Программа "Адаптация к условиям ДОО всех участников образовательного процесса"
проект по теме

Программа "Адаптация к условиям в ДОО всех участников образовательного процесса" поможет педагогу сделать период адаптации более "мягким" (радостным и счастливым). Может быть кому-то пригодится мой педагогический опыт. Благодарю. Воспитатель и музыкальный руководитель детского сада г. Нижневартовска Ловчинская Полина Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 15 «Солнышко»

Программа

 по теме самообразования «Адаптация к условиям ДОУ всех участников образовательного процесса»

Воспитатель: Ловчинская П.А.

г. Нижневартовск

2016

Тема  самообразования : «Адаптация к условиям МАДОУ всех участников  образовательного процесса».

Проблема : Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и

детей раннего возраста является период адаптации (Д.Б. Эльконин)

Цель реализации: Создание здоровье-сберегающих и психологических условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

- использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским

  садом;

- познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением, оборудованием  и здоровье-сберегающей средой детского сада;

- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам

его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

План работы:

Изучение методической литературы (название авторов, год издания)

Непосредственно организованная работа с детьми по теме самообразования.

Создание развивающей среды

Работа с педагогами (консультации, мастер-классы, открытый показ и др.)

Взаимодействие  с родителями (консультации для родителей,

родительские собрания и т.д.)

Методическое

оснащение по теме самообразования

(картотека, дидактические  игры)

Обобщение опыта

(выставки работ, фото  и др.)

Завершение

работы по теме самообразования

(анализ всей работы-выводы)

Примечание

1.«Адаптация детей при поступлении в детский сад» И.В. Лапина. - Изд. 2-е - Волгоград. Учитель,2013г

2. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В. Белкина, Воронеж. Учитель, 2004г.

3. «Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет)» А.С. Галанов. Москва. Сфера, 2001 г.

4.«Организация

 и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» Н.В. Кирюхина. Москва. Айрис Пресс, 2005г.

Включение в НОД  работы по теме самообразования.

1.Создание консультации для педагогов  по теме : «Первая встреча педагога с родителями и детьми в детском саду»

2. Организация мероприятий по обмену опытом.

Составление перспективного плана работы с родителями (публикации консультаций,

работа электронного клуба для родителей, работа электронной фото-газеты: «Дети и детский сад» и др.)

Изготовление картотеки материалов по теме самообразования :

-перспективное планирование работы с детьми;

-перспективное планирование работы с родителями;

-игры;

-конспекты занятий с детьми;

-другие материалы.

1.Анализ проделанной работы-выводы и рекомендации.

2.Представление материала (методического,

 дидактического  с обоснованием  и описанием).

Отчёт о проделанной работе над темой: «Адаптация к условиям МАДОУ всех участников  образовательного процесса».:

В работе по теме самообразования была изучена периодическая литература, на основе полученной информации, мною создан проект по здоровьесбережению «Вместе весело играть», где в задачах проекта  отражалась тема самообразования, созданы условия в ДОО по внедрению здоровье-сберегающих технологий. Задачи адаптации  включены в календарный план работы с детьми. На педагогическом часе в октябре 2016 г. была проведена консультация для воспитателей по теме: «Первая встреча воспитателя с родителями и детьми 1,5 – 2 лет в условиях адаптационного периода к ДОУ» (из личного опыта работы). Опубликованы консультации для родителей, организована работа электронного клуба для родителей: «Мой малыш», выпуски 1, 2, 3, 4, 5 и 6., организована работа электронной фото-газеты: «Дети и детский сад» и др. на мини-сайте педагога в социальной сети работников образования nsportal.ru. Были подобраны коммуникативные игры для сближения в общении. (Приложение к этому отчету). Созданы и применены в работе с детьми 1,5 – 2 лет  комплексы гимнастик для глаз, дыхания, пальчиковые игры, подвижные игры, потешки для всех режимных моментов, сюжетно-ролевые игры.

     

Создан и реализован план оснащения развивающей среды (Приложение к проекту «Вместе весело играть).

В целом, тема самообразования изучена и апробирована в работе над проектом, в котором достигнута цель: созданы условия в ДОО по внедрению здоровье-сберегающих технологий, был сформирован у всех участников образовательного процесса высокий уровень прохождения адаптивного периода и, после анализа всей проведенной работы,  выявлено  психофизическое благополучие у педагогов, детей и их родителей (законных представителей) на 91 % (см. отчет работы над здоровьесберегающим проектом «Вместе весело играть»).

