«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Матвеева Екатерина Алексеевна

                                     

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длительный и целенаправленный процесс. И начинать нужно с детства. Нельзя быть патриотом своей страны, не зная своего прошлого. Чувство любви и уважения к своей Родине хочется привить нашим дошкольникам. Для этого в нашем центре, была разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию дошкольников. Дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования духовно-нравственных качеств. В этот период ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки духовно-нравственных качеств. Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Матвеева Екатерина Алексеевна

                              Руководитель мини-музея: «Русская изба»

                                                   МБОУ «ЦО №32»

                                                           г. Тула

 «Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»

Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длительный и целенаправленный процесс. И начинать нужно с детства. Нельзя быть патриотом своей страны, не зная своего прошлого. Чувство любви и уважения к своей Родине хочется привить нашим дошкольникам. Для этого в нашем центре, была разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию дошкольников.

Дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования духовно-нравственных качеств. В этот период ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки духовно-нравственных качеств. Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего ДОУ. В связи с этим на базе нашего ДОУ был организован мини-музей: «Русская изба»

Интерьер мини - музея составляют подлинные предметы русского быта: самовар, прялка, валек, лавки, чугунок, ухват, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель. Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям. 

        Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю.Коваль, О.В.Дыбиной, Рыжовой Н.А., Логиновой А.И.)

Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

•        Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

•        Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

•        Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

•        Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Ведущая идея открытия музея - оpганизовать в дошкольном учреждении мини-музей, создающий особую pазвивающую предметно-пространственную среду, способствующую духовно-нpавственному pазвитию детей дошкольного возpаста и разpаботке педагогической системы работы с детьми сpедствами музейной педагогики (с учетом регионального компонента).

Концепция работы мини-музея основывается на программе кружковой работы, разработанной творческим коллективом МБОУ «ЦО №32»

Программа предполагает использование регионального компонента - краеведческого материала, в работе с дошкольниками. А также изменение содержания работы с ребенком методами и средствами музейной педагогики, создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды.

Основной целью мини-музея (пpограммы кружковой работы) «Русская изба» в ДОУ является: - формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников средствами музейной педагогики.


Задачи мини-музея: 

- собирание и хранение экспонатов, создание экспозиций мини-музея;

- обогащение pазвивающей предметно-пространственной среды в доу;

- участие в pеализации pегионального компонента в образовании;

- pазвитие интеpеса детей к культуре Тульского края;

- предоставление возможности для выявления в детях творческого потенциала через разработку и оформление экспозиций, поисковую и экспериментальную деятельность;

- развитие взаимодействия детей, родителей, дошкольным учреждением, учреждением культуры и досуга (библиотека, музей).

Принципы работы:

•        Комфортность: атмосфера доброжелательности.

•        Погружение в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

•        Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

•        Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным.

•        Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, материалов, техники и др.

•        Индивидуальный подход: создание в творческом процессе атмосферу, которая стимулирует творческую активность ребенка. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка.

•        Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

•        Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

По итогам работы по программе ребенок:

- Знает основные литературные (фольклорные) жанры; краткое содержание прочитанных литературных произведений.

- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; использует в игре предметы быта русского народа.

- Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Формы работы мини-музея: «Русская изба»

  • Дидактические и народные игры;
  • Беседы;
  • Занятия;
  • Развлечения;
  • Мастер-классы по народным игрушкам;
  • Театрализованные представления;
  • Творческие мастерские;
  • Оформление выставок;
  • Организация выставок;
  • Праздники;
  • Проекты;
  • Деловые игры;
  • Целевые экскурсии; 
  • Рассматривание картин и составление рассказов;
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов;
  • Экспериментирование;
  • Сотрудничество с семьями воспитанников.

Знакомство с тpадициями я начинала с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Есть у меня помощники – это наши русские народные сказки! Сколько сказок начинается со слов «Жили-были…»  А чтобы узнать, как действительно жили, да были на Руси, приглашаю всех в путешествие в музей русского быта.

Огромную любовь проявляют дети к сказкам.  Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их. Совместно с родителями проводим тематические выставки.

Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашем музее была организована выставка «Игрушки из бабушкиного сундучка». Все дети по природе своей – творцы. В музее работает творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.

В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям.  Результаты оформляем в виде стендов, газет, выставок, альбомов.

За время работы нашего музея были реализованы следующие проекты:

  • «Читаем сказки детям»
  • «Тула – Родина моя!»
  • «Тульский кремль- 500 лет»
  • «Волшебный сундучок домовенка Кузьки»
  • «Мы едины, наш дом- Земля!»
  • «Матрешка»
  • «Куколки из бабушкиного сундучка»
  • «Моя семья»
  • «Бабушкино рукоделие»
  • «Светлый праздник – Пасха»
  • «Времена года»
  • «Филимоновская игрушка»
  • «Во саду ли в огороде»
  • «Добрый ангел»

Опыт показал, что лучше всего детьми воспринимаются праздничные мероприятия. Детский праздник – важная часть жизни ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.  Поэтому широко использую в своей практике знакомство детей с народными праздниками.

За время работы мини-музея: «Русская изба» педагогами разработаны и проведены такие праздники, как:

  • «Покров»
  • «Осенины»
  • «Рождество»
  • «Благовещение»
  • «Пасха»
  • «Кудесы-день рождения домового»
  • «Масленица»
  • «Троица»
  • «Яблочный Спас»
  • «Хлебный спас»

Народные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняю подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику вместе с детьми и родителями мастерим поделки, учим стихи, песни и танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй жизни.

Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к своим родным: папам, мамам, бабушкам и дедушкам, а также сёстрам и братьям.

Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли мужчины и женщины в мире.

Участие родителей в жизни музея вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.

В своей деятельности по формированию духовно-нравственных чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом.

Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: «Фестиваль цветов» в музее П.И. Крылова 1 место; в конкурсах музея: «Тульские древности» мы принимали активное участие и занимали призовые места, участвуем в различных библиотечных акциях.

Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить:

  • выступление на МО;
  • участие в конкурсах;
  • трансляция в СМИ.

Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:

  • сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;
  • расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;
  • сформировать первые представления о культуре своего народа, народных промыслах Тульской области»
  • обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);
  • сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
  • развить коммуникативные навыки.

Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.

Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.

Я считаю, что моя работа — это не просто попытка вернуться к нашей старине. Это возможность формировать духовные ценности, лучшие качества русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

Физическое развитие дошкольников, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности

Как писал Антон Павлович Чехов – «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

                    Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...