Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
консультация (подготовительная группа) на тему

Васильева Александра Капитоновна

Сообщение на педсовете

на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_igr_po_sots.-nrav._vospitaniyu.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   комбинированного вида № 38 города Кузнецка

Сообщение на педсовете

на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Воспитатель: Васильева А.К.

2018г

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, выбираемая ребёнком, и действия по реализации этой роли. В игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребёнок активно познаёт окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

По данной теме:                                        

1. Изучила литературу по социально-нравственному воспитанию дошкольников.

2.  Составить картотеку игр для старшего дошкольного возраста.

3.    Подобрала детскую литературу для чтения с детьми дошкольного возраста.

4.     Подобрала материал по работе с родителями.

5.     Изготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

6.   Создала в группе такую обстановку, чтобы у детей возникало только положительное отношение к окружающим его людям.

7.   В целях социально-нравственного воспитания использовала не только развивающие ситуации, но и естественные жизненные обстоятельства.

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых, тем не менее, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагоги, не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.

Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджериц-кой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.

Таким образом, мнения многих авторов и актуальность проблемы побудили   меня к поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.

Работая с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возрастая решила воспитать в детях своей группе социально-нравственные качества через разные виды игр. Поэтому тему я определила, как «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

В своей работе я использовала следующие методы и приемы:

1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.

2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.

3.Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.

4.Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

5.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

6.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.

7.Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).

8.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

В своей работе использовала методическую литературу:     

       1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников).

      2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).

      3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления).

       4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).

      6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры  педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье).

     7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).

       Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.

         Работу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников начала в старшей группе.   

Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры, дидактические игры.

Использовала игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом. Богатые возможности в воспитании доброжелательных отношений дают сюжетные игры. Сюжеты создавала с помощью игровых персонажей, чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь.

Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь.

Широко применяла в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка.

       Такие игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре. Руководя играми, уделяла внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты.

Для достижения положительных результатов   стала использовать в своей работе  технологии ТРИЗ,  которые  помогают  детям  найти выход из  трудных  ситуаций.  Например,  игра «Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). Дополнительную игровую мотивацию создавали методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Воспитание у детей социально-нравственных качеств продолжалось и на прогулке, где с детьми организовывала наблюдения, игры с песком, театрализованные представления.

Большую помощь в нравственном воспитании детей оказывают родители. Они – наши единомышленники. Совместные праздники, экскурсии, конкурсы, защиты проектов – всё это способствует формированию нравственных качеств детей. На родительских собраниях мы обсуждали пути воспитания, искали действенные средства и методы. Каждый досуг, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию детей.

Для развития у детей социально-нравственных качеств и проведения всех перечисленных мероприятий в группе была создана соответствующая развивающая среда. Группа была разделена на зоны: активную и зону отдыха и спокойных игр. В перечисленные зоны входили различные уголки и центры: патриотический уголок, театральный уголок, уголок ПДД, уголок природы, уголок «Читай-ка», а также познавательный центр, центр строительных игр, центр сюжетно-ролевых игр. Всё это входит в мою самообразовательную работу.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень нравственных качеств. Дети показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.

 Таким образом   нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
   Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, забота), стремления оказать помощь, соответствующих требованиям общественной морали.

      Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Литература

1.Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное  воспитание дошкольников./С.Н.Карпова  Л.Г.Лысюк- М.: Изд-во МГУ, 1986

2.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание/  И.Ф Свадковский  -    

 М.: Изд-во Москва, 1972

3.Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина,   Н.Е  Богуславская - М.: Изд-во Просвещение, 1992

4.Курочкина И.В. О культуре поведения и этике./ И.В. Курочкина -2003. №1 « Дошкольное воспитание»

5.Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. –/ И.В.  Курочкина- М.: Изд-во  Владос, 2003.

6.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В.Петерина – М.: Изд-во МГУ  1987.

8.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

9.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности. Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...

Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка.  В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...

Сообщение к педсовету на тему: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»

Сообщение к педсовету на тему: «Духовно-нравственное воспитание  старших дошкольников»...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...