Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников
статья

Сидоренко Анастасия

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Эта статья посвящена самому важному «орудию» воспитания нравственности и патриотизма у  молодого поколения. Что же обогащает человеческую душу и облагораживает? Конечно же тесное общение с народной культурой. И чем раньше познакомится с ней человек, тем лучше. Ведь в самом раннем возрасте закладываются в человеке основы духовной нравственности, формируется первоначальное понимание, осознание патриотических и гражданских чувств.

В наше время возникает острая необходимость в том, чтобы ребенок узнал об уникальности своего народа, об истории своей страны, чтоб его сердце наполнилось любовью к своей Родине. Чтобы маленький человек пришел к осознанию, как собственной неповторимости, так и неповторимости и необходимости каждого живущего на планете существа. А почему же возникает эта необходимость? Все очень просто. Ведь без знания и понимания прошлого своего народа невозможно воспитать любящего свою страну человека. Мы живем в сложное, но интересное время, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переосмысливаем, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Поэтому, я считаю, что ознакомление детей с русской народной культурой и традициями необходимо для успешного формирования патриотических чувств. Прежде всего, необходимо сформировать фундамент для эффективного воздействия на нравственное, духовное развития личности, что предполагает знание традиций, обычаев своего народа, для формирования интереса и потребности маленькой личности в истинной культуре. Ведь традиционная народная культура – это глубокая основа культуры современного общества. В ней содержится весь накопленный веками опыт практической и духовной народной деятельности , через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные и нравственные принципы, регулируются нормы социальных, трудовых, общинных, семейных отношений между поколениями.

Что же мы понимаем под понятием «традиции народа»?    Традиции -это живая национальная память нашего народа, это то, что ярче и полнее отражает внутренний мир и  духовный облик  народа, это тот путь, который прошел наш русский народ от начала до наших времен, это тот богатейший опыт, который наш народ получил во время своего пути то, что бережет человека от обезличивания, от пустого, угрюмого жизнепрожигания, это то, что позволяет ему –живому и настоящему человеку, ощутить связь времен и поколений. Формировался особый уклад народной жизни, который был тесно связан с годовыми циклами обновления и угасания природы, все, что отразилось в загадках, пословицах и поговорках, душевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Другое, живое свидетельство сокровищ бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Как все это можно не любить, не уважать, не интересоваться? Как начать строить свою деятельность со всеми этими богатствами русской народной культуры?

Всем известно, что ребенок гармонично растет и развивается только тогда, когда его окружает мир и любовь.В начале жизненного пути для ребенка Родина – это его семья. Ребенок делает шаги, учится дружить, любить, относиться к окружающему миру так, как подсказывает совесть - внутренний голос.  И что будет этот голос говорить, зависит от того, что мы вложим всвоего ребенка с малых лет.

В самом раннем возрасте закладываются в человеке основы духовной нравственности, формируется первоначальное понимание, осознание патриотических и гражданских чувств.

 Как же воспитать эти чувства? Как помочь ребенку лучше понять мир, который его окружает? Самое важное для решения этой проблемы создать ребенку такие условия, в которых он смог бы ощутить духовную жизнь своего народа, смог бы полюбить свой родной язык, свою историю, культуру своей уникальной нации.

