«Проблема индивидуального подхода в дошкольной образовательной организации»
статья (средняя группа) на тему

Полухина Светлана Николаевна

В последние десятилетия проблема индивидуализации педагогического процесса является наиболее актуальной. Каждый ребенок в своем роде единственный и уникальный. Данная уникальность проявляется в индивидуальных особенностях ребенка.  Считается, что дошкольное воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polukhina_s_n.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема индивидуального подхода в дошкольной образовательной организации»

С.Н. Полухина, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»,  
г. Железногорск, Курская область

В последние десятилетия проблема индивидуализации педагогического процесса является наиболее актуальной. Каждый ребенок в своем роде единственный и уникальный. Данная уникальность проявляется в индивидуальных особенностях ребенка.  Считается, что дошкольное воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.

Необходимость индивидуального подхода связана с тем, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности ребёнка, раскрываться его особенные, уникальные способности. [1]

Проблеме индивидуального подхода уделяли внимание многие известные педагоги. 

В педагогической системе Я.А. Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Особое место занимают труды Жан-Жака Руссо. Согласно теории Руссо, «воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития, а для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности». [6]

Известный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Н. К. Крупская в вопросе об индивидуальном подходе к детям обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». [2]

         А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. [4]

Тем не менее, проблема индивидуализации воспитания остаётся на сегодняшний день одной из центральных педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в слабой проработанности конкретных способов ее осуществления. «Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный подход в обучении - это учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания» [3].

Основное противоречие традиционного обучения в ДОУ связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. Уровень профессиональной компетентности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные черты. Чем лучше он разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может организовать воспитательно-образовательный процесс. Необходимо учесть, что педагог должен не только представлять себе основные характеристики детей своей группы - их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей.

Считается, что проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:

- знание и понимание детей;

- основательный теоретический баланс;

- способность педагога анализировать. [5]

Для обеспечения выше обозначенных аспектов, педагог в свою работу должен включать следующие моменты:

  • развитие представлений о широком спектре индивидуальных черт дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;
  • формирование умений диагностики определённых индивидуальных различий дошкольников. Конечно, диагностику индивидуально-психологических особенностей учащихся призваны осуществлять специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог), а воспитатель уже от них должен получать соответствующую информацию. Однако, в силу определённых обстоятельств, на практике воспитателю нередко приходится заниматься такой диагностикой вместе со специалистами или даже самостоятельно. Кроме того, социальные, коммуникативные, познавательные особенности ребёнка педагог диагностирует самостоятельно. Необходимо чёткое обеспечение педагогическим инструментарием для подобных случаев диагностики.
  • формирование творческого педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки разнообразных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учёта индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальный подход, является фундаментальным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, развитию способностей и личностных качеств, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2.Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 224 с.

3.Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

4. Макаренко А.С. Архив произведений. - [Электронный ресурс] - режим доступа - http://www.makarenko.edu.ru/

5.Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 57 с.

6. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ НА ТЕМУ: «ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ»

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизниЕсли ты хочешь остаться в се...

"Проблемы введения ФГОС в дошкольных образовательных организациях"

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и д...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обла...

Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Актуальность проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образован...

Статья «Проблема индивидуального подхода в дошкольной образовательной организации»

В последние десятилетия проблема индивидуализации педагогического процесса является наиболее актуальной. Каждый ребенок в своем роде единственный и уникальный. Данная уникальность проявляется в индиви...