Открытый урок по ФЭМП в старшей группе "Путешествие на Луну"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Анашкина Елена Петровна

Конспект игровой деятельности на тему: «Путешествие в космос»!

Составила: Воспитатель: Анашкина Елена Петровна

Возрастная группа: Старшие дошкольники (5-6 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познанию и положительного отношения к миру посредством игрового занимательного материала.

Задачи:

Образовательные: дать детям представление о космосе и космонавтах. Закреплять представления о свойствах геометрических фигур.

Развивающие: развивать умение детей группировать предметы по 1-2 признакам (цвету и форме, форме и размеру, величине и толщине), развивать у детей способности к логическому мышлению, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, кодировать и декодировать информацию, способность рассуждать. Развивать творческие способности, пространственное ориентирование, познавательный интерес и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, речь, мышление. Учить конструировать предмет, состоящий из геометрических фигур, по заданной схеме. Формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, формировать навыки взаимоконтроля; согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Предварительная работа: просмотр М/Ф «Тайна третьей планеты», чтение «Незнайка художник», конструирование из строительного материала космодрома, предметное рисование на тему: «Космический корабль», Д/И: «Разные профессии», «Клумбовое яйцо», сюжетно-ролевая игра: «Космические пришельцы».

Оборудование: письмо, 4 стола, вешалка для халатов, 2 большие коробки, 2 кольца, логические блоки Дьенеша 10 наборов, табличка «Конструкторское бюро», белые халаты – 11 шт., схемы сборки ракеты, кодовые карточки, медали, фотоаппарат.

Ход:

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Петровна. А как вас зовут? (ответы детей). Очень приятно!. Ребята, я получила для вас письмо из космоса. Давайте вместе прочитаем его.

Незнайка(обращается к детям с Луны): Привет вам от Незнайки! Ребята я, на Луне! Здесь так весело и интересно. Я познакомился с жителями Луны. Зовут их Лунианцы. Они такие смешные и добрые. Лунианцы хотят и с вами познакомиться и приглашают вас к себе в гости. Прилетайте к нам поскорей. Мы вас ждём!

Воспитатель:«Ребята, вы хотели бы побывать на Луне? (ответы детей). Но чтобы попасть на Луну нужно стать настоящими космонавтами. А для этого нужно стать смелыми, спортивными, много знать о космосе, построить космический корабль. Вы готовы стать космонавтами? (ответы детей). Вы готовы пройти все испытания? (ответы детей). Тогда вот вам первое испытание. Отгадайте загадки – много узнаете о космосе.

Отгадывание загадок:

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.

Далеко лететь к планете, к ней помчимся на ….

(Ракете)

Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам….

(Луна)

Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя, а называется….

(Земля)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Справились с первым заданием. Чтобы стать космонавтом нужно быть сильным, умным, иметь смекалку и уметь решать сложные задачи. Я предлагаю вам отправиться в космическое бюро. Надевайте белые халаты.(дети одевают халаты. Теперь вы конструкторы. Как вы думаете, чем занимаются конструкторы в космическом бюро? (ответы детей). Они строят из конструктора летальные аппараты: самолеты, ракеты, спутники. На столе стоит коробка со специальным конструктором. Открывайте ее, выкладывай конструктор на стол».

Дети выкладывают блоки Дьенеша на стол из коробки.

Воспитатель: «На что похож конструктор?» (ответы детей). Правильно, на геометрические фигуры. Посмотрите,  по каким признакам все детали конструктора отличаются? (ответы детей). Правильно, они отличаются по цвету, форме, величине и толщине. Посмотрите, у меня в руках кодовые карточки с загадками».

Воспитатель показывает первую кодовую  карточку: «Большой – маленький», выясняют с детьми её условные обозначения.

Воспитатель:«Что нарисовано на карточке? (ответы детей). Чем домики отличаются друг от друга? (ответы детей). Правильно, это карточка – большой – маленький.

Воспитатель показывает вторую кодовую карточку: «Форма», выясняют с детьми её условные обозначения.

Воспитатель: «Что нарисовано на карточке? (ответы детей). Правильно, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Чем все эти фигуры отличаются друг от друга? (ответы детей). Правильно, формой. Это карточка – форма.

Воспитатель показывает третью кодовую карточку: «Цвет», выясняют с детьми её условные обозначения.

