Художественная литература как средство всестороннего развития личности дошкольника.
статья по художественной литературе

Наталья Витальевна Иванова

Статья подготовлена для участия в муниципальном конкурсе "Профессионал - 2021" Тула.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Профессионал»

«Педагог и воспитанник: совместное творчество».

Художественная литература как средство всестороннего развития личности дошкольника

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало очевидно, что проблемы всестороннего развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности. Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника.

Всем известно, что художественная литература является одним из действенных средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи и личности ребенка в целом.

  Никто не будет спорить с тем, что в настоящее время  проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе очень значима.  Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям книги.

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература неразрывно связана с  содержанием других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»). Осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досуговой деятельности и свободной деятельности детей.  Например, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

При приобщении детей к художественной литературе важнейшее значение отводится  организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствие принципам ФГОС ДО (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность), что в свою очередь способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы. 

В нашей группе имеются: 

- подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей;

- настольные и дидактические игры по знакомым произведениям. 

- книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца. 

- театральные атрибуты и атрибуты для с/р игр

- тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам. 

- портреты писателей. 

- книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, 
игры. 

- издания тех произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях. 

- юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С.Маршак, и др.) 

- книги, которые дети приносят из дома. 

- «Толстые» книги, которые я читаю в течение длительного времени. 

- энциклопедии. 

- книжки-раскраски, книжки-самоделки. 

- коллекция мультимедийных презентаций с использованием материалов диафильмов.

Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей . Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха, что позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту.

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции:

- расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте);

- помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий;

- способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;

- функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.

При проведении наблюдений за природным явлением, объектом, изменениями, происходящими с ними широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихотворение Н.Некрасова «Снежок», С. Михалков «Снег кружится».

Велика роль художественной литературы в речевом развитии ребенка. Речь — одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. При рассматривании портретов писателей, портретов художников - иллюстраторов знакомлю детей с их биографией, детям очень интересно какие они были в детстве, чем интересовались.  Знакомя детей с произведениями, использую следующие методические приемы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям («Заюшкина избушка» и др.)

- Предлагаю изменить в сказке любую деталь.(н-р в сказке «Снегурочка»: Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки)

- беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

- игры и упражнения для развития связной речи «Исправь ошибку», «Сравни разных зверят», «Разложи картинки», «Кто что умеет делать», «Сочинялки», «Разноцветный сундучок», «Узнай произведение по предметам», Игра «Чьи это слова?» и т.д.

Провожу беседы на тему «Что мы знаем о книге», Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги».

Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Например, нарисуй Жар-птицу к сказке П. Ершова «Конек-горбунок».

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Для организации детской театрализованной деятельности я пополнила театральный уголок различными видами театров (пальчиковый театр, театр на конусах), дидактические игры («Солнышко-тучка», «Птичий двор», «Музыкальная лесенка»), оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных, подвижных игр со словами.

Велика роль художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. При чтении произведений дети, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка — добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.Носова), и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К.Чуковского).

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к ней (книгу не рвать, не мять, не загибать листочки). С воспитанниками средней группы я организовала интегрированное занятие "Подари жизнь книге", на котором дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы прививать детям бережное отношение к книгам, мы устроили «Книжную больницу», там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

 Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

 Буклеты с рекомендации по организации домашнего чтения «Чтение-дело семейное», «Как привить любовь к чтению».

 Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные игры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Иванова Наталья Витальевна                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника»

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека. С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окру...

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста»(презентация)

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое....

Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста» - доклад

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совер...