёт».

Лексическая тема:  «Весна шагает по планете»

1. Развитие общей моторики

Вот идёт, идёт весна,

Быстроногая она:

По дорожкам – топ-топ,

И по лужам – шлёп-шлёп!

Идут по кругу  друг за другом.

Руки на поясе, ритмично топают.

Шлёпают ладонями по коленям.

2. Развитие мелкой моторики

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет.

Соединяют вместе ладошки.

Медленно разводят пальцы в стороны.

Плавные движения пальцами рук.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для мышц шеи «Ветерок качает подснежники»

Упражнение для челюсти «Медведь проснулся после зимней спячки»

Упражнение для щёк  «Исхудавшие за зиму зверята»

Упражнение для мимических мышц

«Люди радуются приходу весны»

«Ласково греет солнышко»

Спина ровная, наклоны головой в стороны.

Зевают 3 раза, широко открывая рот.

Втянуть обе щеки между зубами и удержать под счёт от 1 до 10.

Выразить мимикой радость.

Посмотреть на потолок, закрыть глаза, улыбнуться.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Кулачки или ладошки?»   Дифференциация звуков [Ф - Фь]. На звук [Ф] ударить кулачками по столу, а на звук [Фь] – погладить ладошками. Слова: факел, фикус, фокус, фантики, финики, фонтан.

2)  Повторите, не ошибаясь: «ФА – ФА – ФЯ;    ФЁ – ФЁ – ФО;   ФА – ФИ – ФЮ – ФЯ».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1)   Скажите наоборот:  «Тепло – холодно; грязно - … ;  светло - … ;  день - … ;  утро - …» 2)   Установите  порядок:  «Утро после ночи, перед днём.  День после … , перед …Вечер после … ,  перед

6. Развитие связной речи

Чтение литературных текстов о весне  (с обсуждением), отгадывание загадок. Выучить названия времён года, весенних месяцев.

Лексическая тема:  «Космос»

1. Развитие общей моторики

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки – в стороны, к плечам,

Дружно мы покажем вам!

Руки за голову, и, вот,

Наклоняемся вперёд!

Приседаем и встаём,

И ничуть не устаём!

Раз – прыжок, два – прыжок,

Ноги  ставим на носок.

О опять шагаем, руки поднимаем.

Маршируют, идя по кругу.

Стоя на месте, выполняют движения.

Руки  - за голову, выполняют наклон вперёд.

Руки на поясе, приседают – встают.

Руки на поясе, поворачивают головой  

Руки на поясе, прыгают на правой ноге, затем – на левой ноге.

Руки на поясе, встают на носочки.

Маршируют, идя по кругу.

2. Развитие мелкой моторики

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем - сама не знает!

Между ладонями катают маленький шарик (можно использовать грецкий орех), одновременно проговаривая двустишие.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для языка «Ракета»

«Космонавт светит фонариком»

Упражнение для языка и нижней челюсти

«Люк открыть - закрыть»

Рот широко открыт, показать «острый» язык, удержать под счёт от 1 до 10.

Улыбнуться, водить острым языком

Присосать широкий язык к нёбу – «грибочек», открыть – закрыть рот, повторить 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши:  «Лу-на, Зем-ля, звёз-ды, ра-ке-та, ко-ме-та, кос-мос, кос-мо-навт».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1)   Игра «Один – много». Звезда – звёзды, космонавт – космонавты, ракета – ракеты,скафандр – скафандры.

2)   Сосчитайте до 5:  «Одна ракета, две ракеты, три … четыре …пять6. 6.

6. Развитие связной речи

Беседа «День космонавтики». Рассказать детям о значении покорения космоса, его героях – космонавтах. Чтение литературных текстов, отгадывание загадок, объяснение пословиц по лексической теме.

Лексическая тема:  «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»

1. Развитие общей моторики

Майский праздник –  День Победы

Отмечает вся страна!

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Идут по кругу строевым шагом.

Имитация движений.

Идут по кругу строевым шагом.

Левая рука – на  поясе, правую  ладонь прикладывают ко лбу – «смотрят».

