Физическое развитие дошкольников, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Поленова Надежда Тихоновна

Как писал Антон Павлович Чехов – «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, то успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе познания постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Способствуя формированию гармоничной личности, под которой понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stotya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие дошкольников, как средство формирования нравственно-патриотических качеств личности

Как писал Антон Павлович Чехов – «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, то успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе познания постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Способствуя формированию гармоничной личности, под которой понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

В этой связи особое внимание педагогам ДОУ необходимо уделять нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Об этом же говорится в методических рекомендациях Маханевой М.Д., в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», где подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности»

Как утверждал А.С. Макаренко «Главные основы воспитания закладываются до 5 лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до 5 лет». В связи с этим, дошкольный возраст самый благоприятный для привития культурных традиций, дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг, примеряют на себя модель поведения образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом раннем возрасте – это самый естественный, а потому и верный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания чувства любви к семье, Отечеству. При этом стоит вспомнить слова Ф. Честерфилда «Воспитывая детей, начнем с себя, будем учиться вместе с ними», так как в нравственно-патриотическом воспитании, огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

Развитие личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении рассматривается комплексно, всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса, а именно связью между разнопрофильными занятиями, которые объединяет одна тема; определение единой концепции педагогического коллектива, совместная разработка планов и согласованное их выполнение. Главным фактором реализации поставленных задач является активная работа с родителями, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс. Такой подход в работе с дошкольниками позволяет существенно продвинуться вперед в развитии ребенка как личности. Как показала практика, работа по этим принципам дает положительные результаты, дети лучше усваивают материал, многогранное рассмотрение одного и того же процесса дает более глубокое понимание его роли и значения в жизни ребенка.

Решение задачи нравственно-патриотического воспитания актуально в наше время в силу того, что является одним из факторов национальной безопасности. Эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение отечественной и народной культуры. Чтобы государство было духовно крепким, жило по нравственным законам, человек должен знать свою культуру, традиции, обычаи. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, Родине. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – именно то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Именно эти качества мы стараемся прививать нашим воспитанникам. Задача нравственно-патриотического воспитания решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде. Эта работа проводится методично, на протяжении всего года. Главная цель деятельности творческой группы нашего детского сада – разработка системы мероприятий направленных на воспитание нравственно-патриотических качеств ребенка. Для этого разрабатывается перспективно-тематический план на год, расписанный понедельно. Данный план включает в себя, помимо основных, предметных занятий, тематические беседы в области нравственности, патриотизма, познавательные занятия с применением различных форм и методов, а именно: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий в музеи, к памятным местам, проведение выставок и конкурсов рисунков и поделок, оформление в каждой группе тематических уголков, в том числе и по Российской символике, организация литературно-поэтических, музыкальных, физкультурных досугов и развлечений, военно-патриотических игр и т.д.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно то, что они повышают детскую мыслительную активность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Подбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, край, страна. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Проводимые тематические занятия приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, так например проводимые – «День защитника Отечества» (23 февраля), «День космонавтики» (12 апреля), «День Победы в Великой Отечественной войне» (9 мая), «День пожилого человека», «Родные просторы» и т.д. В результате проводимой работы у детей формируются чувства ответственности и гордости за достижения страны, они приобщаются к истории и духовно-нравственным традициям своего народа.

Проводимые тематические занятия очень хорошо вписываются в спортивные праздники и досуги: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Зарничка», результатом которых является, через подвижные и народные игры, повышение физического развития воспитанников, а так же привитие культурных традиций нашего общества.

В патриотическом воспитании важно подвести ребенка к пониманию того, что мы добиваемся больших успехов и побеждаем потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Люди плечом к плечу защищают свою Родину, совместно трудятся и помогают друг другу; берегут и охраняют окружающую их природу. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с краем, городом, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. 

Одним из важных этапов нравственно-патриотического воспитания является прикосновение к истории своей семьи, которое вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин …. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую ими не занимаются.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия, на народных сказках и былинах. На примере патриотов дошкольнику легче разобраться в ценностях жизни, в стремлении быть похожими на людей с большой буквы, но при этом закладываются индивидуальные качества личности. Как учил А.В. Суворов – «Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним в след, поравняйся, обгони – слава тебе!». Здесь вступают в силу нравственные нормы, на каких людей следует походить, на каких – не стоит. Русский писатель К. Новиков утверждает: «Процветание государства, благополучие народа зависит, неотменно, от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания». Работая в системе дошкольного образования, часто задаешь себе вопрос: почему при наличии множества хороших программ, педагогов, отдающих все силы и душу детям, нравственные нормы и правила для подрастающего поколения становятся чуждыми. Наблюдая прогресс в науке, технике, внедряя инновационные технологии в сфере образования, мы все же забываем о качественном развитии гармоничной личности, ее духовном развитии, умении жить не только для себя, но и для других, моральном облике цивилизованного человека.

Педагоги часто затрудняются в выборе темы по самообразованию, для работы с детьми. Снять эту проблему может взгляд в будущее, каким мы хотим видеть наше общество, какого конкретного человека хотим воспитать из сегодняшнего дошкольника. Через этот взгляд рождается та идея, которая придает смысл нашей работе, то, ради чего стоит отдавать все свои силы и способности.

Хорошим руководством к любой успешной деятельности могут служить слова Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься». Любой специалист будь то логопед, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительному искусству, психолог, может преломить в своем предмете то, что считает главным в воспитании будущего поколения, то есть посмотреть на свой предмет через призму воспитания.

Работая в этом направлении, привлекая всех участников воспитательно-образовательного процесса, мы на практике убедились в способности донесения до ребенка ценностей добра, сострадания и милосердия, честности и ответственности, чувства любви к Родине, понимания важности бережного отношения к природе, к себе, к окружающим.

Физическое воспитание играет здесь одну из важных функций – укрепление воли и выносливости, приобщение к здоровому образу жизни, как писал Артур Шопенгауэр: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником радости и наслаждения». Проводимые в игровой форме занятия, коллективные игры и эстафеты прививают детям чувство ответственности, взаимопомощи, повышают коммуникативные способности. Цель физкультурных занятий – учить детей главному – быть здоровыми. Здоровый ребенок и воспринимает больше и большего добьется. Я уверена, общими усилиями мы способны воспитать достойного члена общества – человека будущего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего?  ...

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»

                                   Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длите...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

                    Актуальность.Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы д...