Особенности общения в воспитательном процессе.
статья по теме

Материал для  педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности общения в воспитательном процессе.

           Развитие общения детей с окружающими людьми рассматривается как смена своеобразных его форм. Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт, характеризующаяся по нескольким параметрам [5]: время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной «формы общения»; ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми; основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка со взрослыми [3,c.2-6].

          Речевое общение ребенка со взрослым формируется на основе эмоционального общения, которой представляет собой стержень, основное содержание взаимоотношений ребенка со взрослым на первом году жизни. Ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, гулит в ответ на ласковые слова. Он как бы перенимает эмоциональное состояние взрослого, его улыбку, смех, ласковый тон голоса. При этом происходит развитие и инициативного обращения ребенка ко взрослым, он пытается привлечь их внимание к себе, предметам, что-то просить при помощи мимики, жестов, звуков [8,c.15].

         М.И. Лисина на основании экспериментальных исследований обнаружила связь мотивов, побуждающих ребенка вступать в контакт со взрослыми, с основными детскими потребностями: во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Общение с взрослым является лишь частью взаимодействия ребенка со взрослым, основу которого составляют указанные потребности детей. Именно благодаря потребности во впечатлениях у детей формируется стремление вступать в контакт. Эти мотивы составляют первую группу мотивов общения, М.И. Лисина назвала их познавательными, или мотивами общения детей с взрослыми на познавательные темы. Потребность детей в активной деятельности приводит к формированию второй группы мотивов общения, обозначенных как деловые. Этим определением подчеркивается роль дела, которое ребенок ставит во главу угла, и подчиненная роль общения, в которое ребенок вынужден вступать для достижения какого-то определенного результата (предметного или игрового). Потребность детей в признании и поддержке составляет собственно стремление к общению, поскольку только благодаря общению они получают  от окружающих оценку своей личности и реализовывают стремление к общности с другими людьми. Мотивы третьей группы называются личностными. Их отличие от познавательных и деловых мотивов заключается в том, что они получают свое удовлетворение именно в деятельности общения, тогда как другим мотивам отведена служебная роль.

           Ведущие мотивы общения. Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Полученные факты показали, что в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей с взрослыми является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности детей. Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам, но на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнера в этом деле [9,c.142]. «Пустая», ни с чем не связанная ласка обычно раздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвала за успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий ее поиск отношения взрослого. 

          В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные [4,c.53].

       Таким образом, исследователями было выделено и описано четыре формы общения со взрослыми, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка: ситуативно-личностное (первое полугодие), ситуативно-деловое ( 6 месяцев – два года), внеситуативно-познавательное – 3-5 лет, внеситуативно-личностное –6-7 лет [3,c.2-6].

        При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

         Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной[6], показали, что если потребность в общении со взрослым складывается в первые два месяца жизни, то коммуникативная потребность в сверстнике появляется только у детей на третьем году жизни. В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения: 1. эмоционально-практическая; 2. ситуативно-деловая; 3. внеситуативно-деловая.

        Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основными средствами общения становятся экспрессивно- мимические. Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками - ситуативно-деловая. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь. В самом конце дошкольного детства у некоторых детей складывается новая форма общения внеситуативно-деловая. Жажда сотрудничества побуждает дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства. Сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Это связано с тем, что на смену сюжетно-ролевым играм приходят игры с правилами, которые являются более условнымиp[7].       

       Итак, к старшему дошкольному возрасту у ребенка уже формируются основные коммуникативные умения, его коммуникативная активность направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного – взрослый.

          Именно становление вполне определенных форм общения («кооперативно-соревновательного» со сверстниками и «контекстного» со взрослыми) является необходимой предпосылкой готовности к школе [2].             

Используемая литература:

1. Вольская О.В. Проблема развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребёнку: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Архангельск, 23-25 мая 2000 г.) /Под общ. Ред. А.В.Грибанова, Л.С.Медниковой. – Архангельск, 2000.

2. Гаврилушкина О.П. Чужой среди сверстников. – М.: МГППУ, 2007.

3. Кравцова Е.Н. Ребенок внутри общения // Дошкольное образование, 2005, № 3. - С. 2-6.

4. Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 1996.

6. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. - Минск: Сила, 2005.

7. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой.- М.: Педагогика, 2007.

8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979.

9. Сорокина Т.M. O некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста//Вопросы обучения и воспитания. -Горький, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Родительское собрание на тему: «Особенности воспитательного процесса детей 4-5 лет с учетом ФГОС»

Родительское собрание на тему:«Особенности воспитательного процесса детей 4-5 лет с учетом ФГОС»Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положен...

Особенности математических игр в учебно-воспитательном процессе

В настоящее время один из самых известных и наиболее используемых в практике дошкольного образования вид занимательного материала - это дидактические математические игры. Это «игры, специально п...

Консультация для воспитателей на тему: « Особенности математических игр в учебно-воспитательном процессе».

В настоящее время один из самых известных и наиболее используемых в практике дошкольного образования вид занимательного материала - это дидактические математические игры. Это «игры, специально п...