Программа по развитию познавательной сферы у детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Албу Светлана Павловна

Программа по развитию

 познавательной сферы у детей

 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_pedagoga_s_gruppoy_starshaya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты

Программа по развитию

 познавательной сферы у детей

 5-6 лет

Составила:

Педагог-психолог

Программа работы педагога-психолога с группой

   Программа  

По развитию познавательной сферы детей 5-6 лет

Программа составлена на основе: программы познавательного развития детей 5-6 лет «Вижу, Думаю, Воображаю»

Цель программы: сформировать у детей 5-6 лет умственные действия как средства интеллектуальной деятельности.

Основные задачи программы:

  • Стимулировать освоение перцептивных действий и деятельности наблюдения, обеспечивающих формирование информативных образов действительности;
  • Обеспечить освоение детьми мнемических приемов;
  • Сформировать логическое умения, обеспечивающие познание скрытых связей и закономерностей;
  • Содействовать установлению единства мышления и речи в процессе решения познавательных задач;
  • Развивать приемы создания образов воображения в разных видах деятельности;
  • Развивать знаково-символическую функцию сознания;
  • Развивать проблемность, гибкость и критичность мышления.

Планируемые результаты психологической работы в группе:

  • Уменьшение количества ошибок у детей при выполнении заданий;
  • Уменьшение отвлекаемости, увеличение концентрации внимания;
  • Повышение произвольности поведения, развитие волевых качеств: терпения, усидчивости, целеустремленности.
  • Осознанность и опосредованность познавательных процессов как показатель становления предпосылок их произвольности.

Сроки реализации программы:

Программа адресована детям 5-6 лет. Она рассчитана на 24 занятия. Проводится  2 раза в неделю длительностью 25 минут и рассчитана на один год.

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)

Программа включает четыре раздела.

  • «Я вижу»- представлено содержание работы у детей перцептивных действий.
  • «Я думаю»- описывает содержание работы по развитию предпосылок логических форм мышления.
  • «Я запоминаю»- направлен на развитие мнемических приемов.
  • «Я воображаю»- содержание работы по фантазированию.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью каждого —25 минут с подгруппой детей (6—7 человек). Занятия проводятся в кабинете психолога. В содержание каждого занятия входят:

  • развивающие игры;
  • этюды;
  • упражнения.
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • слушание музыкальных произведений;
  • рисование.

Каждое занятие состоит из 3 частей. Они разнообразны по содержанию и доступны детям.

«Я вижу» (темы «Начался ураган», «Элли попала в волшебную страну», «Тотошка разговаривает») вошли игры и упражнения для развития: глазомера, формы, величины, отношения между частями и деталями объектов; для развития навыков зрительного рассматривания, анализа и синтеза; для регулирования своего поведения и деятельности с ориентацией на сборные образы, построенные с использованием сенсорных эталонов.

«Я думаю» (темы «История Льва», «История Железного Дровосека»,  «История Страшилы») вошли игры и упражнения для развития: видов обобщений, для составления сериационных рядов из 5-7 предметов, для развития сравнения объектов одного рода, но разного вида; для развития классифицирования.

«Я запоминаю» (темы «Элли в опасности», «Не все хорошо, что красиво», «Спасаем Страшилу») вошли игры и упражнения: для развития потребности в правильном и точном воспроизведении информации; запоминания; классификации; обобщение; произвольности внимания; снятие эмоционального и физического напряжения; концентрации внимания слухового внимания.

«Я фантазирую» (темы «Вот он Изумрудный город», «Превращения Гудвина», «Заветные желания») вошли игры и упражнения для развития умения: составлять рассказы и сказки с последовательно развивающимся сюжетом; выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно-изобразительной деятельности; подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его в работе; объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве; устанавливать самостоятельно ассоциации между предметами; дополнять сюжеты литературных произведений собственными сюжетными линиями.

Список литературы

  1. Карпова С.И., В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей у дошкольников 6-7 лет», -Речь 2010;
  2. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
  3. Ушакова О.С. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников»- Просвещение 1996;
  4. Шоакбарова С.И. «Конспекты психолого-педагогических  развивающих занятий для дошкольников»- Детство-Пресс 2013

Тематический план занятий

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений

1.

Начался ураган

2

Как можно      использовать воздушные шарики.

Развитие: глазомера, формы, величины, отношения между частями и деталями объектов; для развития  навыков зрительного рассматривания, анализа и синтеза; для регулирования своего поведения и деятельности с ориентацией на сборные образы, построенные с использованием сенсорных эталонов.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

2.

Элли попала в волшебную страну

2

3.

Тотошка разговаривает

2

4.

История Льва

2

Развить: умение обобщать, составлять сериационные ряды из 5-7 предметов,  развить умение сравнивать  объекты одного рода, но разного вида;

Развить умения классифицировать предметы.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

5.

История Железного Дровосека

2

6.

История Страшилы

2

7.

Элли в опасности

2

Учить:

правильно и точно воспроизвести информацию;

запоминать;

классифицировать;

обобщать.

Развивать произвольность внимания.

Снятие  эмоционального и физического напряжения.

Концентрировать  внимание.

Развивать слуховое внимание.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

8.

Не все хорошо, что красиво

2

9.

Спасаем Страшилу

2

10

11

Вот он Изумрудный город

 

Превращения Гудвина

2

2

Учить:

-составлять рассказы и сказки с последовательно развивающимся сюжетом

выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно-изобразительной деятельности;

подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его в работе;

 объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве;

устанавливать самостоятельно ассоциации между предметами;

дополнять сюжеты литературных произведений собственными сюжетными линиями.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

12

Заветные желания

2

Итого занятий

24

 Дата составления «31» октября 2016  г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Программа «Развитие познавательной сферы старших дошкольников»

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие эмоциональной сферы"

ЗАНЯТИЕ 1Тема: «Введение в курс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ».Цель: Знакомство с ведущей курса, ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами.ЗнакомствоВедущий. Здравст...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"

программа  развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по познавательной сфере

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого...