Самообразование воспитателя ДОУ.
статья на тему

Алмазова Анна Валерьевна

     В стате рассмотриваются некоторые темы, наиболее  важные для воспитания  ребенка-дошкольника на сегодняшний день и которые могут являться предметом самообразования воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_vospitateley.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателей.

    Дошкольное образование на современном этапе  подвергается большим изменениям. В своей сущности меняется собственно подход  к образованию -оно становится непрерывным, а  дошкольное образование выступает как начальный этап. Имеющийся многолетний педагогический опыт  переосмысливается и получает новое развитие. Меняются устоявшиеся принципы образования, подходы и методы, адекватные современному развитию общества, межличностных коммуникаций между теми «кто учит и кого учат».

    На этом фоне главным условием эффективности процесса обучения на всех этапах выступает личность педагога, его глубокие знания и умение передавать их подрастающему поколению. Поэтому он должен обладать достаточной квалификацией и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

   Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расшире-

нию и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имею-

щихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете

современных требований педагогической и психологической наук. Педагог

должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно

заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затрудне-

ния или которая является предметом его особого интереса.

   В настоящее время, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), определились приоритетные направления развития детей дошкольного возраста. Главное требование-становление ЛИЧНОСТИ ребенка. Ему подчинены целевые ориентиры (социальные и психологические характеристики) на этапе завершения дошкольного образования.

     Рассмотрим некоторые темы, наиболее  важные для воспитания и развития ребенка-дошкольника на сегодняшний день и которые могут являться предметом самообразования воспитателя.

  1. «Оздоровление детей в средней группе дошкольного учреждения». (группа может быть любая).

Тема сохранения и укрепления здоровья воспитанников всегда актуальна и является первоочередной задачей дошкольного учреждения. Сегодня многие дети  уже в детском саду имеют целый букет хронических заболеваний, возрастает количество часто болеющих детей. Поэтому необходима большая работа по закаливанию детей в системе и формированию знаний о здоровом образе жизни. При разработке своего плана по самообразованию, воспитатель может прописать сотрудничество с медицинскими специалистами ДОУ, детской поликлиники и другими лечебно-профилактическими  учреждениями. Это сотрудничество принесет необходимые рекомендации по организации закаливания в группе, проведение совместных с семьей мероприятий познавательного характера, просвещение родителей в вопросах закаливания своих детей. При реализации своего плана по самообразованию   воспитателем и родителями группы будет приобретено и (или) изготовлено необходимое оборудование для профилактики плоскостопия, закаливающих процедур, занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни. Будет осуществляться взаимодействие:  медицинские специалисты-воспитатель-родители.

     Таким образом, выбрав данную тему самообразования, педагог получит новые знания по профилактике заболеваний и разработке системы закаливания, научится организовывать просветительскую работу с семьей в новых формах, дети будут оздоравливаться в системе, а не от случая к случаю, а родители получат  знания и умения об оздоровлении своих детей.

  1. «Активизация речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Ранний возраст от 1,5 до 3 лет характеризуется активным становлением всех психических функций ребенка. Главным признаком развития становится речь. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению нарушений речевого развития у детей. Поэтому процесс работы над речевым развитием детей с раннего возраста очень важен в педагогической работе.

Для ее развития воспитателю группы необходимо знать множество устного речевого материала-стишков, потешек, песенок. Взяв данную тему для самообразования, педагог углубится в мир народного творчества с его многообразием устных произведений для малышей. В процессе реализации данной темы воспитатель  реализует основную суть- активное соучастие и сотворчество педагога и ребёнка. Взрослый  должен приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Для этого необходимо изучить большое количество научно-методической литературы, методических приемов по активизации речи у малышей.

    Важна и организация работы по развитию речи в пространстве группы. Здесь большую помощь могут оказать интернет-ресурсы по обмену практическим опытом по организации предметно-пространственной среды в группе. Изучая опыт коллег, воспитатель находит  интересные идеи по данному направлению, учится адаптировать их с учетом своих задач и состава детей группы. Так же воспитатель может запланировать в плане самообразования сотрудничество с музыкальным руководителем ДОУ по разучиванию народных потешек и песенок. Музыка поможет детям лучше воспринять  эмоциональное настроение произведения (грустно-весело и тд). Осуществляя тесную связь с родителями, педагог обучает их рассказыванию произведений детям, показывает приемы воздействия на ребенка, тем самым повышая свою педагогическую компетентность.