Приложение № 1

Изучение периодического издания: И.В. Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад»

Основной причиной эмоционального стресса родителей и детей при поступлении в детский сад является период адаптации.

            Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация  является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут  привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

            Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

            В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, только малышу надо помочь справиться с этим новым и очень серьезным шагом в его жизни. Нужно заранее уделять много времени для подготовки к детскому саду. Очень важно, чтобы возможность ходить в детский сад подавалось как нечто важное и значительное, заслуженное ребенком, потому что он уже вырос и многому научился. Ни в коем случае не угрожайте малышу садиком: « Вот подожди, отдам в садик, там тебя быстро отучат капризничать и ныть!». Этими фразами вы не сделаете ребенка более покладистым дома, но и зародить страх к саду, а в последствии тяжелая адаптация, неврозы. Всегда говорите ребенку, что вы придете за ним. Познакомьте ребенка с садиком заранее, с площадкой, воспитателем. В первые дни оставляйте на пол дня. Прежде всего, сами найдите положительные стороны в то, что ваш ребенок будет ходить в сад, и смотрите на  ситуацию именно с этой стороны позитивной точки зрения. Начало посещения детского сада – переломный момент, значение которого трудно переоценить. Но ребенок растет и его нельзя держать около себя до бесконечности. Помните, ребенок,  который провел в садике весь день, нуждается в вашем внимании после сада, участия в его делах!

            Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которая платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

            Попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

Подострая  фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

   Различают четыре степени тяжести адаптации:

  1. Легкая адаптация: к 20 дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
  2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется ( замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
  3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во- первых, значительной длительностью ( от двух до шести месяцев, и тяжестью всех проявлений.
  4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться  в детском саду, возможно он «несадовский» ребенок.

            Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень(своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

« Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания ( помахать рукой, обнять), а также ритуал встречи.
  3. По возможности приводить малыша в детское учреждение должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
  4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время, как пообещали.
  5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
  6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  8. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  9. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.

10.Будьте терпимее к его капризам.

11. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

12.Уделяйте ребенку больше времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

13.Не скупитесь на похвалу.

14.Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим ребенком!

Консультация для воспитателей

Составил: воспитатель Ловчинская П.А.

«Первая встреча воспитателя с родителями и детьми 1,5 – 2 лет в условиях адаптационного периода к ДОУ»

(из личного опыта работы)

В работе с родителями необходим индивидуальный, дифференцированный подход.

На первой встрече с родителями можно рассказать о жизни детей в детском саду. А для того, как подготовить детей к приходу в детский сад нужно дать для прочтения «Правила внутреннего распорядка ДОУ» (Приложение № 1). Педагог, для успешного воздействия на воспитанника, может узнать у родителей, что ребенку особенно интересно и тогда он сможет предположить как пробудить желание у воспитанника пойти в детский сад.

Родителей следует предостеречь от ошибки, которую они часто допускают, запугивая детей. Ещё задолго до того, как ребёнку идти в детский сад, он слышит: «Скоро отмучаемся, там научат тебя есть». Или: «Подожди, вот пойдешь в детский сад, там не побезобразничаешь», «Там тебе не над бабушкой командовать» и т. д. Постепенно у малыша складывается впечатление, что детский сад – это место, где все запрещено, за все наказывают и уж во всяком случае, никто не пожалеет и не приласкает. Он со страхом ждет момента, когда попадет в новый, неизвестный ему мир, и вероятнее всего, что первый день этого ребёнка в детском саду будет оглашён криком и облит обильными слезами.

Беседуя с родителями, воспитатель знакомит их  с адаптационным листом, с графиком адаптационного периода и точно обговаривает время нахождения ребенка в детском саду в течении первых трех дней посещения, а также определяет место в шкафчике, где у ребенка будут храниться личные вещи, знакомит с социальным паспортом и правилами его заполнения (Приложение № 1).

