Главные вкладки

    Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников
    методическая разработка на тему

    Кузнецова Александра Юрьевна

    Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_-_klass.docx24.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс с педагогами «Использование дидактического пособия «Бусы» как средство всестороннего развития дошкольников»

    Цель: Показать возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности.

    Предварительная работа: Изучение методической литературы, изготовление пособия, использование пособия в совместной образовательной деятельности с воспитанниками.

    Материал и оборудование: мультимедийное оборудование: экран, проектор; полиэтиленовые шары, бусины различной формы из соленого теста, заготовки бусин из бросового материала и крупных макаронных изделий, физкультурные стойки, бусы (небольшой длины на проволоке), массажные коврики, украшенные бусинами, карточки с картинками по мнемотехнике.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс на тему «Дидактическое пособие «Бусы» как средства всестороннего развития дошкольников».

    Наверное, каждая из нас в детстве перебирала сокровища из бабушкиного сундучка, рассматривала и, конечно же, примеряла украшения, которые носила мама и бабушка в своей молодости. Они казались нам такими красивыми, необычными, а, глядя на себя в зеркало, каждая девочка представляла себя принцессой.

    Бусы с древних времен имели многофункциональное назначение. Это были украшения, которые ассоциировались с властью, здоровьем и благополучием, лечили от болезней, на них гадали и предсказывали судьбу, применяли в качестве денежной единицы. 

     В дошкольном образовании пособия из бус появились не случайно, ведь в детском саду работают в основном женщины, которые стремятся привносить в образовательный процесс не только научность, но и красивое решение поставленной задачи.

    Милые дамы, которые держат сейчас в руках шары - бусины, вам выпало счастье участвовать в работе нашего мастер – класса. Приглашаю вас на сцену.

    Сегодня мы покажем вам, как можно использовать разнообразные пособия из бус при решении задач всех образовательных областей дошкольного образования. В этом мне помогут мои ассистенты. Прошу Вас разделиться по секциям.

    Мир маленького дошкольника мы называем волшебным. Человек на половине дороги к жизненному реализму. Законы логики и другие достижения взрослых пока ещё далеки от него. Как помочь ребёнку понять и увидеть причины и следствия событий и явлений, происходящих вокруг него? Задача педагога создать предметно – пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей, сензетивных периодов их развития, включающую в себя материалы для удовлетворения всех потребностей ребенка: двигательной, интеллектуальной, познавательной, а так же тренировки и "утончения" чувств. Задачи воспитания и обучения ребенка – дошкольника включают в себя предоставление ребенку возможности развивать моторику как крупную, так и мелкую, особенно мускулы пальцев рук. Причем в упражнениях соединяются движения рук с работой интеллекта.

    И первое направление, к которому мы обратимся – это «познавательное развитие». Бусины изготовлены из соленого теста, имеют разную форму и цвет, позволяют развивать восприятие, внимание и мышление, мелкую моторику рук. Преимущества: экологически чистые и не вызывают аллергии.  Можно использовать в следующих упражнениях:

    - «Собери бусы по образцу» (по карточке);

    - «Логическая цепочка из геометрических фигур». Задание ребенку: собери бусы так, чтобы каждая бусинка отличалась по одному признаку;

    Пособие «Веселая гусеница». Даем детям задание на решение арифметических задач на сложение и вычитание, нахождение предыдущего и последующего числа и сравнение чисел.

    Дидактическая игра «Считай по порядку». Учит порядковому счету, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «На котором месте?»

    Милые дамы, спасибо вам за участие, занимайте свои места.

    Обратимся к «художественно – эстетическому» направлению развития дошкольников. В течение Великой Отечественной Войны, несмотря на всю тяжесть положения, женщинам по-прежнему хотелось выглядеть самыми красивыми. Тогда широкое распространение получили бусы, вручную сделанные из бумаги и канцелярских скрепок. Женщины соединяли скрепки в цепь, оборачивали их яркой бумагой и покрывали лаком. (ассистент показывает). С одной стороны, это было дешево и сердито,  с другой – весьма красиво и необычно. Похожим образом делали бусы из макаронных изделий – их красили акварелью, нанизывали на нитку и покрывали мебельным лаком.

    «Бусы наших бабушек» из макарон и бумажного картона легко можно сделать с детьми в рамках подготовки к празднованию годовщины Великой Победы. Мы использовали макароны в виде ракушек, гуашь, лак, бусины из соленого теста и цветной картон. Милые участницы продемонстрируйте, пожалуйста, эти красивые бусы в деле, наденьте их. Как они вам идут. Спасибо большое!

    Рассмотрим возможность использования бус в  «физическом развитии» дошкольников. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная двигательная предметно - развивающая среда. Как разнообразить среду в небольшой, заставленной игрушками и мебелью групповой комнате детского сада? Мы нашли решение в использовании нестандартного оборудования.