  1. Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

    На сегодняшний день данная тема, как и проблема гендерного воспитания детей  стала очень актуальной. Это обусловлено тем, что в последнее время у молодых людей происходит притупление чувства гендерной принадлежности в связи с ростом проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений,  роста неадекватных форм поведения среди молодежи и др. У детей перед глазами нет четкого примера, который бы показал им как правильно вести себя в соответствии с половыми признаками. Вместо этого они наблюдают через СМИ мужчин с длинными волосами и косметикой на лице, женщин, стреляющих и воюющих,как мужчины. Поэтому для правильного подхода в социализации детей необходима планомерная работа воспитателя.    

       Формирование полоролевого поведения возможно в различных сферах деятельности детей. Каждый педагог может сам определить в каком виде деятельности данному вопросу уделить наибольшее внимание ( в играх, физической или эстетической деятельности и др). Такую работу можно организовать совместно с другими специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, психолог и др), с родителями. Мастерство педагога будет заключаться в том, что в процессе самообразования и реализации мероприятий с детьми, он найдет интересные, нетрадиционные формы подачи материала, задействует как можно больше специалистов, родителей, средств ТСО; организует пространство группы так, что дети будут вести себя в соответствии с гендерным поведением во всех видах деятельности.

  1. Патриотическое воспитание дошкольников.

   Выбор темы связан с целью подбора  эффективных  методов, приёмов  и способов через которые педагог может воспитывать у детей патриотические чувства к своей Родине.  Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего, в уважении к историческому прошлому своего народа, в  бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.  Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Работая над данной темой, педагог, в первую очередь должен выбрать собственное направление деятельности с детьми. Это могу быть:

- работа в патриотических объединениях (старший возраст в ДОУ )по изучению конкретной темы

- работа по формированию знаний о культуре своего народа в определенной области (например, направление «Марийский костюм», «Костромская игрушка» и тд)

- работа по формированию знаний об исторических событиях своего города, республики, края.

Выбрав направление, педагог должен выбрать форму работы. Для этого он должен изучить много литературных источников и интернет-ресурсов, проанализировать разнообразие форм и методов применимо к детям своей группы и выбрать наиболее эффективную.

    Наиболее эффективным в данной области считаются метод проектов, при реализации которых задействуются и семья, и специалисты учреждения, и сторонние заинтересованные организации и дети группы. Работа  получается объемная, дети получают много новых знаний, у них формируются чувства патриотизма, прививаются культурные ценности своего народа, работа сплачивает семью, а педагог совершенствует свое мастерство в целенаправленной  работе с детьми, родителями и коллегами.

  1. Воспитание навыков безопасного поведения в быту и на улице.

    Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в жизненных ситуациях и ситуациях критических, опасных. Cовременный  мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли даже такие  понятия как  катастрофа и терроризм. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

    Для изучения данного вопроса и повышения своего мастерства в транслировании данного материала детям, воспитатель должен в первую очередь, опираться на возраст детей своей группы, разделить весь материал на «внутреннюю» и «внешнюю безопасность». «Внутренняя» безопасность предполагает безопасность дома в бытовых ситуациях, а «внешняя» соответственно вне дома- на улице, общение с чужими людьми, угрозы террактов и катастроф. Когда воспитатель условно разделит весь материал, ему станет понятно, какие ситуации обсуждать в первую очередь. Для изучения форм, методов и приемов «проигрывания», «проживания» опасных ситуаций воспитатель должен изучить много различных источников не только педагогической направленности, но и рекомендации силовых структур, служб спасения и тд..

    Я считаю, что наиболее эффективной формой привития реальных практических навыков поведения в критических ситуациях детям, является метод моделирования реальных ситуаций. Педагог, в свой план самообразования по этой теме, обязательно должен включить изучение данного метода. Как правильно организовывать такие занятия, какой материал использовать, какие роли исполнять.

Так же педагог должен изучить и возможность широкого применения мультимедийных средств.

Таким образом, тема для самообразования педагога очень актуальная и нужная. Привитие  детям знаний, умений и навыков  правильного поведения в различных ситуациях, в том числе и критических, работа очень нужная, которая в реальной жизни поможет детям сохранить не только свое здоровье, но и жизнь.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.

    «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- Л.С. Выготский.

