Доклад воспитателя МБДОУ д/с №2 «Сказка» Конышковой Ирины Юрьевны «Традиционная культура русского народа в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»
статья

Конышкова Ирина Юрьевна

Доклад

 воспитателя МБДОУ д/с №2 «Сказка»

Конышковой Ирины Юрьевны

«Традиционная культура русского народа в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620, Сахалинская область,                                                                                                              тел./факс (42433)2-01-98

г. Холмск, пер. Восточный, 18

VIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:

«Молодежь: свобода и ответственность»

Доклад

 воспитателя МБДОУ д/с №2 «Сказка»

Конышковой Ирины Юрьевны

«Традиционная культура русского народа в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»

г. Холмск

2018 г.

 «Маленьких детей надо начинать воспитывать с самых пеленок,

ибо только в самом юном возрасте дети легко поддаются всякому научению.

Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все,

что хотите отпечатать на ней — как ваши дурные примеры,

 так и благочестивые слова и всякий светлый и чистый пример».

                                                              Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   

Немного сведений из истории семейных традиций русского народа.

   В России из века в век семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России? Важным правилом для каждого человека в недавнем прошлом было знание своей родословной, притом не на уровне поколения «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. К примеру: в каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, появилась традиция ведения и хранения семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фото эры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

 Исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших в Радоницу, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть у нас и она жива – это факт.

  Ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван. В недалеком прошлом присвоение ребенку отчества было важной семейной традицией русского народа, в наши дни это закреплено законодательно. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени и отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

 Очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается русским народом не только глубоко верующими людьми, но и не понимающими значение этого события в жизни ребенка.

Важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви. Какие-то традиции безнадежно канули в Лету… Но как же отрадно, что многие из них живы, и по-прежнему передаются из поколения в поколение, а значит, у нашего народа есть будущее.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: малыш переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает. Ребенок, приходя в детский сад наблюдает за поведением, поступками окружающих его людей. Именно поэтому так важно, чтобы все окружающие его вели себя в соответствии с нравственными ценностями. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском учреждении направлено на формирование у них нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме.

Нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения и одновременно вид отношений между людьми. Под духовно-нравственным развитием личности, понимается осуществляемое в процессе социализации формирование способностей человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.  

Образовательной программой детского сада предусмотрена педагогическая работа по знакомству детей с самого раннего возраста с русским бытом, историей Родины, с народными: игрушкой, промыслами, праздниками, устным народным творчеством и т.д. и данная работа впрямую влияет на духовный мир ребенка.

Помня о том, что дошкольный возраст, возраст формирования основ личности, мы педагоги, способствуем возникновению высших социальных чувств, одно из которых-   чувство патриотизма. В младшем дошкольном возрасте ростки этого чувства формируются из любви к своей семье, к родному дому и улице, к детскому саду, городу. Из уст ответственного педагога ребенок получает первичные представления о нравственности, духовности, патриотизме, любви к природе и уважению к человеческому труду. Так и формируется любовь к малой родине, а к старшему дошкольному возрасту это чувство развивается и ко всей нашей необъятной стране.

 Уже с 3-4 летнего возраста мы педагоги-дошкольники прививаем навыки нравственного поведения в обществе: уважать старших по возрасту (взрослых), учим внимательно относиться к родителям, вежливо обращаться к сверстникам, уважительно слушать собеседника.

Общеизвестно, что маленькие дети склонны к подражательству и всем, кто имеет отношение к воспитанию малышей необходимо об этом помнить. Нередко взрослые сами слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, нельзя грубить и т.п....  Нужно быть добрым, честным, вежливым…» -  недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства. Влияние окружающей действительности бывает, как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают в ребенке раздражение, неудовлетворенность, а иногда способствуют возникновению отрицательных черт характера: рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка может не сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае. Тут уместно заметить о единстве требований к маленькому члену общества - семьи и дошкольного учреждения. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом. Недаром гласит народная пословица: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек в юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

Реализуя план образовательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей мы с младшего дошкольного возраста включаем их в процесс знакомства с православными праздниками. Содержание этих праздников доступно понимаю малышей, оно наполнено народными играми для их возраста, пословицами, приметами, прибаутками, драматизациями русских народных сказок.

 Так каждый год 14 октября в детском саду, отмечается великий православный праздник Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник знаменует своеобразную границу между осенью и зимой, поэтому он таит в себе множество традиций, обрядов и примет, которые неукоснительно выполняются и сегодня. Например, до Покрова необходимо собрать урожай и подготовить землю к зиме и т.д. Большая предварительная работа проводится педагогами детского сада подбираются номера, готовятся костюмы, заучиваются пословицы и поговорки о осени и зиме, разучиваются народные игры.