    - Уважаемые участницы, помогите мне показать на практике варианты использования бус в физическом развитии дошкольников.

    Здесь решаются следующие задачи: Упражнять в выполнении движений, развивать быстроту, ловкость, координацию, мелкую моторику рук.

    Варианты использования:

    - Забросить бусы на стойку по принципу «кольцеброса»;
    - Следующая игра «Спрячь в ладошках». Ребенок берет нитку бус и собирает их в ладонях так, чтобы все бусинки были спрятаны. Прижимая одну ладонь к другой, перекатывает бусы в ладонях, ребенок массирует всю ладонь и пальцы рук. После 5-10 секунд массажа, бусы можно положить на ковер или стол. Повторить 3-4 раза.
    -
    Массажный коврик, украшенный бусинами и бисером используется для саммомассажа и развития мелкой моторики кистей рук.

    - Большой популярностью у детей пользуется пособие «Бусы для великана», сделанные из шаров  и крышек от пластиковых бутылок. Их можно использовать как массажер для стоп, а так же как длинную скакалку (демонстрация прыжков через скакалку).

    Мне как воспитателю группы для детей с общим недоразвитием речи очень близка идея использования бус в работе по «речевому развитию» дошкольников. Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов позволяет быстрее запомнить текст.

     Мнемобусы – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками. Если научиться работать с такими бусами, то можно значительно уменьшить время на заучивание стихотворения. Предлагаю вашему вниманию два вида мнемобус, которые вы можете сделать своими руками:

    1) Бусины из цветного картона с нанесенными на него символами. Преимущество: можно использовать на подгрупповом занятии для заучивания стихотворения, легкие в изготовлении, могут располагаться в любом удобном месте в группы. Здесь зашифровано стихотворение «Осень», думаю, наша участница уже запомнила  его и расскажет с помощью таблицы:

    Ходит осень в нашем парке

    Дарит осень всем подарки

    Бусы красные рябине

    Фартук разовый осине

    Желтый зонтик тополям

    Фрукты осень дарит нам.

    2) Мнемобусы из бросового материала. Преимущества: незаменимы при индивидуальной работе с детьми, развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Здесь зашифрована чистоговорка, давайте вместе (обращается к участнице) расскажем ее:

    У Пашки рубашка, на рубашке кармашки,

    На кармашках ромашки, на ромашке букашка,

    У букашки крылышки и на крылышках пятнышки.

    Игра «Собери бусы по теме» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать предметные картинки по лексической теме /«Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Игрушки»/, закрепление знаний цвета.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать бусы и определяет для каждого тему. Дети самостоятельно выполняют задание.

    Большое спасибо за участие!

    Одной из задач «социально – коммуникативного» развития воспитанников является формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, умения общаться с взрослыми и сверстниками. Для решения этих задач предлагаю использовать социально – коммуникативную игру «Комплимент». (педагог идет к зрителям) У меня в руках шнурок и бусины, я нанизываю на шнурок первую бусину и делаю комплимент Вам: «У вас очень красивые глаза», вы нанизываете следующую бусину и говорите комплимент соседу. Продолжение игры…Эта игра пользуется большой популярностью в нашей группе и напоминает о хороших качествах наших воспитанников.

    Рефлексия: В заключение я прошу вас поделиться своими впечатлениями о том, что вы сейчас увидели. Предлагаем зрителям в зале повесить  бусины определенного цвета: «красный» - очень понравилась, возьму на вооружение; «синий» - осталась равнодушной.

    Свое выступление хочу закончить стихотворением Н.Гогена, которое очень мне нравится. Ожерелье – это мой коллектив, который состоит из бусинок – моих коллег.

    Мы, люди, как бусы.

    В одном ожерелье, в цепочке одной.

    И если один из нас руку отпустит,

    Тот час же почувствует это другой.

     Надо нам за руки крепко держаться,

    Чтоб не упасть и до цели добраться.

    Любовь собирает вместе людей,

     Точно как бусы, в цепочке моей.

    Литература.

    1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Прсс, 2001.

    2. Интернет-ресурсы: info@juverum.ru; http://schools.coldish.ru/uvk1690/method.ntml 

    3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – Казань: ИД «Цветной мир», 2011.

    4. Петерсон Л.Г. Раз-ступенька.- М.: Владес,2001.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

    Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...

    Консультация для воспитателей "Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника"

    Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. ...

    Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.

    В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....

    памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"

    рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста...

    Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"

    Мастер-класс "Использование дидактического пособия "Бусы" как средства всестороннего развития дошкольников"...

    программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

    В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают ну...


     

    Комментарии

    Малинина Наталья Ивановна

    Огромное спасибо за интересный материал, особенно понравилось использование бус в физическом развитии и мнемотехники, возьму на заметку