Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 комбинированного вида г.Новозыбкова»
______________________________________________________________
Описание опыта работы
на тему:
ПОДГОТОВИЛА: воспитатель Бородко Ирина Михайловна
2018 год
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из темы опыта работы, мной подобраны и разработаны занятия с детьми раннего дошкольного возраста (приложение 1)
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
- Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
- Доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести.
С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.
Исходя из этого я поставила перед собой цель:
Раскрыть сущность нравственного воспитания через сказки. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (К. Чуковского).
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Существует много методов по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления, который я использую – чтение, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод, который используется мной – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений, т. к. главное в передаче сказки – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний сказок использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Мною были сделаны дидактические игры «Из какой сказки герой», настольно — печатная игра «Разрезные картинки».
Существует много приемов формирования восприятия сказки. Один из приемов, которые я использую - это выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность я достигаю разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Еще один прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес у детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки. Повторное чтение и рассказывание сочетаю с рисованием и лепкой. Художественное слово также помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Этапы моей работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми –настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
Таким образом, я стараюсь проявлять интерес к сказкам, помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки, провожу совместно с родителями: информирую родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей младшего дошкольного возраста; всю информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Также в уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Провожу индивидуальные консультации и беседы. Совместно с родителями пополняю библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Пополняю театральный уголок различными видами театра к русским народным сказкам по нашему возрасту.
Исходя из этого считаю, что цели и задачи, поставленные мною достигнуты:
- Дети учатся понимать смысл сказок;
- Отличают добро от зла, хорошее от плохого, можно или нельзя;
- Дети стали менее застенчивы;
- Происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы сказать, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства, так как сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей раннего дошкольного возраста, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать и моя задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к опыту работы по теме: «Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников»
Конспекты образовательной деятельности...
Приложение 2 к опыту работы по теме: «Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников»
Конспекты по сказкам...
Доклад воспитателя МБДОУ д/с №2 «Сказка» Конышковой Ирины Юрьевны «Традиционная культура русского народа в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»
Доклад воспитателя МБДОУ д/с №2 «Сказка»Конышковой Ирины Юрьевны«Традиционная культура русского народа в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Семья как источник вдохновения»
Мы все стремимся воспитать у детей доброту, милосердие, чуткость, сострадание, чувство взаимопомощи, а в дальнейшем сформировать активную гражданскую позицию и вовлечь их в социально – полезную ...
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки»
Цель: формирование социально-нравственных качеств посредством сказки....
Мастер - класс «Сказка - как метод нравственного воспитания младшего дошкольника»
Мастер класс в рамках конкурса "Педагог -наставник"...
«Сказка» - средство нравственного воспитания младших дошкольников
Проект для 2 младшей группы...