2. Развитие мелкой моторики

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Победителю – солдату сотни раз

Поклон земной!

Большим пальцем касаться поочерёдно к каждому пальчику, начиная с указательного. (Делать одновременно обеими руками)

Правую ладонь – на грудь, наклон головой.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для языка

«Автомат»

«Пулемёт строчит»

«Самолёт – штурмовик»

Стучать языком по верхним зубам: «Д-д-д …»

Стучать языком по верхним зубам: «Т-т, т-т-т»

Тянуть звук [у]: громко – тише  – тихо

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1)   Назовите последний звук в слове: «Медаль, орден, ветеран, герой, война, бой, победа».

2)   Разделите слова на части: «Ме-даль, бой,  ор-ден, ге-рой, вой-на, наг-ра-да, ве-те-ран, бо-ец, по-бе-да, сол-дат, па-рад»

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1)   Игра «Один – много»: Солдат – солдаты – много солдат; воин – воины – много воинов;

герой – герои – много героев; ветеран – ветераны – много ветеранов.

2)   Сосчитайте до пяти: «Один солдат, два солдата, три …, четыре …, пять солдат; и т.д. 

6. Развитие связной речи 

Беседа о Великой Отечественной войне. Значимость праздника «День Победы». Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Лексическая тема:  «Здоровей - ка» (ягоды)

1. Развитие общей моторики

Мы шли, шли, шли,

Землянику мы нашли!

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём искать опять.

Дети идут по кругу друг за другом.

Приседают и «собирают ягоды» в ладошку.

Встают, шагают на месте.

2. Развитие мелкой моторики

Раз – малинка, два – малинка,

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринки

Не осталось ни малинки.

Кто по ягоды пойдёт,

Тот корзиночку возьмёт!

Дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний.

Прикасаются пальцами правой руки к ладони левой («есть»).

Переплетают пальцы («корзинка»).

Покачивают указательным пальцем        

                                                   

Хлопают в ладоши (4 раза).

Прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперёд.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для языка.

Проснулся Язычок – открыл окошко.

Посмотрел налево – направо.

Посмотрел вверх – светит ли солнышко.

Посмотрел вниз – нет ли луж.

Закрыл окошко.

Открыть широко рот, подержать 5 сек.

Движения кончика языка в стороны        

Кончик языка вверх, к носику      

Кончик языка вниз, к подбородку    

Закрыть рот.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Звук».   Сколько раз вы услышали  звук [И]?  «И (1 раз); И-И  (2); И-И-И (3); И-И(2)» 2) Разделить слова на части (слоги) хлопками: «Клюк – ва (2), чер – ни – ка (3), ма – ли – на (3), брус – ни – ка (3), е – же – ви – ка (4), го – лу – би – ка (4), зем – ля – ни – ка (4)».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Игра «Один – много».  Малина – много малины, клюква – много …, черника – много черники, земляника – много …, голубика – много …, брусника – много …, ежевика – много …

2) «Варенье и компот из ягод».  Из малины сварят малиновое варенье и малиновый компот; из клубники сварят …; из земляники сварят  и т.д.

6. Развитие связной речи

Беседа о пользе ягод  для здоровья, отгадывание загадок о ягодах.

Лексическая тема:  «Город мастеров» (профессии)                      

1. Развитие общей моторики

Я расту, расту, расту.

А когда я подрасту –

Буду поваром, танкистом,

Клоуном и машинистом.

Сидят в кругу на носочках, медленно поднимаясь на каждое слово.

Встают на носочки, руки тянут вверх      

Сесть – встать.

Сесть – встать.

2. Развитие мелкой моторики

Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Нужно только браться за дело

Очень старательно и смело!

Большим пальцем касаться поочерёдно к каждому пальчику, начиная с указательного пальца. Делать одновременно обеими руками.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для языка «Маляр»

Упражнения для мимической мускулатуры:

«Серьёзный врач» «Улыбающаяся балерина»  «Добродушный повар»

Водить кончиком языка по твёрдому нёбу: вперёд – назад, 5 раз.