Целесообразно, чтобы в первый день приёма все два часа адаптационного периода ребенок был вместе с мамой. Воспитатель сообщает всем детям, что к нам пришел  мальчик или пришла девочка, называет имя, просит поздороваться всех детей и показывает новичкам: -«Вот у нас группа. Здесь у нас много разных игрушек, здесь мы кушаем, здесь занимаемся, играем и т.д. А это у нас умывальная – мы здесь умываемся и ходим на горшок и т.д. Обычно ребенок сидит у мамы на руках. Ребенок видит, что мама улыбается, что все хорошо, спокойно, ему тоже становится комфортно и он сам успокаивается. Потом малыш спускается с маминых рук и «осваивает» игрушки. В присутствии мамы ребенок пытается вступить в контакт со сверстниками и ему это очень нравится, ведь мама рядом. Нужно поиграть в коммуникативные игры, которые сближают общающихся и устанавливают доверительные отношения. (Картотека коммуникативных игр в приложении). Когда подходит конец второго часа пребывания в группе, мама с ребенком прощаются с детьми и уходят. У ребенка остается приятное воспоминание о посещении этого места (детского сада) и тогда ему захочется прийти еще раз.

Во второй день посещения ребенка ДОУ новичка оставляют уже без мамы, но ненадолго, тоже на 2 часа. Как бы не вел себя ребенок (падает на пол, изгибается, кричит, дерется с воспитателем или проявляет другие негативные эмоции), воспитатель только с добротой в душе садится на стульчик, берет малыша на руки, ласково и крепко прижимает ребенка к себе и мысленно проявляет к малышу любовь, слабо качает его, пропевает любую мелодию, вроде колыбельной или проговаривает потешку. Обычно ребенок через полчаса понимает, что угрозы нет и уже идет знакомиться с окружающим миром. Не успел ребенок насытиться ознакомлением, как пришла мама и ребенок в третий раз усвоил истину, что все хорошо. На третий день ему легче расстаться с мамой. И воспитатель в свою очередь встречает его, как старого знакомого. «А вот и Миша пришёл! (искренне улыбается)Я тебя ждала». Знакомясь с родителями индивидуально, в беседе можно больше узнать о семье каждого ребёнка, его характере, привычках. Некоторая торжественность обстановки, деловой тон беседы должны вселить в мать или в отца уверенность, что о развитии и воспитании их ребёнка воспитатель серьёзно думает, что малышу будет хорошо в детском саду, что он многому научится, что его никто не обидит.

При систематической индивидуальной работе с семьями между воспитателями и родителями устанавливаются доверительные отношения. Это дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребёнка, наметить пути оказания действенной помощи семье.

Индивидуальное общение с родителями, в свою очередь, во многом помогает воспитателю в выборе правильного подхода к детям. Иногда педагогу трудно разобраться в поступке ребёнка. Раздражительность ребенка, отчуждённость, нежелание заниматься, играть подчас ставят воспитателя в тупик. Как убедить заупрямившегося малыша, какие привести ему доводы, как найти ту меру строгости и ласки, которая необходима? Здесь воспитатель может использовать помощь родителей, которые хорошо знают своего ребёнка, его привычки и склонности, манеру проявлять свои чувства и желания.

Нередко можно услышать от родителей такие заявления: «Может быть можно, Пете не заниматься? Он такой слабенький», «Пусть Маша сегодня не гуляет, а Катя не любит овощи – пусть их не ест», «Сын рассказал, что он не только сам одевается, но все время помогает какому-то маленькому Саше. Зачем это? Ведь он сам ещё маленький!» Прежде чем выполнить подобные просьбы, нужно узнать, чем вызвана просьба. Или она продиктована состоянием здоровья ребёнка или другими серьёзными обстоятельствами, то воспитателю это следует учесть.

В адаптационном листе планируется наблюдение за периодом адаптации в течении месяца, после окончания этого периода подводится итог: какой степени тяжести у ребенка был адаптационный период. Важно не нарушать рекомендации психологов по посещению детского сада в этот период, даже если ребенок совсем не проявляет отрицательных эмоций (они могут быть скрыты), а при нарушении посещения могут проявиться неожиданно и нанести серьезную душевную травму, о которой ребенок никогда не забудет. Мы, воспитатели, отвечаем не только за физическое состояние ребенка, но и эмоциональное (по ФГОС ДО) и, поэтому, нужно корректно объяснять родителям почему именно так, а не иначе и самим проделывать всю рекомендованную работу по сокращению сроков адаптации посредством внедрения новейших здоровьесберегающих технологий (музыки релаксации, колыбельной, пропевания потешек, проведение разных видов игр, проведение консультаций для родителей  и т.д.).

Консультация для родителей

«Правила внутреннего    распорядка»

(Настоящие Правила разработаны в соответствии, с Уставом ДОУ, действующим законодательством и локальными актами)

    Режим работы детского сада:  ежедневно с 7.00  до 19.00, кроме выходных и  праздничных дней.  

    Прием детей: с 7.00 до 8.00.