 Я, как педагог, ставлю перед собой задачу – помочь детям узнать и воспользоваться сокровищами своего народа. Что позволит стать богаче, эмоциональнее, добрее. Приобщение к традициям народа очень значимо в дошкольные годы. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих. Ведь именно эти годы проявляются в интенсивном развитии мышления, мотивационная сфера подвижна и изменчива, что является оптимальным условием для целенаправленного воспитания полноценной личности, гражданина. Я считаю, что только лишь родная культура сможет найти дорогу к сердцу, душе ребенка  и прочно укрепиться в основе его личности. Мудрость народная заключена в следующих словах: наше сегодня, как никогда  наше прошлое, также  творит традиции будущего. Как нам  понимать это высказывание? О чем же говорят эти мудрые слова? Конечно же о необходимости приобщения молодого поколения к национальной культуре. Наши дети должны хорошо знать не только   историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, узнавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; учиться самореализовывать себя  как личность, любящую свою Родину,  свой народ и все, что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, сказки, песенки… В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Все это безусловно оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, духовно и физически укрепляют ребёнка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Когда ребенок внедряется в часть культурно-исторического сообщества, становится заинтересованным участником народных праздников, традиций, когда знакомится с русским фольклором, который учит добру, помогает познать мир, глубже узнать русскую культуру, тогда происходит формирование нравственно-патриотических чувств. Ведь опыт нашего русского народа – это богатейший источник нравственного и познавательного развития молодого поколения, это средство приобщения детей к общечеловеческим  ценностям. Русский фольклор – всегда будет и есть душой русского искусства. Фольклорные произведения совершенно бесценны. В них сама человеческая жизнь. Они  чисты и непосредственны. Что обогащает человеческую душу и облагораживает? Конечно же тесное общение с фольклорными произведениями И чем раньше познакомится с ними человек, тем лучше.Человек, должен знать свои корни!  Человек, который не знает и не желает знать свою историю, такой человек не сможет полноценно любить свою родину, не может достойно гордиться славой и культурой своих предков, не способен уважать свои традиции, культуру и национальные чувства народа. Обращение к народному искусству, который включает духовный нравственный опыт народа способствует возрождению в человеке того самого нужного чувства национальной гордости. Поэтому сохранение русского культурного наследия, народного искусства, его использование в современной жизни требует активного и творческого труда.

В детском саду есть условия и возможности для работы в этом направлении. Детский фольклор в моем понимании должен стать важным средством воспитания подрастающего поколения, который гармонично сочетает в себе духовное богатство, физическое совершенство и моральную чистоту.  Мы должны знать и понимать, что детский фольклор это одно из основных «орудий» всей педагогики, который должен всегда  сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции.

Приобщение малышей к народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение и драматизацию сказок, приговоры, колыбельные песни, различные игры и забавы дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на нежные детские души и сердца. Своеобразие восприятия чудесных фольклорных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта, а прикосновение к миру народной культуры всегда вызывают у детей радость и изумление.

 Ознакомление с историей и культурой наших предков, проведение праздников, вечеров досуга, экскурсий, беседы и занятия с народными атрибутами, где можно не только посмотреть, но и потрогать, позволяет укрепить интерес к народному творчеству. Такая работа необходима в детском саду в рамках нравственно-патриотического воспитания. Ведь окружающие предметы, которые смогли впервые пробудить искреннюю, нежную, любящую душу ребенка, формирующие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает маленькому человеку с самого раннего возраста понять, что он – часть великого русского народа.

Я считаю, прекрасным то, что воспитатели стараются наполнить жизнь малыша добром и лаской, стараются  духовно обогатить среду, в которой  растет ребенок, разбавить серые тона самыми нежными, самыми яркими цветами радуги, а значит заложить предпосылки высоких человеческих начал. Что станет большим помощником в развитии гордости, уважения к своему народу.

Ведь воспитание тогда будет сильным, когда станет народным. Где бы ни родился человек, он всегда будет принадлежать к русской культуре, если воспитывался на русском фольклоре, на любви и привязанности к Родине. Такая система работы способствует воспитанию нравственного отношения у молодого поколения к своей стране, учит испытывать особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Взращивает в детских сердцах  прекрасное  состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, учит относиться с уважением к своей стране, языку, народу. А это, скорее всего,  залог нашего дальнейшего благополучия. Страна с людьми, любящими и оберегающими все живое – это процветающая страна.

Воспитывать  настоящих людей с высокими нравственными позициями, умеющих трудиться, творить, а если надо, то и защищать Отечество, - это задача для нашей профессии всегда была и будет одной из главных.      

Литература

1.Алешина, Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М. 2008 

2.Князева, О.А., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

3.Казакова, А.Г., Новашина,М.С.Непреходящее значение идей А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского о патриотическом /14 – Народное образование. Педагогика., 2016 г

4.Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.–М.: Педагогическое общество России, 2000.

5.Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 

6.Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.

Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой....

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»

                                   Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длите...

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»...