    В современном мире постоянно движущейся науки, технического прогресса и применения множества гаджетов у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к изучению новых предметов, межпредметных связей и явлений. Для этого необходимо развивать широту мышления, его гибкость, интерес и способность к экспериментированию с новым материалом.

    Развитие детской любознательности, пытливости ума, познавательного интереса в условиях ДОУ можно добиться путем организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности детей. Главная роль в организации принадлежит воспитателю, как взрослому наставнику детей. Поэтому при организации работы по данному направлению воспитателю необходимо сначала самому изучить тему, направления работы, подобрать материал, организовать предметно-развивающую среду. В своем плане самообразования педагог должен запланировать  изучение специальной литературы, опыта коллег, инновационных технологий ТРИЗ, приобретение навыка работы с приборами (если таковые есть), веществами. Главное- он должен изучить, осмыслить и применить в работе с детьми специальные методы и приемы, направленные на формирование мотивации детского экспериментирования. В процессе этой работы у детей будут улучшаться мыслительная деятельность, внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, что в дальнейшем благоприятно скажется на обучении в школе.

  1. Нетрадиционные формы работы с родителями.

    Работа с семьей всегда была и остается наиболее актуальной темой в ДОУ. Меняются времена, меняется жизнь, меняются люди. Каждое поколение родителей является продуктами своего времени. Поэтому для воспитателя особенно важно привлечь родителей к сотрудничеству средствами, соответствующими духу времени и поколения, к которому принадлежат современные папы и мамы. Для полного изучения этой темы, педагог должен быть хорошо подготовлен и осведомлен о том, чем дышат сегодняшние семьи, какие у них приоритеты в воспитании своего ребенка. Для проведения такой работы педагог сам должен, в первую очередь, быть хорошо подготовлен и информирован. Это задача для самообразования.

    В своей работе воспитатель может выбрать метод проектов (проекта). Рациональность такого метода заключается в том, что во время его реализации педагог не только обучает родителей, но и учится сам. Для поддержания интереса к взаимосотрудничеству с семьями можно применять не традиционные формы (методы,приемы) работы с родителями.

   Нетрадиционные формы работы с родителями – т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятых. Родители привыкли, что основной формой в детском саду является родительское собрание. Для молодых родителей эта форма является скучной и не интересной. Для того, чтобы заинтересовать родителей, педагог в своем плане самообразования, может запланировать изучение и проведение работы с семьями в таких необычных формах, как ток-шоу, педагогическая лаборатория, читательская конференция, аукцион и др.с применением мультимедийных средств. Такие формы вызывают у родителей всплеск активной работы и задача воспитателя –направить эту активность в нужное русло. Для этого в своем плане самообразования, педагог должен запланировать и теоретическое изучение вопроса, и знакомство с методами изучения семьи, и изучить креативные, необычные формы работы с родителями. С каждым проведенным мероприятием педагог будет повышать свое мастерство, учиться на собственных ошибках. Но и в результате получит активных заинтересованных родителей группы.

Таким образом, работа по самообразования воспитателя является важной неотъемлемой частью повышения квалификации. Чтобы получить хороший результат в работе педагог должен постоянно совершенствоваться не только как профессионал, но и как личность. Потому что работа по самообразованию способствует не только профессиональному росту педагога, но и развитию его личности, как примера для  подражания подрастающего поколения.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н. Князева, Н.Л. Безопасность. – СПб: «Детство – Пресс», 2004.
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.       М: Мозаика – Синтез, 2007год.
  3. Елецкая О.В., Вареница Ю.А. День за днем говорим и растем. ТЦ «Сфера»,М,2007
  4. Лямина Г.М. «развитие речи ребенка раннего возраста»,М,АЙРИС ПРЕСС,2005.
  5. Мартынова А.А., Сучкова И.М.. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, С-Пб.,2006.
  7. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.
  8. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников//Ребенок в детском саду.-2010.-№4.

1.        Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, С-Пб.,2006.

2.        Елецкая О.В., Вареница Ю.А. День за днем говорим и растем. ТЦ «Сфера»,М,2007

3.        Лямина Г.М. «развитие речи ребенка раннего возраста»,М,АЙРИС ПРЕСС,2005.

4.        Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.

5.        Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников//Ребенок в детском саду.-2010.-№4.

6.        Авдеева, Н.Н. Князева, Н.Л. Безопасность. – СПб: «Детство – Пресс», 2004.

7.         Мартынова А.А., Сучкова И.М.. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.

8.        Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.       М: Мозаика – Синтез,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ

Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....