Влияние художественной литературы на духовно-нравственное развитие личности младшего дошкольника
материал (младшая группа)

Ковалева Ирина Александровна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Велижа

Отчет по самообразованию  за 2015 – 2016 учебный год

воспитателя первой квалификационной категории  Ковалевой И.А.  

Тема: «Влияние художественной литературы на духовно-нравственное развитие личности младшего дошкольника».

Цель:  духовно-нравственное воспитание детей  младшего дошкольного возраста в процессе  ознакомления с  художественной культурой.

Задачи:

1.Формировать у детей  способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».

2.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

3.Воспитывать чувства любви к родителям.

4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

5.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения.

Начиная с двух лет,  дети способны усвоить следующие навыки культурно-нравственного поведения:

 - уметь здороваться и прощаться;

 - излагать просьбы, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста»;

 - учатся играть, не ссорясь, помогая друг другу, вместе радуясь новым и красивым игрушкам.

    Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Художественная литература оказывает достаточно большое  влияние на поведение ребенка, на формирование его нравственных принципов. Однако, восприятие детьми  литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. 

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

СКАЗКИ:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Два жадных медвежонка. Теремок.

СТИХИ:

Ю.Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», А. Барто «Есть такие мальчики».

ПОТЕШКИ:

Сидит белка на тележке: щедрость

Кисонька-мурысенька:    жадность

РАССКАЗЫ:

В. Осеева «Сторож», «Лекарство», «Кто наказал его?», «Синие листья».

Литература:

  1. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ.\Предисл.К.Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 1992. – 192с.
  2. Мир детства: Дошкольник \ Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. А. В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с. – (Б-ка для родителей).
  3. Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – 176 с.
  4. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей: Пер. с польск. – 4-е изд., доп. -  М.: Прогресс, 1989, - 400 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. "Влияние художественной литературы на формирование речи и личности дошкольника".

Проект по развитию речи в подготовительной к школе группе....

Использование художественной литературы в духовно - нравственном воспитании.

Статья может быть полезна  как педагогами, так и родителями....

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...

Художественная литература как средство всестороннего развития личности дошкольника.

Статья подготовлена для участия в муниципальном конкурсе "Профессионал - 2021" Тула....

Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...

Консультация для родителей и педагогов "Роль художественной литературы в духовно - нравственном воспитании"

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...