•Своевременный приход в детский сад–необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.  

•К педагогам группы, независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени  и отчеству.

•Спорные и конфликтные ситуации  нужно разрешать в  отсутствии детей.

•В отпуск воспитанник уходит после оформления заявления на сохранение места в детском   саду.

•Все дети возвращаются с летних каникул  со справкой об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья из поликлиники. Без уважительной причины(без справки) можно не посещать д/сад 5 дней. Для предупреждения недоразумений-сообщайте  причину отсутствия воспитателям группы.

•Если Вы не смогли решить какой-то вопрос с педагогами группы, обратитесь к методистам или заведующему ДОУ.

•В детском саду работают учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальные руководители, педагог физического развития ребёнка. Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем,

интересующим Вас, вопросам относительно развития Вашего ребенка.

•Просим не давать ребенку в детский сад  жевательную резинку, конфеты, чипсы, сухарики и др.

•Не рекомендуем одевать ребенку золотые, серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки.

•Плата за содержание ребенка вносится в банк  или почтовое отделение по квитанции за текущий месяц до 10 числа. За неуплату ребенок подлежит отчислению из ДОУ.

  Перерасчет по оплаченной квитанции за дни, которые ребенок не посещал ДОУ, производится в следующем месяце, в том случае, если для отсутствия была уважительная причина.

      Требования к внешнему виду   детей :

•  Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы  одежда и обувь;

•   Умытое лицо;

•   Чистые нос, руки, подстриженные ногти;

•   Подстриженные и тщательно расчесанные волосы; у девочек длинные волосы заплетены.

    Для создания комфортных условий пребывания ребенка  в ДОУ необходимо :

•   Не менее 2-х комплектов промаркированного  сменного белья: мальчикам - шорты, трусики, носочки; девочкам - юбочку, трусики, носочки.

•  Два пакета для хранения чистого и использованного белья.

Перед тем, как вести ребенка в детский сад :

•  Проследите, чтобы одежда была не мала и не сковывала движений ребёнка.    

•Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя

обслуживать.  

•Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и на-

деваться.

•Нежелательно ношение комбинезонов.

•Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

•Чтобы избежать травматизма, родителям нужно проверять содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.

Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки, игрушки от киндеров и др.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА.

Ф.И.О. ребёнка:

Дата рождения:

Национальность ребёнка:

Место регистрации:                                                                                              

Место проживания:

Телефон домашний:

Телефон ближайших родственников:

Состав семьи:      а) полная                    б) неполная (с кем постоянно проживает ребёнок):

Количество членов семьи:

Количество детей в семье (перечислить поимённо и указать даты рождения):____________________________________________________________________________________________________

Какое положение ребёнка в семье (нужное отметить):    а) старший                      б) средний                    в) младший   

Характер проживания Вашей семьи:  а) отдельно       

                                                  б) с родственниками  (перечислить с кем): _________________________________________

Условия проживания: а) общежитие          б) съёмное жильё         в) частное жильё (собственный дом)           г) благоустроенная квартира (количество комнат)    

Есть ли у ребёнка собственная, отдельная комната:    а) да             б) нет   

Доход семьи:    а) низкий                           б) средний                             в) высокий

Занятость супругов: а)оба работают       б)один безработный      в) оба безработные     г) инвалидность      д) пенсия        е) другое

Сведения о родителях

Ф.И.О. мамы ___________________________________

  возраст

Ф.И.О. папы______________________________________

  возраст

Национальность:

Национальность:

Образование:

Образование:

Социальный статус:  а) рабочий         б) служащий         в) военнослужащий

г) предприниматель        д) безработный        е) другое

Социальный статус:  а) рабочий         б) служащий         в) военнослужащий

г) предприниматель        д) безработный        е) другое

Место работы:

Место работы:

Должность:

Должность:

Рабочий телефон:

Рабочий телефон:

Сотовый телефон:

Сотовый телефон:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

для детей 1,5-2,5 лет

 «Доброе утро!»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
— Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).

«Хоровод»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры:
Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Э-ге-гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прыгай веселей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры:
Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай — побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись! Кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Материал: Маленькое зеркальце.
Ход игры:
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
— Давайте назовем, какого цвета листочки.
— Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
— А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры:
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Ладушки — хлопушки»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши).
— Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).
— Куколку кормили. Да!
— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед).
— Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).
— Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).
— Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).