Воспитатель: «Что нарисовано на карточке? (ответы детей). По какому признаку они отличаются друг от друга? (ответы детей). Правильно, цветом. Это карточка – цвет.

Воспитатель: «Мы с вами рассмотрели кодовые карточки, а сейчас мы с вами будем выполнять очень интересные и сложные задания.

Воспитатель показывает кодовую карточку «Цвет».

Воспитатель: «Разложите, пожалуйста, все эти геометрические фигуры на три группы (это задание выполняется без колец)».

Дети раскладывают фигуры по цвету на три группы. Воспитатель подытоживает правильное выполнение задания: «Ребята, посмотрите, на  сколько групп мы разложили наши фигуры, по какому признаку мы их разделили на три группы? (ответы детей).На какие цвета? (ответы детей)».

Воспитатель:«А теперь следующие задание. У меня в руках кольца (кладет кольца на стол). Я буду показывать карточку, а вы подумаете и разложите наши фигуры в эти кольца, то есть разделите их на группы. Вот по этому признаку. Пробуем? (ответы детей)».

Воспитатель показывает карточку «Большой – маленький».

Воспитатель: «По какому признаку будут отличаться две группы геометрических фигур? (ответы детей). Правильно, большой – маленький. Значит, в одно кольцо мы положим фигурки….? (ответы детей) маленького размера. А в другое….? (ответы детей)фигурки большого размера».

Дети выполняют задание, проверяют друг друга, воспитатель хвалит детей.

Далее воспитатель показывает кодовую карточку «Фома» (треугольник и квадрат).

Воспитатель: «А дальше будет задание еще сложнее! Посмотрите внимательно, по какому признаку будут отличаться две группы геометрических фигур? (ответы детей). Правильно, по форме. Значит, в одно кольцо мы положим фигурки….?  (ответы детей) треугольной формы. А в другое…? (ответы детей)фигурки квадратной формы».

Дети раскладывают все геометрические фигуры на две группы по заданному признаку, проверяют друг друга, воспитатель хвалит детей. Воспитатель показывает карточку «Форма и цвет» (круг и желтый цвет).

Воспитатель: «Ну и последнее задание, самое сложное!   Посмотрите внимательно, по какому признаку будут отличаться две группы геометрических фигур? (ответы детей). Правильно, по форме и цвету. Значит, в одно кольцо мы положим фигурки…? (ответы детей)круглой формы. А в другое…? (ответы детей) фигурки жёлтого цвета».

Дети раскладывают все геометрические фигуры на две группы. В одно кольцо – все фигуры жёлтого цвета, а в другое кольцо – все фигуры круглой формы. У детей может возникнуть проблема: куда же отнести жёлтые фигуры круглой формы? Педагог показывает решение (два кольца накладывает друг на друга та, чтобы появился третий отдел, в который можно положить жёлтые фигуры круглой формы). Если дети сами догадались или у них есть опят игры с блоками Дьенеша, то воспитатель хвалит детей за смекалку.

Воспитатель: «Молодцы! Вы замечательно справились с этими сложными заданиями, сумели разложить конструктор, наши геометрические фигуры по разным признакам. Но настоящие космонавты должны быть не только умными, находчивыми, но и сильными, здоровыми. Что помогает стать космонавтом сильными? (ответы детей). Конечно, спортивные упражнения, повторяйте за мной спортивные движения!

Дети, не снимая белых халатов, делают зарядку – минутку.

Динамическая пауза: «Весёлая зарядка космонавтов»

Для чего нужна зарядка,

Чтобы было все в порядке,

Чтоб росли мы смелыми,

Бодрыми умелыми?  (дети маршируют на месте)

Упражненье началось,

Ноги вместе, руки врозь.

Раз, два, три, четыре!

Ноги вместе, руки шире.(дети продолжают маршировать, приняли исходное положение)

Руку вправо отведи,

И на руку посмотри.

Влево руку отведи,

Влево тоже посмотри.(повороты туловища вслед за рукой)

Упражненье «Мельница»

Руки быстро вертятся.

То вперёд, то назад

Упражненьям каждый рад. (упражнение «Мельница»)

Улыбнулись и все вместе

Начинаем бег на месте.