Празднование Рождества Христова, выпадающий на зимние каникулы, и праздник Пасхи, знаменующий приход весны, так же проводятся и с маленькими воспитанниками, принося им массу положительных эмоций.

Все праздники традиционно заканчиваются угощениями, как принято у русского народа: на Пасху куличи и яйца, на Рождество сладости, что очень радует детей. Данная работа не проходит бесследно для души ребенка, закрепляя в его сознании не только название праздника, но и светлое ощущение от него. Главное - мы для себя ставим цель оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.  

Все взрослые знают, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. И как отмечалось выше, наибольший интерес на празднике вызывает народная игра. Знакомя детей с таким видом игр, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В игровой форме наши дети знакомятся с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны. Организуя народную игру, мы преследуем цель воспитания нравственно-волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, умение действовать в коллективе. Важно и то, что в играх воспитываются дружеские отношения, умение подчинять свои интересы интересам детского коллектива. Через нее ребенок приобщается к природе и труду.

Так же приобщая малышей к традициям русской народной культуры, мы знакомим их с фольклорными произведениями, которые раскрывают красоту и богатство русского языка, меткость его выражений. В традиции русского человека употреблять в своей речи меткие выражения. Народная педагогика сформировала в своём арсенале малые формы фольклора: пословицы, поговорки, дразнилки, загадки, небылицы, колыбельные песни, сказки и былины, считалки. Именно в дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров.

Устное народное творчество. является таким же мощным средством формирования духовного мира ребёнка, как и чтение детской литературы. Исторически пословицы, поговорки всегда относились к поступкам и деятельности людей, т.е. к нравственной стороне их жизни. Они сопровождают человека с раннего детства. Большая часть их связана с отношением к труду, Родине, родителям, друзьям и т.д. Маленьким детям свойственно быстро усваивать их смысл, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки – это сконцентрированная в одной фразе народная мудрость. Они являются своего рода заповедями для детей, отражающими сущность общечеловеческих отношений: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Без старанья нет и знанья», «Трудолюбивому почёт, ленивому – насмешки», «Доброму гостю хозяин рад».  Устное народное творчество, в педагогическом арсенале   воспитывающих взрослых помогает растить духовно развитых детей.

Народное декоративное – прикладное искусство также играет важную роль в воспитательном процессе, помогает укреплять связь между поколениями. Оно является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому так важно знакомить детей начиная с младшего дошкольного возраста с этим видом искусства. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества. Украшая быт эти народные произведения жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени. Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью и этим привлекают детское внимание. Особое место занимают народные игрушки – жанр, наиболее близкий детям. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенностей русского национального народного творчества. Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Знакомя с народной игрушкой, мы доносим до сознания детей, что народные мастера с любовью создавали эти образцы. Образовательная программа с первой младшей группы ставит перед педагогами задачу знакомства с народными промыслами, народной игрушкой: дымковской, филимоновской, богородской. На занятиях лепкой воспитатели учат детей изготавливать глиняные игрушки по мотивам народных.

Все содержание народной культуры ненавязчиво учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор формирующейся личности ребенка. И только тот человек, (а эта миссия возложена на педагога), который сам любит, чтит и уважает народную культуру, народные традиции способен внушить эти высокие чувства подрастающему поколению.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. - М., 2013

2. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф.,         Народная педагогика в воспитании дошкольников – М., 1995

3.Богуславская В.А., Разова В.Д. Работа с книгой в детском саду – М., 1995

4.  Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М., «Просвещение», 1985

5. Буре Р.С., Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. - М., «Просвещение», 1987

6. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. - М., Воронеж, 1997

7.  Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб., 2008

8. Бородич А.М. Методика развития речи детей- М., «Просвещение», 1981

9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду- М., «Просвещение», 1974

10. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М., «Просвещение», 1983

 11. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М., «Просвещение», 1981

12.Лихачев Д.С. Заметки о русском. -М.; Сов.Россия,1984

13.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры-М., «Центр гуманитарной литературы»,2005

14. Сытин Г.Н. Воспитание воли у детей в семье –М., «Учпедгиз», 1960

15.Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат,1976

16.  Смелянец Т.А., Егорова Е.П. и др.  Образовательная программа МБДОУ детского сада №2 «Сказка», Х., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...