«Зайка»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Ход игры:
Дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры:
Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
— отработка основных движений – бег, ходьба.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я — паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
На одном конце площадки — воспитатель, на другом — дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах.
Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечек,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет. Игра повторяется несколько раз.

«Карусели»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— взаимодействие детей.
Ход игры:
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
(карусель медленно движется в правую сторону).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(темп речи и движений постепенно ускоряются)!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали
(все бегут)!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончилась игра
(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).
Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

«В нашей группе»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— знакомство детей друг с другом.
Ход игры:
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т.д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

«Заинька — паинька»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
(кланяются в разные стороны)
Заинька, повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись.
(поворачиваются, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
(топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:
«Молодцы!».
Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

«Жил-был у бабушки козлик»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:
Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги), а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).
Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки). Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие! Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками).
Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).
По желанию детей игра повторяется.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИЙ

Игры на развитие координации движений в мышечных группах

•        Игра «Маленький самолётик» (1-3 года)

Взрослый берёт ребёнка под предплечья и грудную клетку, поднимает в горизонтальном положении вверх. Изображает летающий самолётик и гудит. Потом сопровождает речью:

Самолёт построим сами, полетим под небесами.

•        Игра «Покачаемся» (1-3 года)

Взрослый сидит на стуле и покачивает ребёнка, сидящего верхом у него на коленях и стоящего на подъёме стопы. Речь:

Кач, кач, качалочка.

Едет … Ваня на палочке.

•        Игра «Идём по мостику» (1-4 года)

На полу проводится линия. Малыша поддерживают вначале в ходьбе по прямой, приговаривая:

Идём по мостику-топ-топ-топ.

•        Игра «Кошечка» (2-3 года)

Ребёнок ползает на коленях. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка» оглядывается) , затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьёт).

Речь: Мяу-мяу-мяу.

•        Игра «На горку» (1-2 года)

Взрослый сидит или стоит, ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулируя перемещение стоп ребёнка вверх по ноге взрослого:

Уф-уф-уф!

•        Игра «Ноги маленькие, ноги большие» (1-3 года)

Ребёнок, лёжа на спине, поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди, сначала с помощью взрослого. Потом игра меняется. Взрослый держит над ним палочку на высоте 30-50 см от пола, а ребёнок пытается достать то одной, то другой ножкой. То обеими вместе. Речь:

Оп-оп-оп!

•        Игра «На доску» (2-3 года)

Придерживая малыша за руку, предлагают ему пройти по «горке» — приподнятой доске с одного конца на высоту 20-25 см. На вершине доски можно положить привлекательную игрушку, к которой ребёнок с желанием пойдёт, наклонится, возьмёт её, выпрямится и с помощью взрослого сойдёт с горки. Речь:

Дай-дай дай!

•        Игра «Вороны» (1-2 года)

Взрослый побуждает ребёнка подпрыгивать на обеих ногах; удерживая малыша под мышки, а позже за плечи, а затем за одну руку. Речь:

Кар-кар-кар!

•        Игра «Качели» (1-3 года)

Сидя на корточках, ребёнок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках, на счёт взрослого. Взрослый, присев, держит ребёнка за обе руки и демонстрирует эти движения; ребёнок подражает.

Речь: Кач-кач-кач!

Родительские собрания на 2015-2016 учебный год

Дата проведения собрания

Темы собрания

сентябрь-октябрь

Познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением, оборудованием  и здоровье-сберегающей средой детского сада.

Заполнение анкет «Адаптационные возможности моего малыша»

ноябрь-декабрь

Сохранить и стимулировать здоровье воспитанников через применение инновационных здоровье-сберегающих технологий (Знакомство родителей с применением новейших технологий в работе проекта: «Вместе весело играть»)

Продолжение заполнения анкет « Адаптационные возможности моего малыша».

январь-февраль

Консультация в электронном клубе для родителей «Мой малыш»: «Возрастные возможности и потребности ребенка раннего возраста, педагогически и психологически оправданные методы его воспитания и обучения, а также о здоровом образе жизни людей.

март-апрель

Консультация в электронном клубе для родителей «Мой малыш»: «Взаимодействие семьи и детского сада»

май-июнь

Подведение итогов работы и предоставление отчета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".

     Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НОВАЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в условиях ФГОС ДО

Основной тезис современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»....

«Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса»

laquo;Формирование социально-эмоциональной компетентности как условия сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса» Анализируя результаты скринингов...

Консультация для педагогов на тему: «Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ».

Консультация для педагогов на тему:«Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ»....

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...