Дышим ровно, не спешим,

Пробежались и стоим.(бег на месте с переходом на ходьбу)

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем

Вдох глубокий…

Отдыхаем!!!!  (восстанавливаем дыхание)

Воспитатель: «Вот какие мы сильные стали. Потрогали мышцы. Накачались?  (ответы детей). Мы с вами зарядились энергией, взбодрились! А вы знаете, что космонавты умеют хорошо считать.  А вы умеете считать? (ответы детей).До скольких вы умеете считать? (ответы детей). Вот я сейчас и проверю».

Игра: «Сколько звуков ты услышал?»

Воспитатель хлопает в ладоши, дети считают, сколько звуков они услышали. Воспитатель объясняет ход игры.

Воспитатель: «Я буду хлопать в ладоши. А вы внимательно слушайте, сколько раз я хлопну в ладоши».

Воспитатель хлопает 5 раз четко, громко с интервалами.

Воспитатель: «Сколько вы услышали? Сколько раз я хлопну в ладоши? (5). Воспитатель хлопает 7 раз четко, громко с интервалами.

Воспитатель: «Внимательно слушали. Сколько раз я хлопнула в ладоши? (7)

Воспитатель: «Я усложняю вам задание. Мы будем считать с закрытыми глазами. А теперь закрывайте глаза и внимательно слушайте, сколько раз я хлопну в ладоши. Закрыли глазки».

Воспитатель хлопает 6 раз четко, громко с интервалами. У детей в это время закрыты глаза.

Воспитатель: «Молодцы! Вы хорошо умеете считать, как настоящие космонавты. Теперь мы готовы лететь на Луну! Но, по – моему, нам чего -  то не хватает!? (ответы детей). Как же мы могли забыть про ракету? Возвращаемся в наше конструкторское бюро.

Воспитатель с детьми возвращается к столу с блоками Дьенеша.

Воспитатель: «Ребята у вас в коробке лежат схемы ракет. Доставайте их.

В коробке лежали 12-14 схем постройки ракет из блоков Дьенеша.

Воспитатель:  «Выбирайте, кому какая схема ракет больше нравиться.

Дети выбирают себе по одной схеме летательного корабля.

Воспитатель: «Вас много, значит, нам понадобиться много конструктора».

Воспитатель просит детей большую коробку из – под стола, открыть ее и каждому взять по одной коробочке с конструктором (в большой коробке находиться учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» по количеству детей + одно пособие лежит на столе от прошлой игры).

Дети построили свои корабли. Воспитатель помогает детям, у которых возникли трудности. Дети рассматривают ракеты своих сверстников.

Воспитатель: «Какие красивые космические корабли у вас получились». Молодцы ребята! Вы прошли подготовку и стали настоящими космонавтами. Даже замечательные ракеты построили. Теперь можно отправляться в путь. Заводите моторы».

Воспитатель: «Приготовили моторы (руки согнуты в локтях перед грудью). Начинается отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0. Пуск. Р-р-р-р! (дети рычат и выполняют вращательные движения руками за воспитателем, побежали по комнате, остановились через 20-30 секунд). Как хорошо на Луне! А давайте, сделаем фото на память. Летите все сюда (дети подбегают к столам с постройками своих ракет)». Воспитатель фотографирует детей.

Воспитатель: Спасибо, ребята за отличное путешествие на Луну. Вы сегодня многое узнали о космосе, сумели отгадать сложные загадки, потренировали мышцы, построили космические корабли и стали настоящими космонавтами. На память о космическом путешествие, я вручаю вам памятные медали».

Воспитатель каждом ребенку вручает медаль и прощается.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада

Данный материал помогает закрепить у детей пяти - шести лет понятие состава числа "пять", знание основных геометрических фигур и их свойств (форма, цвет, размер), умение читать схемы - символы....

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада

Данный материал помогает закрепить у детей пяти - шести лет понятие состава числа "пять", знание основных геометрических фигур и их свойств (форма, цвет, размер), умение читать схемы - символы....

Конспект открытого НОД по ФЭМП в старшей группе «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка. Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей сп...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Приключение Колобка зимой»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Приключение Колобка зимой»...

Открытый урок по ОБЖ для старших и подготовительных к школе групп

Безопасность детей и взрослых является одной из основных задач нашего общества, а детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, до...

Открытый урок по ФЭМП

     17 мая 2022 года в рамках реализации единой линии развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, директор, завуч и учителя начальных классов ХСШ по...