Мастер-класс "Хор рук"
методическая разработка на тему

Коновалова Ирина Николаевна

Данный материал полезен в работе музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_hor_ruk.docx21.69 КБ
Файл master-klass_-_kopiya.ppsx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Музыкально – педагогическая технология

«Хор рук» в музыкальном развитии детей»

СЛАЙД 1. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог. Сегодня мы встретились на секции «Необычное в обычном» - «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста». Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.    

СЛАЙД 2. Наш первый мастер-класс называется «Музыкально-педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

Мы мастер-класс сегодня покажем,

Много интересного вам расскажем.

Перед началом работы хочу предложить вам вот эти нотки (на листе нарисована нота, с обратной стороны – памятка участника мастер-класса).

СЛАЙД 3. Письменная рефлексия (определение готовности участников мастер-класса к работе).

Памятка участника мастер-класса        

1. Получи удовольствие!

2. Позволь себе быть свободным!

3. Доброжелательность к себе и другим!

4. Постарайтесь быть внимательным.

5. Избегайте оценок и суждений.

6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях,  настроениях.

И всё получится!

А сейчас попрошу вас перевернуть лист и раскрасить нотку любимым цветом.

Любимый цвет может многое рассказать о характере человека и его эмоциональном складе. В конце работы нашей секции мы всё узнаем.

СЛАЙД 4. Театр рук – это новое слово в театральном искусстве. Сюжет театра рук ограничивает только фантазия. Здесь приобретается умение овладению  пластикой рук и создания своей собственные картины. Учеными доказано, что работа в коллективе театра рук плодотворно действует на человека в целом, а в частности улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику.

Театр рук в данный момент становится очень популярным видом искусства. Технику создания волшебных образов при помощи рук, можно освоить на мастер-классах, а со временем овладеть искусством создания динамичных номеров.

СЛАЙД 5. Одной из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь  все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

Предварительно дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».

Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, начинаем   работу с «одноголосия», где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.

После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники  делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый.  А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.  В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).

Практическая часть. Изготовление цветов для «Хора рук».

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Мы будем руками изображать танец цветов.  Пока я  буду выполнять роль ведущего – дирижера. С музыкой я уже знакома, поэтому предлагаю сразу перейти к показу.  

Я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого нам понадобятся  2 ведущих  дирижера. Цветы у нас уже есть, мы к ним добавим бабочек.  

Спасибо большое, очень красиво получилось. 

СЛАЙД 6. Особенностями технологии является то, что она может:

  • Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
  • Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
  • Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.

Рефлексия.

Подведем результаты совместной работы, а также увиденного и услышанного в работе нашей секции (смайлики).

СЛАЙД 10. И закончить работу нашей секции хочется словами Чарльза Диккенса:

«Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Музыкально-педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей » Мастер-класс

Слайд 2

Памятка участника мастер-класса 1. Получи удовольствие! 2. Позволь себе быть свободным! 3. Доброжелательность к себе и другим! 4. Постарайтесь быть внимательным. 5. Избегайте оценок и суждений. 6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И всё получится!

Слайд 3

Театр рук – это новое слово в театральном искусстве.

Слайд 4

«Хор рук» Т.А. Боровик

Слайд 5

Особенности технологии 1. Может применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста и со взрослыми (на совместных мероприятиях). 2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не показывать личной инициативы. 3.Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии , артпедагогики , музыкотерапии, как активная релаксация. 4. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования.

Слайд 6

Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Слайд 7

Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Слайд 8

Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Слайд 9

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.