Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей
статья на тему

Коршунова Елена Евгеньевна

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,

а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,

постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом,

даже не замечая своей колоссальной работы.

У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
 

К. И. Чуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_vospitatelya_korshunovoy_e.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,

а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,

постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом,

даже не замечая своей колоссальной работы.

У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».

К. И. Чуковский

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики. 
Для успешного освоения детьми морфологических средств языка необходимо воспитывать у них внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы, подбирать специальный речевой материал, позволяющий ребенку практическим путем установить правило звукового оформления той или иной грамматической категорий.
В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение по поводу практических действий, в старшем –внеситуативное-деловое и личностное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается непреднамеренно. В условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя для этого время в режиме дня. Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. Но при изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз. Однако личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Я после декретного отпуска работаю 2 года. За это время набрала опыта. Работаю в двух группах подменной: в средней группе и в старшой группе. В работе по формированию грамматического строя речи использую дидактические упражнения и игры.
В средней группе по формированию грамматических сторон речи регулярно организовываю спец игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен сущ-х, на активизацию предлогов, на образование форм ед. и мн. числа сущ-х. Словесный материал подбираем для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родит. падеже мн. числа в зависимости от окончания в именит падеже (полы – нет полов, столы – нет столов, но стул – нет стульев, нет деревьев) .
Также в работе с детьми использую языковые игры. Своеобразной игрой со смыслами является загадывание и отгадывание загадок. В основе загадки лежит замысловатый вопрос. Загадки содержат все типы синтаксических конструкции. Например, в процессе игры «загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов («Отгадайте, о ком эти слова – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, веселая?», подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому нужно доброжелательно относится к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в итоге получили образец правильной речи. (О собаке скажем – веселая, а о щенке – веселый. Веселая щенок нельзя сказать).


Для эффективного усвоения учебного материала стараюсь делать акцент на изучаемой грамматической форме, т. е. выделять голосом предлог, окончания.. 
В режимных моментах провожу пальчиковые игры, игры с камешками, поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует также речевые зоны головного мозга. В средней группе усваиваются способы словообразования. Обращаем внимание на способ образования, а не на запоминание. Например, когда учим использовать точные наименования предметов посуды. Для салфеток салфетница, а для хлеба… С целью активизации словаря проводим Д/И «Таня накрывает на стол». Ставим проблемную ситуацию ,Таня все перепутала хлеб положила в тарелку, салфетки на блюдечко, сахар в стакан. Говорим, что есть специальные посуды для хлеба хлебница и т. д. по аналогии. Предоставляем детям самим образовывать слова. Активно манипулируя со словом, самостоятельно образуя формы слов, словосочетания, в которых нет и в языке, например, (тормозило, ползук), ребенок познает, как устроен язык по каким законам изменяются и образуются слова. К.Чуковский утверждал, что ребенок, который в своей жизни не создавал таких замечательных речений не станет хозяином своего языка. Детское словотворчество-это метод познания. Но не все слова образуются одинаково. В с-р игре « МАГАЗИН» ставим задачу усвоить и запомнить ,что названия образуются по-разному. Вот специальное блюдо для сухарей, дети отвечают, а для печения нет другого названия просто блюдо.
В старшей группе использую прием «договаривания» детьми предложении из знакомых сказок. Или «дополни предложение»,  «размытое письмо». Например, мы позвонили маме, чтобы… Наступила зима, потому что...
Для усвоения трудных грамматических форм используем дидактические игры, упражнения. На использование в речи существительных в родительном падеже множественного числа проводим такие игры: «Чего не стало?» Красного яблока, Нет котят. «Чего не хватает?» Например: Что это? Стол. Чего не хватает у стола? Ножек.
На использование существительных, обозначающих детенышей животных в родительном и винительном падежах множественного числа упражнение. Маша, спроси у меня каких хочешь малышей. Скажи: дайте мне, пожалуйста, котят, мышат, лягушат. Или пустите в теремок моих желтеньких цыплят, маленьких мышат.
Для упражнения в согласовании существительных с прилагательными, личными местоимениями, количественными числительными используем дидактические упражнения «Чья вещь?» Дети отвечают на вопрос: моя красивая кукла. Мое зеленое ведерко .Чтобы обратить внимание ребенка на то, что некоторые слова не изменяются в речи. например, кофе, пианино, какао,  проводим с- р. игру «Кафетерий»,  «Ателье»
При упражнений в образовании форм глагола «хотеть» используем игру »Вы хотите? - мы хотим»
Для образования форм повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, нарисуй, поезжай, скачи, попрыгай, пляши используем игровые упражнения «Зайка, сделай» так же при обучении использования в речи повелительного глагола лежать (ляг!), с предлогом на, используем в своей работе игру» К нам пришла собака Жучка» Она хочет показать, что она умеет, но надо ее вежливо и правильно об этом попросить. Посмотрите, как Жучка выполняет мои задания: Жучка ляг на живот… ляг на бочок! Попроси мишку съехать с горки. Мишка съезжай с горки.
В старшей группе использую такие упражнения: Предлагаем вслушиваться в слова, как они звучат: холодильник (образует холод), вездеход (может всюду пройти). Образование однокоренных слов: снег (снеговик, Снегурочка), Лис-лиса-лисенок.В образовании глаголов: пришел, прилетел, ушел-отошел-вошел. В образовании сравнительной степени имен прилагательных слаще-чище-дороже-вкуснее. В употреблении притяжательных местоимении мои волосы, мое пальто. моя кисточка.
В процессе ознакомления с окружающим мы даем детям систематизированные знания о причинно-следственных, временных, пространственных зависимостях. Учим извлекать информацию из наблюдений. Чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем. Даем творческие задания, требующие использовать полученные знания в речевой или игровой деятельности.
В процессе ознакомления с художественной литературой мы учим детей применять грамматические навыки и умения в диалогической речи. Это ответы на вопросы, беседы. В монологической речи –это словесное творчество.
И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи детей

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи...

Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду

 Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...

Источники формирования грамматического строя речи

Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому систематическая гр...