Изображают мимикой

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) Игра «Хлопай – топай». На слова – профессии -  хлопать, на другие – топать: (повар, помидор, врач и т.д.)

2) Разделите  слова на части:  «По-вар (2); у-чи-тель (3); во-ди-тель (3); груз-чик (2); про-да-вец (3); пе-ви-ца (3); врач (1); лёт-чик (2)».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

 «Кто это делает?» Образование существительных от глаголов: «Учит – учитель; строит – строитель; воспитывает – воспитатель; водит – водитель; грузит – грузчик; летает – лётчик; продаёт – продавец; варит – повар; убирает – уборщица; танцует – танцовщица; поёт – певица»

6. Развитие связной речи

Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений;  отгадывание загадок по лексической теме.

Лексическая тема:  «Азбука безопасности»

1. Развитие общей моторики

- Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

Идут по кругу, взявшись за руки.

«Пылесосят», ритмично двигая двумя руками.

2. Развитие мелкой моторики

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмём,

Быстро мясо провернём.

Миксером взбиваем дружно

Всё, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь!

Ладони лежат на столе, пожимают плечами.

«Лепят» котлеты, соединяя  ладони.

Пальцы левой  кисти соединяют  в кулак,

правой – быстро  крутят по часовой стрелке.

Держат горизонтально левую ладонь,

Полусогнутыми пальцами правой кисти вращают над левой ладонью.

Показывают обе ладони.

Делают вращательное движение пальцами правой кисти.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для языка

«Пылесос»

«Утюг гладит бельё»

Губы «хоботком», произносить звукосочетания: «Дж – дж – дж …».

Водить острым кончиком языка по твёрдому нёбу (упражнение  «Маляр»).

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1)  Разделить слова на части (слоги): «Те-ле-ви-зор, маг-ни-то-фон, пы-ле-сос, те-ле-фон, ра-ди-о, тор-шер, у-тюг, ком-пью-тер, хо-ло-диль-ник, пли-та.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1)   Сосчитайте до 5: «Один высокий холодильник, два высоких холодильника, три ... четыре ... пять высоких холодильников;  одна стиральная машина, две стиральные машины, три стиральные машины, четыре стиральные машины,  пять стиральных машин».

2)   Закончить предложения: «Мама стирает бельё в ... (стиральной машине); папа чистит ковёр ...; дочь гладит одежду ...; сын поджарил хлеб в ... (тостере);  фильмы показывают по ...; дедушка проворачивает мясо в ...;

6. Развитие связной речи

Беседа по вопросам техники безопасности при работе с домашними электроприборами.

Лексическая тема:  «Народная культура и традиции»

1. Развитие общей моторики

На горбушке

три забора, три избушки, три Егора.

Справа – дедушка Егор, слева – дядюшка Егор.

Справа – дедушка Егор, слева – дядюшка Егор.

Игра А у среднего забора, не Егор,

а пол Егора,

Потому что он пока от горшка, два вершка.

руки поднять вверх, изобразить полукруг, большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх руки держать перед собой, пальцы развести в стороны

соединить концы пальцев вместе, изобразить  крышу  избушки,  поднимая руки вверх

руки опустить вниз вдоль туловища

шаг вправо и руки вправо

шаг  влево  

 руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз

походить на месте

2. Развитие мелкой моторики

                                            Потешка Пальчик- мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

Показать большой пальчик

Разгибать поочередно пальцы, начиная с указательного.

3. Развитие артикуляционной моторики

«Испекли блинчик»

«студим блинчик»

«Съели блинчик»

«варенье»

Широкий язык на нижней губе

Дуем на язык

Убираем в рот

Широкий язык на верхней губе

(счет до 5, 5раз)

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Называть первый звук в словах: акула, азбука, удилище, утенок, укол, аист, ушат, укроп, альбом.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1 игра: «Один-много» изба – избы, самовар…, прялка…, печь…., калач…., ушат…., колодец….., половик….

 2 игра: «Назови ласково» с теми же словами (см. игру 1)

6. Развитие связной речи

Беседа на темы: «Какими были игрушки»